Методики психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 13:54, реферат

Краткое описание

Термином "методология" современное научное знание обозначает уровни научного подхода: общая методология (общий философский подход и способ познания явлений действительности); специальная методология (совокупность методологических принципов, которые применяются в конкретной области знаний); совокупность конкретных методов и методологических приемов.

Вложенные файлы: 1 файл

Методики психодиагностики.docx

— 30.78 Кб (Скачать файл)

Методики психодиагностики

 

Термином "методология" современное научное знание обозначает уровни научного подхода: общая методология (общий философский подход и способ познания явлений действительности); специальная методология (совокупность методологических принципов, которые  применяются в конкретной области  знаний); совокупность конкретных методов  и методологических приемов.

Социально-психологическое  исследования, пользуются как общей, так и специальной методологией, должно придерживаться таких принципов - общих выходных положений, которые  обуславливают взаимосвязь исследователя  с социально-психологическими реалиями мира:

- принцип историзма. Обеспечивает  изучение социально психологической  реальности с точки зрения  ее возникновения, этапов и  механизмов развития, становления  и формирования, современного и  будущего положений;

-принцип объективности.  Обозначает изучение объективных  закономерностей развития социально-психологических  их явлений в совокупности  фактов и событий - противоречащих, многогранных, позитивных, негативных, типичных, нетипичных; обеспечивает  взаимосвязь объективного и субъективного;

- принцип системности.  Предусматривает отделения определенной  системы собственности, которая  обеспечивает элементы системы  в одно целое, систему связей, структуру, учитывая при этом  связи и отношения с окружающими.  Употребление этого принципа  предусматривает такой подход  к социально-психологическим проявлениям  личности, сферы общения и групповых  процессов, за которого отдельные  элементы предмета познания и  изучения рассматривается как  такие, что взаимодействуют, взаимообуславливаются, взаимосвязанные, то есть являются элементами одного целого;

-принцип развития. Настраивает  на достижения социально-психологических  явлений в их положении и  формировании. Его употребление  имеет определенное значение  во время прогнозирования механизмов, моделирования структуры социально-психологической  реальности, путей оптимизации межличностных  отношений, при изучении социо-культурной, этнопсихологической программы поведения индивид в группе, составляющих коммуникативного потенциала личности;

-принцип гуманизма. Является  этическим аспектом социально-психологическим  отражением, определяет и характеризует  человека, группового объекта деятельности  в сфере общения и групповых  процессов как наивысшую ценность;

-принцип активности и  творческой деятельности. Указывает  на активную взаимосвязь творческого  деятельности каждого;

-принцип обратной связи  в сфере взаимосвязи и групповых  процессов. Обозначает, что социально-нормативная  регуляция может существовать  лишь тогда, когда партнеры  получают информацию об эффекте  межличностных отношений, то есть  когда происходит оценка действий  и поступков собеседников.

Эти принципы основываются на понимании природы социально-психологического отображения как явления социального  по составу и психологического по форме и способу регуляции.

Конкретные методы (метод  изучения личности - способ, путь получения  необходимой конкретной информации про социально-психологическую реальность) в социальной психологии использованные на изучении социально-психологических проявлений личности в межличностных отношениях, групповых процессах и другое. Совокупность научных методов собирания, обработки и анализа социально-психологических фактов дает возможность реализовать целых и задания социально-психологического исследования. Основными источниками информации про социально-психологические явления являются параметры реальных поступков и поведения личности и группы, личности индивидуальной и групповой сознательности, характеристики продуктов материальной и духовной деятельности участников коммуникативного процесса, ситуации социальной взаимосвязи и другое. Полученная в процессе исследования социально-психологическая информация должна быть качественной, то есть отвечать требованиям надежности (стабильности результатов при повторных экспериментах разных исследователей), обоснованные (годность метода исследовать именно эти качества объекта, которые определяются), точности (чувствительность использования методик к измерению исследовательских качеств).

К главным методам исследования принадлежат: метод наблюдения, метод  опроса, метод тестирования, метод  групповой оценки личности, метод  эксперимента, метод изучения документов, метод социометрии.

Психодиагностический метод  конкретизируется в трех основных диагностических  подходах, которые практически исчерпывают  множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно  обозначены как "объективный", "субъективный" и "проективный".

Объективный подход к диагностике  проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традиционным. Это методики для диагностики  собственно личностных особенностей и  тесты интеллекта.

Субъективный подход представлен  многочисленными опросниками. Эти  распространенные диагностические  инструменты в самом общем  виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния  и настроения, а также опросники  мнений и опросники-анкеты.

Этот является наиболее распространенным в социально-психологических исследованиях  и используется для выяснения, понимают ли испытуемые конкретные задания, жизненные  ситуации, а также с целью получения  информации об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведение  личности. Опросы основываются на непосредственной (беседа, интервью) или опосредованной (анкетирование) социально-психологической  взаимосвязи исследователя и  испытуемого (респондента). Беседа дает возможность получить информацию на основе вербальной (словесной) коммуникации. При анкетировании, в отличие  от метода беседы, не обязательный личный контакт. Используется опросный лист, который является совокупностью  упорядоченных по смыслу и форме  вопросов.

Анкетирование должно отвечать таким требованиям:

-вопросы на протяжении  анкетирования должны оставаться  неизменными;

-перед началом необходимо  провести инструктаж о порядке  заполнения анкеты;

- наличие гарантии анонимности;

- вопросы анкеты должны  быть четкими, лаконичными;

- в начале анкеты вопросы  должны быть простыми, достаточно  осложнениями;

- вопросы должны учитывать  индивидуально-психологические особенности  респондента: возраст, пол, уровень  образования, склонность и преимущество  и так далее.

