Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель исследования: изучить основные методы исследования восприятия в психологии.
Предмет исследования: методы исследования восприятия.
Гипотеза исследования: наиболее оптимальным для исследования восприятия является методика «Нелепицы».
Задача исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы восприятия в психологии.
2. Проанализировать основные методы исследования восприятия
3. Провести эмпирическое исследование восприятия
ВВЕДЕНИЕ
I ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие восприятия и его основные характеристики
1.2 Основные методы изучения восприятия
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Методы, процедура и объект исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Опыт 1
Цель эксперимента: демонстрация иллюзии размера.
Методика. Опыт состоит из предварительной и контрольной серий.
Предварительная серия. Испытуемому на экране дисплея на время экспозиции 200 мс предъявляются две окружности существенно различного диаметра. Задача испытуемого - сравнить окружности по размеру и указать большую. Кроме того, он оценивает степень уверенности в правильности своих ответов по 3 балльной шкале:
3 - твердо уверен;
2 - не совсем уверен;
1 - не уверен.
В предварительной серии
Контрольная серия. Испытуемому без предупреждения предъявляются две одинаковые окружности, равные по диаметру меньшей окружности в предварительной серии. Задача испытуемого не изменяется. Если он принимает решение о равенстве окружностей, то дает соответствующий ответ. В контрольной серии также дается 8 проб.
Опыт 2
Цель эксперимента: демонстрация объемно-весовой иллюзии.
Методика. Экспериментальным материалом
служат шары разного объема и одинакового
веса. Испытуемый ничего не знает об
истинном весе шаров. Задача испытуемого
состоит в том, чтобы сравнивать
меньшие по объему шары с большими
и принимать решение о
Таким образом, для изучения восприятия, с нашей точки зрения, наиболее оптимальный является такой тест как «Нелепицы», т.к. методика легка в применении и дает точные результаты исследования. Данная методика предназначена для диагностики основных процессов восприятия.
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Методы, процедура и объект исследования
Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такая методика эмпирического анализа как «Нелепицы».
Название теста. Психологический тест «Нелепицы».
Предназначение. При помощи
этой методики оцениваются элементарные
образные представления, ребенка об
окружающем мире и о логических связях
и отношениях, существующих между
некоторыми объектами этого мира:
животными, их образом жизни, природой.
С помощью этой же методики определяется
умение ребенка рассуждать логически
и грамматически правильно
Стимульный материал теста состоит из изображения, в котором имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. В задачу испытуемого входит найти эти нелепицы. Методика проводится индивидуально. Время прохождения теста 3 минуты.
Оцениваемые качества: восприятие ребенком окружающего мира.
Возрастная категория от 3 до 6 лет.
Порядок проведения. Испытуемому выдается стимульный материал. Временя проведения 3 минуты.
Процедура: Вначале ребенку
показывают картинку, изображенную ниже.
В ней имеются несколько
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Рисунок 2. Стимульный материал к тесту «Нелепицы»
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов:
10 баллов — такая оценка
ставится ребенку в том случае,
если за отведенное время (3
мин) он заметил все 7 имеющихся
на картинке нелепиц, успел
удовлетворительно объяснить,
8-9 баллов — ребенок
заметил и отметил все
6-7 баллов — ребенок
заметил и отметил все
4-5 баллов — ребенок
заметил все имеющиеся
2-3 балла — за отведенное
время ребенок не успел
0-1 балл — за отведенное
время ребенок успел
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Процедура исследования состояла из следующих этапов:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Анализ методик для исследования способностей.
3. Выдвигается гипотеза.
4. Подбирается объект исследования.
Объектом исследования выступил ребенок старшего дошкольного возраста г . Пятигорска Ставропольского края И.А.
2.2 Анализ результатов исследования
Изучение особенностей восприятия осуществлялось с помощью психологического теста «Нелепицы».
Результаты обследования: ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. Такой ответ оценивается в 8-9 баллов. Значит у испытуемого высокий уровень. Высокий уровень показывает, что ребенок умеет рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённый теоретический анализ литературы показал, что восприятие определяется как психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или явления и отвлечений от несущественных и неактуальных.
Основными видами восприятия являются: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное. Существуют такие свойства восприятия как: целостность, константность восприятия, структурность восприятия, осмысленность, избирательность восприятия.
Для исследования восприятие существуют множество методик. Большинство направленно на изучение зрительного восприятия. Некоторые методики направлены на изучение процессов восприятия у дошкольников. Так же на восприятие окружающего мира.
Для изучения восприятия у дошкольников подходит методика «Нелепицы», потому что методика легка в применении и дает точные результаты исследования. Данная методика предназначена для диагностики основных процессов восприятия.
Проведенное эмпирическое исследование
показало, что ребенок заметил
и отметил все имеющиеся
Следовательно, гипотеза, выдвинутая в исследовании, нашла свое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В. П. Прайм-Еврознак,2003.- 672 с: ил.
2. Общая психология: Учебник для вузов. Маклаков А. Г.М15 — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
4. Кн. 1: Общие основы психологии. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Немов Р.С. В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
5. Основы
психологии. Издание третье, переработанное
и дополненное. Столяренко Л.Д.
6. Психологический словарь. П.С. Гуревич. Издание: Олма Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Образование—2007.-800 с.
7. Психологический словарь-справочник. Кордуэлл М.Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 448 с: ил.
8. Словарь психолога-практика. Головин С.Ю.Издательство: АСТ Серия: Библиотека практической психологии —2007.- 975 с.
9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:Учеб. пособие. Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. - 560с.: ил.
10. Психология. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. Изд.: Владос—2001, 4-е изд., 640с.
11. http://metodi4ka.com/
12. http://psychologiya.com.ua/
13. http://www.child-psy.ru/tests/
14. http://www.prodetey.su/diag-
15. http://www.psylib.ru/practica/
Информация о работе Методы исследования восприятия в психологии