Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 10:26, контрольная работа
Цель клинико-психологического исследования - дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи.
Диагностический процесс - это процесс различения нормы и патологии. Он проводится через анализ различной информации о развитии и жизни человека с целью сделать выводы о природе и причинах имеющейся проблемы. Диагностический процесс завершается постановкой диагноза - определением характера расстройства.
1.Методология клинико-психологического исследования.
2.Нарушения произвольных движений и действий.
Список литературы:
В отличие от неврологических нарушений, тики как психологическое нарушение отличает легкость, с которой они могут быть спровоцированы или подавлены, внезапность приступа и его быстрая динамика, исчезновение симптомов во время сна. Неритмичность отличает тики от стереотипных повторяющихся действий, характерных для аутизма или умственной отсталости. В отличие от навязчивых движений, тики не определяются сознательно поставленной целью.
Третьим вариантом расстройства функции инициации произвольных действий и движений является утрата способности выбирать (формировать) адекватный план (программу) действия. Человек не может выбрать необходимый план действия, в результате чего поставленная цель не достигается. Причиной этого является нарушение внимания.
Внимание представляет собой
не столько самостоятельный
- нарушения направленности (избирательности);
- нарушения концентрации (устойчивости) - отвлекаемость;
- нарушения интенсивности (непрерывность) - истощаемость;
- нарушения объема;
- нарушения распределения и переключаемости.
Рассеянность внимания - это нарушение способности длительно сохранять направленность на актуально необходимый для реализации цели действия предмет. Для произвольного движения или действия важно, чтобы восприятие ситуации было избирательным, направленным и достаточным по времени (устойчивым), чтобы несущественные для достижения цели стимулы окружающей среды не инициировали излишних и ненужных моторных программ. Нарушение направленности связано с неспособностью выбрать наиболее адекватный для реализации цели предмет.
Истощаемость внимания представляет собой прогрессирующее ослабление интенсивности (непрерывности) внимания в процессе работы при изначально высокой способности к концентрации. При этом страдает поглощенность действием. Если вначале внимание может быть осознанно направлено на ситуативно значимый стимул, то через некоторое время он перестает разделяться от других, незначимых для действия стимулов, человек начинает отвлекаться, включаются другие программы действий и движений.
Сужение объема внимания - уменьшение количества информации, которую человек может запомнить или переработать за короткий промежуток времени. Например, когда учитель что-то объясняет, то одни ученики могут воспринять (т. е. понять и запомнить) один объем информации из его речи, а другие - значительно меньший.
Тугоподвижность внимания - затруднения переключения с одного объекта на другой.
Утрата способности к
выбору необходимой программы
Сочетание в поведении
детей невнимательности, гиперактивности
и импульсивности характеризуется
как гиперкинетическое
Поведение ребенка с ГРДВ
характеризуют следующие
- часто возникающее
- неспособность слушать
собеседника (из-за частой
- "непослушание", не
имеющее цели осознанного
- неспособность организовать свою деятельность;
- неохотное выполнение
задач, которые требуют
- частые потери предметов,
необходимых для выполнения
- частая отвлекаемость
под влиянием сторонних
- забывчивость;
- неусидчивость;
- суетливость и неугомонность, не соответствующие ситуации;
- неспособность к спокойным играм или проведению досуга;
- стремление часто и много говорить взахлеб, "заведенность";
- частое проявление готовности ответить на вопрос, не дослушав его до конца;
- нетерпение при ожидании своей очереди;
- частое стремление перебивать или вторгаться в чужие дела.
Расстройства произвольных движений и действий характеризуются нарушениями управления, регуляции и координации при их выполнении.
Нарушения управления движениями
и действиями связаны с рассогласованием
порядка иннервации различных мышц,
необходимых для осуществления
действия в конкретных условиях. Примером
такого нарушения является синдром
Паркинсона, обычно развивающийся в
позднем возрасте. Для синдрома Паркинсона
характерны дрожание конечностей в
состоянии покоя или при
Нарушения регуляции связаны с повреждениями задней области теменных долей. Они проявляются тем, что человек из-за расстройства зрительно-моторной координации теряет способность схватывать рукой какой-либо объект, поскольку визуальная информация не регулирует движение.
Нарушения координации связаны с тем, что для выполнения произвольного движения или действия возникает избыточная мышечная активность. Примерами расстройств с нарушением координации являются писчий спазм и синдром детской неуклюжести.
Писчий спазм проявляется искажением почерка, вызванным чрезмерным напряжением мышц пальцев, кисти и предплечья или всей руки. Дети начинают писать, ставя кисть и руку в непривычную, неудобную позицию, прикладывают чрезмерные усилия, чтобы держать ручку, и сильно опираются на стол. Во время письма напряжение возрастает так, что ребенок не может написать больше нескольких слов.
В случае синдрома детской
неуклюжести ребенок может быть
неуклюж в своей обычной
Причины возникновения расстройств этого типа окончательно не ясны. Но они часто сопровождают гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания.
Список литературы:
1.Зейгарик Б.В.Патопсихология.Учебное пособие для студентоввузов.-М.: Академия,1999
2.Клиническая психология / Под.ред. Б.Д.Карвасарского.-СПб.:Питер,
3.Клиническая психология / Под.ред. М.Перре, У.Бауманна. -СПб.:Питер,2004.
4.Локосина Н.Д. Клиническая психология.- М.:МЕДпресс информ, 2003.-416с.
5.Репина Н.В. Основы клинической психологии.-Ростов-н/Д.: Феникс, 2003,212с.