Методики по диагностике лидерских качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования раскрыть сущность понятия «политическое лидерство».
Объект психология политического лидерства.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:
1. Рассмотреть понятие «политическое лидерство».
2.Изучить психологическую литературу по проблеме политического лидерства.
3. Подобрать методики по диагностике лидерских способностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Общее понятие политического лидерства……………...5
1.1 Типы лидеров…………………………………………………...6
1.2Основные теории лидерства…………………………………....9
Глава 2. Методики по диагностике лидерских качеств………….16
2.1 Методики по диагностированию лидерских качеств ………..16
2.2 Результаты диагностики………………………………………..17
2.3 Рекомендации студентам…….………………………………....22
Заключение…………………………………………………………..27
Список литературы ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

психология 3 кур Понедельчеко. Психология политического лидерства курсовая работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

 

По результатам первой методики можно сказать, что у 3 человек из 17 выявлен высокий уровень лидерских качеств, 8 человек из 17 показали средний уровень и у 6 обнаружился низкий уровень. По результатам данной методики можно судить что больше всего выражен средний уровень развития лидерских способностей, это составляет примерно 47% от опрошенных.

Методика  №2

 

Первая буква имени.

Сумма баллов

Краткая характеристика

1

А.

120

Характерна инициативность, уверенность в себе. Соответствует роли лидера

2

А.

70

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

3

Н.

75

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

4

К.

45

Соответствует роли исполнителя и подчиненного

5

Т.

45

Соответствует роли исполнителя и подчиненного

6

Ю.

80

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

7

А.

90

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

8

Л.

65

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

9

Р.

100

Характерна инициативность, уверенность в себе. Соответствует роли лидера

10

К.

80

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

11

А.

100

Характерна инициативность, уверенность в себе. Соответствует роли лидера

12

Л.

75

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

13

С.

90

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

14

Л.

95

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации

15

А.

40

Соответствует роли исполнителя и подчиненного

16

Н.

100

Характерна инициативность, уверенность в себе. Соответствует роли лидера

17

К.

70

Умение как быть ведущим, так и ведомым в зависимости от ситуации


 

По результатам данной методики можно судить о том у 4 испытуемых из 17 получились результаты выше 100 балов, что соответствует инициативности, уверенности в себе, смелости, целеустремленности и твердой воли. Такие люди подходят на роль лидера. Но в тоже время у таких людей есть и отрицательные стороны, такие как: завышенная самооценка, бесцеремонность, не умение считаться с чужими интересами.

У 10 из 17 испытуемых результаты распределились от 70 до 95 баллов, что соответствует умению принимать   роль как ведущего, так и ведомого в зависимости от ситуации. Уважение к авторитет не помещает им высказать своего мнения. Процент испытуемых с подобными качествами составил приблизительно 59%, что является большинством по данной методике.

Так же у 3 испытуемых из 17 опрошенных баллы распределились от 40 до 45, что соответствует склонности к принятию роли исполнителя и подчиненного. Такие люди предпочитают  следовать директивам и тяготеют от личной ответственности. Испытуемых с подобным типом оказалось меньшинство.

Методика №3

Первая буква имени.

Сумма баллов

Стиль руководства

1

А.

32

Высокоэффективный

2

А.

25

Среднеэффективный

3

Н.

28

Среднеэффективный

4

К.

20

Среднеэффективный

5

Т.

10

Низкоэффективный

6

Ю.

9

Низкоэффективный

7

А.

29

Среднеэффективный

8

Л.

26

Среднеэффективный.

9

Р.

35

Высокоэффективный

10

К.

8

Низкоэффективный

11

А.

27

Среднеэффективный

12

Л.

39

Высокоэффективный

13

С.

10

Низкоэффективный

14

Л.

27

Среднеэффективный.

15

А.

25

Среднеэффективный.

16

Н.

35

Высокоэффективный

17

К.

27

Среднеэффективный


 

 По результатам данной методики  можно судить о том у 3 испытуемых  был выявлен высокоэффективный  стиль руководства. У 10 человек из 17 среднеэффективный стиль руководство, что составляет большинство (примерно 59% от общего числа опрошенных). И самый низкий уровень был выявлен у 4 человек, таким людям не рекомендуется быть руководителями коллектива.

Общий вывод по методикам:  в ходе проведения методик «Диагностика лидерских способностей» ( Е. Жариков, Е. Крушельников), «Потенциал лидера», «Эффективность лидерства» (Р. С. Немов) было выявлено, что наибольшее число испытуемых показали средний уровень развитости лидерских качеств. Самое меньшее число испытуемых показало низкий  уровень развитости лидерских качеств, и так  по трем методикам. 

