Методика проведения лекций по психологии в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить наиболее эффективную методику чтения лекций по психологическим дисциплинам в ВУЗе.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Просвести анализ научной литературы по проблеме преподавания психологических дисциплин в ВУЗе;
2. Рассмотреть особенности психологии как науки;
3. Рассмотреть основные психологические дисциплины, которые изучаются в вузах;
4. Рассмотреть цели преподавания психологических дисциплин в ВУЗе;
5. Рассмотреть общую характеристику лекции и её функции;
6. Рассмотреть основные этапы подготовки лекции;
7. Изучить особенности проведения лекции по психологии в ВУЗе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………с.3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗе
1.1 Особенности психологии как науки ....................................................с.4
1.2. Психологические дисциплины в ВУЗе……………………………...с.7
1.3. Цели преподавания психологических дисциплин в ВУЗе ………с. 11
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВУЗе
2.1 Общая характеристика лекции и её функции………………………с.14
2.2. Основные этапы подготовки лекции ………………………………с.20
2.3. Особенности проведения лекции по психологии в ВУЗе………...с.23
2.4. Тематический план лекций по общей психологии………………..с.28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с.29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….с.31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………с.33

Вложенные файлы: 1 файл

(К) Методика проведения лекций по психологии в ВУЗе (3912).doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………с.3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗе

1.1 Особенности психологии как науки ....................................................с.4

1.2. Психологические дисциплины в ВУЗе……………………………...с.7

1.3. Цели преподавания психологических дисциплин в ВУЗе ………с. 11

ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВУЗе

2.1 Общая характеристика лекции  и её функции………………………с.14

2.2. Основные этапы подготовки лекции ………………………………с.20

2.3. Особенности проведения лекции по психологии в ВУЗе………...с.23

2.4. Тематический план лекций  по общей психологии………………..с.28

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………с.29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….с.31

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………с.33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными сферами практики.

Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли научных знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места и назначения в науке.

Таким образом, к вузовской лекции на современном этапе образования предъявляются разнообразные требования. Вузовская лекция - ключевой компонент дидактического цикла обучения. Ее цель - организация ориентировочной базы для последующего изучения студентами учебного материала.

В современном мире можно наблюдать тенденцию к увеличению преподавания психологии и психологических дисциплин в школах, лицеях, колледжах, университетах.

Актуальность темы – растущий интерес к проблемам психологического образования определяется потребностями гуманизации всех сторон общественной жизни, необходимостью повышения психологической компетентности организаторов и участников современного производства. Предметом рефлексии становятся не отдельные аспекты преподавания в вузе, а принципы и пути построения психологической подготовки самых различных специалистов.

Цель исследования – определить наиболее эффективную методику чтения лекций по психологическим дисциплинам в ВУЗе.

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Просвести анализ научной литературы по проблеме преподавания психологических дисциплин в ВУЗе;
    2. Рассмотреть особенности психологии как науки;
    3. Рассмотреть основные психологические дисциплины, которые изучаются в вузах;
    4. Рассмотреть цели преподавания психологических дисциплин в ВУЗе;
    5. Рассмотреть общую характеристику лекции и её функции;
    6. Рассмотреть основные этапы подготовки лекции;
    7. Изучить особенности проведения лекции по психологии в ВУЗе;

Объект исследования – лекционные занятия в процессе преподавания психологических дисциплин.

Предмет исследования – методика проведения лекций в процессе преподавания психологических дисциплин в ВУЗе.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗе

1.1 Особенности психологии как науки

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально она относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда она относилась только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем Случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

 

1.2 Психологические дисциплины в ВУЗе

Существует большое многообразие психологических дисциплин, преподаваемых в различных учебных заведениях различных стран и в рамках различных образовательных программ. Это разнообразие определяется культурными, научными, образовательными традициями, а также целями программ обучения.

Каждый университет самостоятельно определяет перечень учебных дисциплин, которые изучают студенты базового психологического образования.

Психологические дисциплины в ВУЗе можно условно разделить на следующие группы:

  • Дисциплины фундаментальной психологии (введение в психологию, биологические основы психологии, зоопсихология и сравнительная  
    психология, общая психология, психология личности, дифференциальная психология, возрастная психология, социальная психология, история психологии).
    • Общая психология – основной целью преподавания данного предмета является усвоение студентами общих закономерностей функционирования психики. Знание общепсихологической теории должно лечь в основу изучения ими конкретных прикладных отраслей психологии, в частности возрастной, педагогической, социальной и др.

Изучение общей психологии имеет методологическое значение для усвоения других учебных курсов психологического цикла, так как без знания общего невозможно разобраться в частном.

Тематику лекций целесообразно компоновать несколькими большими блоками, чтобы все многообразие содержания дисциплины могло быть изложено в этих блоках как совокупность основных проблем психологии, как система взаимосвязанных понятий.

  • История психологии – отрасль психологической науки, изучаемая на психологических факультетах университетов и академий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развития науки в его динамике, начиная с взглядов древних на психику (душу) и кончая сегодняшними научными представлениями о ней.

При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т.е. какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их. История психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже понять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.

Если в лекциях по истории психологии излагаются взгляды, которые потом были преодолены как ошибочные, но современных взглядов на эти проблемы студенты еще не знают, то тогда у них возникают серьезные трудности в адекватном понимании логики исторического процесса развития науки.

Если история изучается после общей психологии или хотя бы параллельно с ней, то данная трудность в значительной мере снимается. 

Словом, лекции по истории психологии нужно стремиться превратить в разговор о современности на основе ретроспективного анализа пройденного ею пути, приведшего к нынешнему ее состоянию

В процессе изучения этих дисциплин студенты получают общее психологическое образование, которое необходимо для профессиональной компетентности психолога в научно-исследовательской работе и практической деятельности.

  • Методология и методы психологического исследования (введение в психологию, общая психология, психологический практикум, методы психологического исследования, экспериментальная психология, психодиагностика, математические методы в психологии).

Методы психологических исследований, характерные для отдельных психологических проблем и отраслей психологии, изучаются студентами также во многих других курсах фундаментальной и прикладной психологии.

При их изучении студенты осваивают методологические проблемы, организацию и проведение психологического исследования, методы научного и научно-практического исследования. Эти знания и умения необходимы специалистам-психологам в научно-исследовательской и практической психологической работе.

  • Дисциплины прикладной психологии (клиническая психология, педагогическая психология, психология труда, психология управления).
  • Дисциплины практической психологии (психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия, специальная психология, психокоррекция).
  • Педагогические дисциплины (история педагогики, педагогика дошкольного  и начального образования и многие другие).

Перечисленные названия дисциплин характеризуют предметные области, которые в обязательном порядке изучаются студентами-психологами.

Информация о работе Методика проведения лекций по психологии в ВУЗе