Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 13:54, реферат
Термином "методология" современное научное знание обозначает уровни научного подхода: общая методология (общий философский подход и способ познания явлений действительности); специальная методология (совокупность методологических принципов, которые применяются в конкретной области знаний); совокупность конкретных методов и методологических приемов.
Методики психодиагностики
Термином "методология" современное научное знание обозначает уровни научного подхода: общая методология (общий философский подход и способ познания явлений действительности); специальная методология (совокупность методологических принципов, которые применяются в конкретной области знаний); совокупность конкретных методов и методологических приемов.
Социально-психологическое
исследования, пользуются как общей,
так и специальной
- принцип историзма.
-принцип объективности.
Обозначает изучение
- принцип системности.
Предусматривает отделения
-принцип развития. Настраивает
на достижения социально-
-принцип гуманизма. Является
этическим аспектом социально-
-принцип активности и
творческой деятельности. Указывает
на активную взаимосвязь
-принцип обратной связи
в сфере взаимосвязи и
Эти принципы основываются
на понимании природы социально-
Конкретные методы (метод
изучения личности - способ, путь получения
необходимой конкретной информации
про социально-психологическую
К главным методам исследования принадлежат: метод наблюдения, метод опроса, метод тестирования, метод групповой оценки личности, метод эксперимента, метод изучения документов, метод социометрии.
Психодиагностический метод
конкретизируется в трех основных диагностических
подходах, которые практически
Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традиционным. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта.
Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники мнений и опросники-анкеты.
Этот является наиболее распространенным
в социально-психологических
Анкетирование должно отвечать таким требованиям:
-вопросы на протяжении
анкетирования должны
-перед началом необходимо провести инструктаж о порядке заполнения анкеты;
- наличие гарантии анонимности;
- вопросы анкеты должны быть четкими, лаконичными;
- в начале анкеты вопросы должны быть простыми, достаточно осложнениями;
- вопросы должны учитывать
индивидуально-психологические
Каждая анкеты имеет определенную
структуру и может содержать
такие коммуникативные
- эпиграф к анкете и
обращение к респонденту (это
делается с целью сотворения
позитивного эмоционального
- сообщения о цели исследования, условии анонимности опроса, использования полученных результатов и их значений, правил заполнения анкеты и объяснения;
основная часть анкеты, которая содержит вопросы о фактах, поведении, продуктах деятельности, мотивах, оценках и мнениях респондента;
- вопросы о социально-
Метод анкетирования дает
возможность собрать много
Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различные классификации. Наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические.
Внутри каждого из подходов могут быть выделены группы однородных, близких друг другу методик.
Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрические характеристики.
В области психологической диагностики личности давно обсуждается вопрос о разработке так называемых объективных тестов. Разработчики объективных тестов стремятся получить с их помощью "чистое" знание о личности, иначе говоря, те данные о личности, которые, с одной стороны, не фальсифицированы самим испытуемым, а с другой стороны - избежали влияния экспериментатора.
Естественно-научные (а поэтому признаваемые объективными) теории личности достаточно хорошо известны в психологии, так же как имена их создателей и сторонников. Общим для представителей этого направления является то, что "объективный критерий", позволяющий описывать личность, всегда обнаруживается за пределами психологической науки. Каждая теория имеет особый взгляд на природу человека. Согласно этому взгляду определяется методология и процедуры исследования.
При разработке большинства
методик психологической
Наименее сложны в адаптации проективные методики, стимулы которых не подлежат каким-либо изменениям. Это же можно сказать и о невербальных тестах. С наибольшими сложностями сталкиваемся при адаптации широко распространенных в отечественной психодиагностике личностных опросников. Процесс их адаптации нередко ограничивается следующими этапами:
1) подготовка предварительного варианта перевода с оригинала на второй язык;
2) экспериментальная
3) проверка эквивалентности
экспериментального перевода
4) установление новой шкалы и сбор соответствующих норм на отечественной выборке.
Социально-психологический взгляд на проблему личности имеет четкую специфику, чем существенно отличается от трактования ее в пределах социальной психологии. Система социологического знания сорентированная на анализ объективных закономерностей общественного развития. Особое внимание она уделяет макроструктуру общества (социальным институтам, законам их функционирования, структуре личностных отношений). В поле зрения этого анализа находится и личность, поскольку без учета ее поведения, деятельности, невозможно понять состав и механизм действий законов общественного развития. Правда, личность в этом контексте фигурирует как представитель определенной социальной группы, она важна не как индивидуальность, а как продукт общественных отношений, как социальный тип.
Социальный тип - обобщенное отображение совокупности существенных социальных качеств личности, которые принадлежат к определенной социального содружества.
Социологический анализ личности сосредоточен на проблеме ее социальной типологии. Однако это не означает, что выходя из поля зрения социологии находятся конкретные личности, знания про которые являются знанием про воплощение в них значительных для группы характеристик о том, как группы репрезентируют личность в разных групповых действиях.
Социально-психологический подход отличается от психологического подхода прежде всего желанем структуры личности. Российский психолог Константин Платонов (1906-1984), определяя проблему взаимосвязи личности и общества, отделив в структуре личности четыре подструктуры (равные): биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, патологические особенности психики), психологическая подструктура (индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые стали особенностями личности, - памяти, эмоций, чувств, мышления, восприятия, чувств и воли), социальный опыт (накопленные человеком знания, привычки, умения и навыки), направленность (склонности, желания, интересы, стремления, идеалы, индивидуальная картина мира, переубеждения). Эти подструктуры отличаются между собой "наличием" социального и биологического в каждом. Если общая психология концентрирует внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология анализирует, как правило, четвертую, поскольку социальная детерминация личности реализуется в основном на этом уровне. Структурные составляющие личности существуют единстве, связях и взаимодействии. Личностные качества, особенности, психологические процессы, темперамент и идеалы имеют своеродные, неповторные индивидуальные особенности, которые обозначаются на всем: познавательной деятельности, учении, работе, поступках и поведении личности, отношениях с другими, в общем на взаимосвязи с обществом.