Методы активизации творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Творческие способности определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Именно они обеспечивают успешность в тех видах деятельности, где создаются новые предметы материальной и духовной культуры, появляются новые идеи, открытия, изобретения.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы активизации творческого мышления, реферат (апд).doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче;

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения проблемы;

Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании задачи пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему;

Фантастическая  аналогия предлагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы.

Данный метод чаще используется группой, чем индивидом. На начальном этапе «Синектики» аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Происходит отказ от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

Для успешного использования  аналогий в решении творческих задач  требуется специальная подготовка, а также способность человека к фантазии и образному мышлению.

Существует ещё одна группа методов активизации творческого мышления, используемых уже при индивидуальном поиске новых решений

Методы индивидуального  поиска новых решений

Оператор РВС

(Размер, Время, Стоимость). Суть метода заключается в  мысленном изменении условий решаемой задачи. Предлагается рассмотреть задачу при мысленном изменении от нуля до бесконечности сначала размера совершенствуемого объекта, а затем временных и стоимостных факторов. В результате существенным образом изменяются представления о решаемой задаче и могут появиться совершенно неожиданные идеи, навеянные новым взглядом на проблему.5

 «Включение» подсознания

Нужно заложить задачу в подсознание и забыть о ней на время. В это время подсознание способно создать оригинальное решение. А для повышения эффективности можно все размышления над творческими задачами планировать на выходные, когда мозг переключен на решение каких-либо бытовых задач. В этот, так называемый, инкубационный период подсознание способно не заметно решать поставленную ранее задачу, пользуясь новыми впечатлениями и фактами, происходящими в нашей повседневной жизни.

Бионика и комбинаторика

Этот метод может  помочь сгенерировать идею. Дело в  том, что весь окружающий мир при  всем его многообразии состоит из простых, первичных элементов, что легло в основу метода комбинаторики. Классический пример комбинаторики в дизайне — шрифт. Проектируя шрифт, вы всегда используете комбинаторику. В основе орнаментов также лежит комбинаторика. В вашем проекте вы может начать с разработки одного, самого типичного первоэлемента, на основе которого, затем, можно построить уникальный и особенный мир.

А наблюдая и заимствуя  элементы окружающего мира для своих  идей и работ, мы применяем метод бионики.

Работая над своим  типовым элементом, можно попробовать  довериться своей собственной руке и посмотреть, что она предложит. Для этого нужно оторваться от компьютера и начать рисовать удобным для вас способом на полюбившемся материале в масштабе, органичном своей ладони. Создав для нее комфортные условия, есть вероятность получить в благодарность оригинальный эскиз.

Метод встряхивания

(или как у Родена: «взять глыбу мрамора и отсечь все лишнее»)

Его рекомендуется применять уже на конечном этапе работы. Как известно, лучшее — враг хорошего. Человек часто увлекается и начинает бесконечно улучшать работу или идею, внося в неё новые и новые элементы, что в конечном итоге приводит к ее усложнению. Во избежание этого существует довольно простой метод — представить свою работу на белом листе бумаги, а потом мысленно хорошенько встряхнуть его. Недосчитались деталей? Отлично! Слетело лишнее!

Заключение

Развивать творческое мышление – это значит, быть легко адаптироваться к новой ситуации, быть способным принимать быстрые и действенные решения, даже, в казалось бы, тупиковой ситуации. Именно таковы особенности умственного поведения творческих людей, выделенные Дж. Гилфорд во время своих исследований.

Процесс применения практически каждой из изложенных мною методик активизации творческого мышления проходит через этапы творчества, изложенные Г. Уоллесом.

И это, в свою очередь, подтверждает, что мышление такого рода развивать можно и нужно,  ведь это плодотворно скажется на скорости и эффективности мышления, а значит, и жизни.

Приемы и методы, изложенные выше, могут применяться как при  решении индивидуальных, так и групповых задач,  а некоторые, например, «метод встряхивания», могу быть использованы в обоих случаях.

Для тех, кто хочет  узнать больше техник и упражнений на развитие и активизацию собственного творческого мышления, можно рекомендовать к нижеперечисленной литературе книги Эдварда Де Боно «Нестандартное Мышление: Самоучитель», «Водная логика» и др.

 

Список использованной литературы

  1. Боно Э. Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления //Пер. англ. А.А. Курсков. –Мн.:0 0 0 «Пуппури», 2005. -288с.
  2. Вергелес Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009.  №100.
  3. Линдснай.Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление //Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейгер, В.В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
  4. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 705 с.
  6. Библиотека центра креативных технологий: портал [http://www.inventech.ru/lib/triz/triz-0004/] – Режим доступа: http://www.inventech.ru Дата обращения: 20.11.2013

 

 

 

 

 

 

 

1 Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») С. 264

2 Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») С.267

3 Линдснай.Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление //Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейгер, В.В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981.

4 Боно Э. Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления //Пер. англ. А.А. Курсков. –Мн.:0 0 0 «Пуппури», 2005. -288с.

5 Библиотека центра креативных технологий: портал [http://www.inventech.ru/lib/triz/triz-0004/] – Режим доступа: http://www.inventech.ru Дата обращения: 20.11.2013

 




Информация о работе Методы активизации творческого мышления