Каждая анкеты имеет определенную структуру и может содержать  такие коммуникативные компоненты:

- эпиграф к анкете и  обращение к респонденту (это  делается с целью сотворения  позитивного эмоционального настроя  респондента, активации его умственной  деятельности в нужном направлении,  позитивного влияния на формирование  мотивации к участию в опросе, подчеркивание роли общественной  мысли);

- сообщения о цели исследования, условии анонимности опроса, использования  полученных результатов и их  значений, правил заполнения анкеты  и объяснения;

основная часть анкеты, которая содержит вопросы о фактах, поведении, продуктах деятельности, мотивах, оценках и мнениях респондента;

- вопросы о социально-демографических  характеристиках респондентов (это  своеобразная карточка респондента,  его схематических портрет, который  можно разместить как в начале, так и в конце анкеты).

Метод анкетирования дает возможность собрать много материала, изучить большое количество особ. Недостаток его - в зависимости информации от наличия или отсутствия установки  в опрошенных на искренность ответах, способности респондента объективно оценивать поступки людей, свои качества как качества других.

Для методик, созданных в  рамках проективного подхода, предлагались различные классификации. Наиболее простым и достаточно удобным  является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические.

Внутри каждого из подходов могут быть выделены группы однородных, близких друг другу методик.

Тесту, как и любому другому  инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах  исследования могут рассматриваться  в качестве его достоинств или  недостатков. Эффективное использование  тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой  базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрические характеристики.

В области психологической  диагностики личности давно обсуждается  вопрос о разработке так называемых объективных тестов. Разработчики объективных  тестов стремятся получить с их помощью "чистое" знание о личности, иначе  говоря, те данные о личности, которые, с одной стороны, не фальсифицированы самим испытуемым, а с другой стороны - избежали влияния экспериментатора.

Естественно-научные (а поэтому признаваемые объективными) теории личности достаточно хорошо известны в психологии, так же как имена их создателей и сторонников. Общим для представителей этого направления является то, что "объективный критерий", позволяющий описывать личность, всегда обнаруживается за пределами психологической науки. Каждая теория имеет особый взгляд на природу человека. Согласно этому взгляду определяется методология и процедуры исследования.

При разработке большинства  методик психологической диагностики  из создатели стремились опираться  на теорию измерения, принятую в естествознании. Результаты любых исследований обретают смысл исключительно в рамках концептуальных установок ученого. На каждом этапе работы ученого его личностные особенности, интересы, принадлежность к определенной научной школе и так далее будут влиять на конечный результат. Ни один эксперимент не может служить критерием достоверного знания. Более того, дедуктивная структура знания, служащая образцом в естественных науках, эффективна лишь для изучения иерархически организованных объектов. В психологии изучаемые им явления существуют в системе взаимных влияний.

Наименее сложны в адаптации  проективные методики, стимулы которых  не подлежат каким-либо изменениям. Это  же можно сказать и о невербальных тестах. С наибольшими сложностями  сталкиваемся при адаптации широко распространенных в отечественной психодиагностике личностных опросников. Процесс их адаптации нередко ограничивается следующими этапами:

1) подготовка предварительного  варианта перевода с оригинала  на второй язык;

2) экспериментальная содержательная  оценка предварительного перевода  с привлечением лингвистов и  профессиональных психологов, владеющих  языком оригинала;

3) проверка эквивалентности  экспериментального перевода шкалы  и оригинала;

4) установление новой  шкалы и сбор соответствующих  норм на отечественной выборке.

Социально-психологический  взгляд на проблему личности имеет  четкую специфику, чем существенно  отличается от трактования ее в пределах социальной психологии. Система социологического знания сорентированная на анализ объективных закономерностей общественного развития. Особое внимание она уделяет макроструктуру общества (социальным институтам, законам их функционирования, структуре личностных отношений). В поле зрения этого анализа находится и личность, поскольку без учета ее поведения, деятельности, невозможно понять состав и механизм действий законов общественного развития. Правда, личность в этом контексте фигурирует как представитель определенной социальной группы, она важна не как индивидуальность, а как продукт общественных отношений, как социальный тип.

 

Социальный тип - обобщенное отображение совокупности существенных социальных качеств личности, которые  принадлежат к определенной социального содружества.

Социологический анализ личности сосредоточен на проблеме ее социальной типологии. Однако это не означает, что выходя из поля зрения социологии находятся конкретные личности, знания про которые являются знанием про воплощение в них значительных для группы характеристик о том, как группы репрезентируют личность в разных групповых действиях.

Социально-психологический  подход отличается от психологического подхода прежде всего желанем структуры личности. Российский психолог Константин Платонов (1906-1984), определяя проблему взаимосвязи личности и общества, отделив в структуре личности четыре подструктуры (равные): биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, патологические особенности психики), психологическая подструктура (индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые стали особенностями личности, - памяти, эмоций, чувств, мышления, восприятия, чувств и воли), социальный опыт (накопленные человеком знания, привычки, умения и навыки), направленность (склонности, желания, интересы, стремления, идеалы, индивидуальная картина мира, переубеждения). Эти подструктуры отличаются между собой "наличием" социального и биологического в каждом. Если общая психология концентрирует внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология анализирует, как правило, четвертую, поскольку социальная детерминация личности реализуется в основном на этом уровне. Структурные составляющие личности существуют единстве, связях и взаимодействии. Личностные качества, особенности, психологические процессы, темперамент и идеалы имеют своеродные, неповторные индивидуальные особенности, которые обозначаются на всем: познавательной деятельности, учении, работе, поступках и поведении личности, отношениях с другими, в общем на взаимосвязи с обществом.

Информация о работе Методики психодиагностики