 

2.3 Рекомендации студентам

Если говорить о лидерских качествах, то многие специалисты не могут до сих пор определиться в том, являются ли лидерские процессы управляемыми или стихийными. Если говорить простыми словами, лидерами рождаются или становятся?

Можно много спорить по данному вопросу, но в настоящее  время  существуют специальные методики и приемы по развитию лидерства.

Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков.[] Ниже приведем пример некоторых методик.

    • Первое это выработка личной мотивации. В любой деятельности мотив служит не только толчком к действию, но и определяет цель и программу действия. А политическая деятельность имеет за собой множество мотивов. Это может быть желание быть лидером уверенность в себе, готовность принимать решения и брать ответственность на себя, упорство в реализации общих целей и т.д. есть ряд процедур самомотивации таких как: причина, которая не безразлична для человека, мечта которую он хочет воплотить в жизнь, жажда не простое желание, которая поможет добиться многого, и наконец соревнование с самим собой, когда человек не просто хочет побороть пративника, а побороть самого себя. Так же необходимо помнить, что мотивация это сугубо личностна и каждый человек должен сам наитии тот стимул, который подтолкнет его к действию. Главное определиться с матовом!
    •     Развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Сюда входит развитие компетентности, порядочности ( без которой трудно завоевать авторитет), развитие интеллекта (гибкость ума, быстрота в понимании сути проблемы, умение планировать).
    • Обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательные отношения с членами группы. Это включает развитие культуры общения, умение ясно и четко выражать свои мысли, умение выслушивать своих коллег, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение к достоинству других людей, понимание их, понимание их проблем и забот, оказывать поддержку в нужный момент.
    •    Так же необходимо умение ставить ясные цели. В большинстве своем неудачи людей происходят из-за того, что они ставят перед собой не ясные цели. Необходимо представлять какой результат вы хотите достичь и причем как можно подробней. Полезно так же указывать сроки которые вы хотите потрать на реализацию той или иной цели. Эффективность реализации целей будет зависеть так же от умения самосовершенствоваться.
    • Будь те готовы, что при развитие ваших лидерских способностей, может вызвать враждебность со стороны коллег, родных и друзей. Это может быть связано с неготовность воспринимать в вашем поведение лидерских качеств, особенно если до этого вы были «серой мышкой».
    • Старайтесь не упускать возможностей. Пока вы совершенствуетесь  в личностном плане могут возникать совершенно новые возможности. Это может быть возможность улучшить отношения с коллегами да и просто с окружающими, создать свою группу, продвинуть свои идеи, получить новые связи. Главное в этом деле не надо пассивно ждать, такая стратегия походит только тогда, когда ни чего другого не остается.
    • Рискуйте в незнакомых ситуациях. Новые ситуации всегда кажутся более опасными, чем  уже знакомые. Всегда легче выбрать безопасность, идти на ни чем не оправданный риск. С одной стороны это хорошо, но с другой это заставляет идти назад. Неопределенность такой ситуации тормозит саморазвитие. Личная эффективность требует, что бы человек научился сам руководить ходом своей жизни.
    • Внимательно наблюдайте и будьте готовы, учится у других. Это довольно важный способ развития лидерских способностей. Начиная уже с детства перед нами всегда есть те кто лучше и успешней нас. Они служат для нас своего рода эталоном для подражания. Для этого можно проделать ряд упражнений:  
    1. назовите не меньше трех лидеров, с которыми вы сталкивались в жизни.
    1. выставите им оценку как лидерам: отлично, хорошо, удовлетворительно.
    2. укажите три основные характеристики каждого из них.
    3. из полученных характеристик выберете три, которые повлияли на ваши собственные взгляды.

Необходимо помнить, что у окружающих можно многому научится. Именно их навыки, отношения действия являются причиной их успехов или наоборот неудач. Но не забывайте подвергать сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить их.

    • Учитесь на своих ошибках и неудачах.  В свои лидерской деятельности, как и в остальной другой вы столкнетесь с неудами, без этого просто не возможно прийти к успеху. Из неудач необходимо делать выводы, искать их причину и устранять. Таким образом неудача может стать лучшем учителем и научить скромности.
    • Приносите пользу организации в которой работаете, группе в которой состоите. Отношения в таких коллективах похожи на сделку, если вы приносите пользу то вам дают большие возможности, а если нет то не разумно рассчитывать на что то подобное.

В конечном счете о ваших лидерских способностях будут судить именно по делам.

    • Не пренебрегайте теорией. Знания человека всегда ограниченны, теория обобщает практический опыт множества людей. Без теоретического основания человек лишь без думно копирует слова и действия отдельных людей. Но необходимо помнить, что ситуации бывают разные и эти люди были со своим характером и темпераментом. К тому же такое бездумное копирование ничего не дает в плане самосовершенствования. 

