Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:38, реферат
Целью было показать актуальность темы, а задачей - углубиться в изучение данной темы.
Введение ………………………………………………….2
Основная часть…………………………………………...3
Основные методологические принципы…………….…8
Заключение………………………………………………11
Список литературы……………………………………..12
Методология
Введение ………………………………………………….2
Основная часть…………………………………………
Основные методологические принципы…………….…8
Заключение………………………………………………11
Список литературы…………………………………
Данная работа рассматривает основные концепции методологии..
Целью было показать актуальность темы, а задачей - углубиться в изучение данной темы.
Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой — достаточно объективными, точными и надежными методами, т.е. теми путями, средствами и способами, с помощью которых добываются научные факты, позволяющие проверить эти идеи, то развитие идет верно.
Прежде чем рассматривать общие черты методологии, рассмотрим концепцию факта. Что же такое психологический факт? Как отмечал выдающийся французский ученый Клод Бернар, «факт сам по себе ничто, он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает» (Фресс, Пиаже, 1966). Например, в качестве психологического факта может выступать определенный акт поведения ребенка, в котором проявляются особенности его личности. Если же мы наблюдаем за группой детей, то в качестве психологического факта могут выступать акты совместной деятельности группы, общения между детьми, проявления общего настроения и многое другое. Очевидно, что факты интересуют психолога не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей.
Однако наблюдения за определенным психологическим фактом недостаточно. Многие родители располагают огромным запасом конкретных фактов из жизни своих детей, но это не делает их научными работниками в области, скажем, детской психологии. Даже более или менее систематизированные дневниковые записи не могут рассматриваться в качестве научных работ по психологии, а служат лишь материалом для дальнейшего научного анализа и интерпретации с точки зрения методологии научного исследования. В этой связи, вопрос о разработке методологии психологии всегда был и остается одним из самых актуальных.
Метод — это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).
Методология (от греч. methodos — путь исследования, logos — наука) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология — учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования.
Методы (от греч. methodos — путь исследования или познания) — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.
Метод психологии конкретизируется
в исследовательских методиках,
Методика - это конкретное воплощение
метода как выработанного способа
организации взаимодействия субъекта
и объекта исследования на основе
конкретного материала и
Одна из важнейших задач современной психологии заключается в том, чтобы рассматривать все разнообразие используемых методов и методик как единую систему (т.е. в рамках системного подхода). Любой объект должен рассматриваться с различных сторон, с помощью различных методов и на разных уровнях методологического анализа.
С точки зрения методологического анализа выделяются три уровня анализа любого явления:
Уровни методологического анализа
1-Частная (специальная)
методология. (Совокупность принципов
применяемых в определенной
2-Общенаучная методология. (Учение о структуре, способах, методах познания).
3-Философская методология.
(Общий философский подход, самые
общие принципы и методы
Очевидно, что философские
принципы не могут быть применены
в исследованиях науки
Так, согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется. В то же время деятельность регулируется сознанием, различными психическими образованиями (цель, мотивы и др.). Так. о внутренней психической жизни человека мы судим по внешним ее проявлениям: действиям, речи, выразительным движениям, результатам продуктивной деятельности и т.д.
Взаимосвязь методологии и методик исследования объединяет методики исследования.
Методики исследования:
1-Конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.
2-Методы исследования.
3-Способы получения фактов,
отвечающих методологическим
4-Стратегии исследования.
5-Общий путь построения исследования.
6-Требования к построению исследования.
Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования.
Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов, т.е. организационные методы включают:
1-Сравнительный метод
(сопоставление различных
2. Эмпирические методы — это методы сбора первичной информации включают:
• обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
• различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);
• психодиагностические методы (тесты стандартизованные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);
• праксиметрические методы — это приемы анализа процессов и продуктов деятельности): хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности;
• моделирование:
• биографический метод.
3. Методы обработки данных включают: методы количественного (статистический) и качественного (дифференциация материала по группами) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.
4. Интерпретационные методы,
предполагающие различные
• генетический метод — предполагает исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический). так называемое исследование «вглубь»;
• структурный (классификация, тапологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль — исследование «вширь».
Более упрощенную классификацию предлагает И. Б. Гриншпун, согласно которому, методы исследования подразделяются на :
-неэксперименталъные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности,
-экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации) и психодиагностические ( различного рода тесты)
Приведенные классификации методов исследования различны по своей структуре, но содержание методов не имеет различий.
Методология психологического исследования - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Реализация данного принципа в психологическом исследовании происходит следующим образом: психика невидима, следовательно, ее надо выявлять с помощью каких-либо признаков: по действиям испытуемого, по его речевой деятельности, поведению, мимике, пантомимике, которые выступают проявлениями сознания.
Сущность генетического (исторического) подхода к изучению психики состоит в том, что всякое изучаемое психическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремится восстановить все моменты его диалектического развития, увидеть и понять, как они возникают, развиваются и сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной истории.
В отечественной психологии
необходимость использования
Системный подход к изучению развития психики ребенка предполагает и осуществление принципа детерминизма, причинной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязи всех сторон психического развития.
Реализацию данного принципа мы наблюдаем во множестве научных исследований, особенно в эмпирических, поскольку каждое исследование выясняет причинно-следственные отношения в изучаемых характеристиках, роль тех или иных причин в следствиях, которые, в свою очередь, возникают при наличии тех или иных внешних или внутренних факторов.
Принцип объективности означает, что сам исследователь и методы исследования, им используемые, не оказывают влияния на получаемые результаты, реализации данного принципа мы можем добиться с помощью включенного наблюдения, проведения исследования с помощью «зеркала Гезелла», анонимности целей и результатов исследования, а также проведения исследования в естественных для испытуемого условиях.
На основе методологических принципов строится любое психологическое исследование. Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, физиологии и медицины, биологии и истории и др.
Метод психологии — это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.
Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины XIX века, выделилась в самостоятельную науку и начала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем интроспекции (самонаблюдения), наблюдения за поведением других людей (например, дневниковые записи), умозрительных рассуждений. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность послужили причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, не экспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи между психологическими явлениями.
Намерение сделать психологическую
науку более точной и практически
полезной наукой, было связано с внедрением
лабораторного эксперимента. Со второй
половины XIX века предпринимаются попытки
количественной оценки психологических
явлений. Одной из первых таких попыток
было открытие серии законов, связывающих
силу ощущений человека с выраженными
в физических величинам стимулами, воздействующими
на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера,
Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие
собой математические формулы, при помощи
которых определяется связь между физическими
стимулами и ощущениями человека, а также
абсолютный и относительный пороги ощущений.
Конец XIX века считается начальным этапом
развития дифференциально-
Сегодня в ходе