Методы исследования восприятия в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить основные методы исследования восприятия в психологии.
Предмет исследования: методы исследования восприятия.
Гипотеза исследования: наиболее оптимальным для исследования восприятия является методика «Нелепицы».
Задача исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы восприятия в психологии.
2. Проанализировать основные методы исследования восприятия
3. Провести эмпирическое исследование восприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие восприятия и его основные характеристики
1.2 Основные методы изучения восприятия
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Методы, процедура и объект исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 180.82 Кб (Скачать файл)

Опыт 1

Цель эксперимента: демонстрация иллюзии  размера.

Методика. Опыт состоит из предварительной  и контрольной серий.

Предварительная серия. Испытуемому на экране дисплея на время экспозиции 200 мс предъявляются две окружности существенно различного диаметра. Задача испытуемого - сравнить окружности по размеру и указать большую. Кроме того, он оценивает степень уверенности в правильности своих ответов по 3 балльной шкале:

3 - твердо уверен;

2 - не совсем уверен;

1 - не уверен.

В предварительной серии предъявляется 8 одинаковых проб.

Контрольная серия. Испытуемому без предупреждения предъявляются две одинаковые окружности, равные по диаметру меньшей окружности в предварительной серии. Задача испытуемого не изменяется. Если он принимает решение о равенстве окружностей, то дает соответствующий ответ. В контрольной серии также дается 8 проб.

Опыт 2

Цель эксперимента: демонстрация объемно-весовой  иллюзии.

Методика. Экспериментальным материалом служат шары разного объема и одинакового  веса. Испытуемый ничего не знает об истинном весе шаров. Задача испытуемого  состоит в том, чтобы сравнивать меньшие по объему шары с большими и принимать решение о соотношении  их весов. В каждой пробе он оценивает  степень уверенности в правильности своего ответа по трехбалльной шкале. Результаты вносятся в протокол. Всего  в опыте 10 проб.

5.Тест Мюнстерберга на восприятие. Методика направлена на исследования основных функций восприятия. Для обследования лиц от 7 до 60 лет.  Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - Просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.

Таким образом, для изучения восприятия, с нашей точки зрения, наиболее оптимальный является такой  тест как «Нелепицы», т.к. методика легка в применении и дает точные результаты исследования. Данная методика предназначена для диагностики основных процессов восприятия.

 

 

II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ

 

2.1 Методы, процедура и  объект исследования

 

Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такая методика эмпирического  анализа как «Нелепицы».

Название теста. Психологический  тест «Нелепицы».

Предназначение. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между  некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически  и грамматически правильно выражать свою мысль.

Стимульный материал теста  состоит из изображения, в котором имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. В задачу испытуемого входит найти эти нелепицы. Методика проводится индивидуально. Время прохождения теста 3 минуты.

Оцениваемые качества: восприятие ребенком окружающего мира.

Возрастная категория  от 3 до 6 лет.

Порядок проведения. Испытуемому  выдается стимульный материал. Временя  проведения 3 минуты.

Процедура: Вначале ребенку  показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок  получает инструкцию примерно следующего содержания:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь  находится на своем месте и  правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте  или неправильно нарисовано, то укажи  на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

 

 

Рисунок 2. Стимульный материал к тесту «Нелепицы»

 

Примечание. Обе части  инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как  на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок  должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что  не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов:

10 баллов — такая оценка  ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся  на картинке нелепиц, успел  удовлетворительно объяснить, что  не так, и, кроме того, сказать,  как на самом деле должно  быть.

8-9 баллов — ребенок  заметил и отметил все имеющиеся  нелепицы, но от одной до трех  из них не сумел до конца  объяснить или сказать, как  на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок  заметил и отметил все имеющиеся  нелепицы, но три-четыре из них  не успел до конца объяснить  и сказать, как на самом деле  должно быть.

4-5 баллов — ребенок  заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное  время до конца объяснить и  сказать, как на самом деле  должно быть.

2-3 балла — за отведенное  время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке  нелепиц, а до объяснения дело  не дошло. 

0-1 балл — за отведенное  время ребенок успел обнаружить  меньше четырех из семи имеющихся  нелепиц. 

Замечание. 4 и выше балла  в этом задании ребенок может  получить только в том случае, если за отведенное время он полностью  выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел  или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий. 

8-9 баллов - высокий. 

4-7 баллов - средний. 

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Процедура исследования состояла из следующих этапов:

1. Теоретический анализ  литературы.

2. Анализ методик для  исследования способностей.

3. Выдвигается гипотеза.

4. Подбирается объект  исследования.

Объектом исследования выступил ребенок старшего дошкольного возраста  г . Пятигорска Ставропольского края И.А.

 

2.2 Анализ результатов исследования

 

Изучение особенностей восприятия осуществлялось с помощью психологического теста «Нелепицы».

Результаты обследования: ребенок заметил и отметил  все имеющиеся нелепицы, но от одной  до трех из них не сумел до конца  объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. Такой ответ  оценивается в 8-9 баллов. Значит у  испытуемого высокий уровень. Высокий  уровень показывает, что ребенок умеет рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведённый теоретический  анализ литературы показал, что восприятие определяется как психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или явления и отвлечений от несущественных и неактуальных.

Основными видами восприятия являются: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное. Существуют такие свойства восприятия как: целостность, константность восприятия, структурность восприятия, осмысленность, избирательность восприятия.

Для исследования восприятие существуют множество методик. Большинство направленно на изучение зрительного восприятия. Некоторые методики направлены на изучение процессов восприятия у дошкольников. Так же на восприятие окружающего мира.

Для изучения восприятия у  дошкольников подходит методика «Нелепицы», потому что методика легка в применении и дает  точные результаты исследования. Данная методика предназначена для диагностики основных процессов восприятия.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что ребенок заметил  и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел  до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. Такой  ответ оценивается в 8-9 баллов. Значит у  испытуемого высокий уровень. Высокий уровень показывает, что  ребенок умеет рассуждать логически  и грамматически правильно выражать свою мысль.

Следовательно, гипотеза, выдвинутая в исследовании, нашла свое подтверждение.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

      1.Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко         В. П. Прайм-Еврознак,2003.- 672 с: ил.

2. Общая психология: Учебник для вузов. Маклаков А. Г.М15 — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

   3. Общая и социальная психология. Еникеев М. И.Учебник  для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 1999. – 624 с.

         4. Кн. 1: Общие основы психологии. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Немов Р.С. В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.

       5. Основы  психологии. Издание третье, переработанное  и дополненное. Столяренко Л.Д.  Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.

     6. Психологический словарь. П.С. Гуревич. Издание: Олма Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Образование—2007.-800 с.

     7. Психологический словарь-справочник. Кордуэлл М.Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 448 с: ил.

   8. Словарь психолога-практика. Головин С.Ю.Издательство: АСТ Серия: Библиотека практической психологии —2007.- 975 с.

   9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:Учеб. пособие. Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. - 560с.: ил.

10. Психология. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. Изд.: Владос—2001, 4-е изд., 640с.

11. http://metodi4ka.com/vospriyatie/uznavanie-figur

12.   http://psychologiya.com.ua/testy/

13. http://www.child-psy.ru/tests/258.html

14. http://www.prodetey.su/diag-mater/373-2010-07-11-19-38-52

15. http://www.psylib.ru/practica/test/munsb.php

 

 

 


Информация о работе Методы исследования восприятия в психологии