Сделаем маленькое заключение из всего выше сказанного.

      1. необходимо знать теоретические принципы.
      2. максимально практиковаться.
      3. необходимо производить обучение по средством обратной связи, т.е. анализировать успехи и неудачи.

 

Один из ведущих специалистов по лидерству предлагает следующие упражнения по развитию данного качества:  

Ниже приводится список ключевых целей, важных для развития лидерских навыков на начальном этапе. Выберите из приведенного ниже списка не менее трех целей для включения в свою программу самостоятельного развития лидерства. Дополните их своими личными целями, важными для вас.  
1. В течение года пройти по меньшей мере два обучающих курса или тренинга по саморазвитию. Например, эффективному деловому общению, лидерству, ораторскому искусству, навыкам управления личным временем, принятия решений и т.д.  
2. Побеседовать — официально или неофициально — с признанными и пользующимися вашим уважением лидерами, чтобы выслушать их идеи относительно лидерства и понять, как они пришли к ним. Внимание! Из этих лидеров не более половины должны работать в вашей отрасли или профессии!  
3. Расспросить своих знакомых или коллег по службе, что они больше всего ценят в поведении лидеров и что меньше всего. Записать и проанализировать их ответы.  
4. Прочесть в течение года минимум одну книгу по вопросам лидерства и разработать не менее пяти практических шагов на ее основе.  
5. Ответить на следующие вопросы:  
а) Каковы мои цели с точки зрения карьеры?  
б) Какой жизненной цели они служат?  
в) Какое значение я придаю достижению этих целей?  
г) Когда они будут достигнуты? Какова моя программа действий?  
д) На каком этапе я нахожусь сейчас? Куда я буду двигаться дальше?  
е) Как я могу улучшить эффективность своей работы?  
ж) Кого можно отнести к самым ценным моим советчикам и критикам?  
6. Получить точную информацию о том, как оценивает организация, в которой вы работаете, ваш потенциал. Выяснить, как ваше начальство и коллеги по службе оценивают ваши лидерские качества. (Внимание: вам может потребоваться немного смелости, чтобы заговорить с начальником на эту тему!)  
7. Если ваша теперешняя работа не дает вам возможности развития лидерских качеств или она не использует все ваши способности, выберите другую область, в которой вы сможете пополнить свой послужной список лидерства. Изменение ситуации стимулирует вас и заставит напрячься.  
8. «Знание — сила». Выберите одну длительную программу обучения (не менее четырех недель), которая углубит и расширит ваши знания в конкретной области — управлении финансами, маркетингом, кадрами и т.д. — и лидерстве в целом. Разработайте план, как убедить свою компанию, что ваше обучение на этих курсах отвечает ее интересам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психология политического лидерства достаточно молодая сфера научных исследовании, хотя она  является наиболее древней в истории психологии. Феномен лидерства волновал многих ученых. Начиная с монархов, королей и политических лидеров, революционеров – всех тех кто смог вести за собой толпы людей, чему авторитету доверялись миллионы. Все это занимает людей давно и еще долго будет занимать. Есть многоженство вопросов, споры вокруг которых не утихают и по сей день. Главный, из которых это лидером рождаются или становятся?   

Так же мы рассмотрели, какие виды политических лидеров бывают и дали им описание. Лидер –это человек за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения, затрагивающие их личные интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.  Нами были рассмотрены качества присущие истинному лидеру это: не только харизма, но и такие важные качества как решительность, интеллектуальная развитость, способность общаться и понимать своих последователей, умение оправдано рисковать, также он должен пользоваться доверием у людей, обладать организаторскими способностями, умение ясно ставить цели и задачи и так далее. Рассматривая все качества, которые присущи политическому лидеру, можно сказать, что настоящие лидеры- это выдающиеся личности.

Лидерство – это процесс социальной организации и управления.

В заключение необходимо сказать, что нами были рассмотрены теоретический материал по данной теме, проведено исследование, целью которого было выявление лидерских способностей и даны рекомендации по развитию и улучшению лидерских качеств.

Нами было в входе тестирования было выявлено, что у большинства испытуемых преобладает средний уровень выраженности лидерских качеств, меньше всего преобладает низкий уровень развитости лидерских качеств.

Изучение проблемы политического лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. http://ru.wikipedia.org

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., «Высшая школа», 2002

3. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артуг. Т.1 (А-О_ перевод с анг. М.: Вече. АСТ 2000.- 592 с.

4. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994

Информация о работе Методики по диагностике лидерских качеств