Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:13, контрольная работа
Краткое описание
В истории познания сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторонники эмпиризма сводят научное знание как целое к эмпирическому уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абстракций, принципов в их обобщении, что делает невозможным выявление объективных законов. К тому же результату приходят и тогда, когда признают недостаточность голых фактов и необходимость их теоретического осмысления, но не умеют оперировать понятиями и принципами или делают это не критически и неосознанно.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………...3 Эмпирические методы…………………………………………………………………………...3-9 Экспериментальные методы……………………………………………………………….9-11 Список литературы………………………………………………………………………………....12
Поскольку
в структуру научного факта
входит не только та информация,
которая зависит от чувственного
познания, но и ее рациональные
основания, то встает вопрос о роли и формах
этих рациональных компонент. Среди них
логические структуры, понятийный аппарат,
в том числе математический, а также философско-методологические
и теоретические принципы и предпосылки.
Особо важную роль играют теоретические
предпосылки получения, описания и объяснения
(интерпретации) факта. Без таких предпосылок
часто нельзя даже обнаружить те или иные
факты, а тем более понять их. Наиболее
известные из истории науки примеры –
это обнаружение астрономом И. Галле планеты
Нептун по предварительным расчетам и
предсказаниям У. Леверье; открытие химических
элементов, предсказанных Д. И. Менделеевым
в связи с созданием им периодической
системы; обнаружение позитрона, теоретически
рассчитанного П. Дираком, нейтрино, предсказанного
В. Паули.
Эмпирические
методы основаны, как правило, на использовании
способов и приемов опытного исследования,
позволяющих получить фактическую информацию
об объекте. Особое место среди них занимают
базовые методы, которые сравнительно
часто используются в практической исследовательской
деятельности.
2.
Экспериментальные методы
Экспериментальная
психология - общее обозначение всех видов
научно-психологических исследований,
осуществляемых посредством различных
экспериментальных методов.
Экспериментальная
психология представляет собой не какой-то
особый вид психологии, а общий методологический
подход, охватывающий самые различные
области психологической науки.
Экспериментальная
методика в психологии сводится по преимуществу
к лабораторным (реже — к естественным)
исследованиям, в ходе которых осуществляется
предварительное планирование и последующая
организация максимально корректных (валидных)
в научно-методологическом отношении
экспериментов, имеющих то или иное отношение
к самым различным областям психологической
науки, включая почти все направления
прикладной психологии.
В частности,
очень большое значение для успешного
развития экспериментальной психологии
имеет разработка эффективных экспериментальных
методов изучения различных проблем и
вопросов, связанных с психофизиологией
ощущений, восприятия, развития, внимания,
сознания, обучения, памяти, мышления,
языка.
Экспериментальная
психология стала активно формироваться
в XIX веке как следствие необходимости
приведения психологии к удовлетворению
основных требований, предъявляемых к
науке. Считается, что любая наука должна
обладать своим предметом исследования,
своей методологией и своей терминологией.
Изначальной задачей экспериментальной
психологии было введение научного метода
в психологию. Основателем экспериментальной
психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную
психологию в экспериментальную, считается
В. Вундт, немецкий психолог и физиолог,
создавший первую в мире научную психологическую
школу.
По мере развития
экспериментальная психология расширяла
область своих интересов: начав с разработки
принципов психофизиологического эксперимента,
из инструкции к корректной постановке
психологического эксперимента она превратилась
в научную дисциплину, которая стремится
обобщить знания о методах исследования
для всех направлений психологии (эксперимент
при этом становится лишь одним из доступных
методов). Разумеется, экспериментальная
психология не занимается лишь классификацией
исследовательских методов, она изучает
их эффективность и развивает их.
На сегодня
данная научная дисциплина сумела достичь
значительного уровня развития, однако
процесс её формирования далёк от завершения:
до сих пор в психологии отсутствует выработанный
взгляд на роль и возможности эксперимента
в научном исследовании, который бы мог
претендовать на звание общепринятого.
Сейчас экспериментальная
психология на практике рассматривается
как дисциплина, отвечающая за постановку
корректных экспериментов в рамках многих
направлений прикладной психологии, —
к примеру, для определения целесообразности,
эффективности того или иного изменения,
нововведения (например, в психологии
труда). Большие успехи в использовании
её методов достигнуты при изучении психофизиологии
и психологии ощущений и восприятия. Однако
достижения экспериментальной психологии
в продвижении фундаментальной психологии
на данный момент менее значимы и находятся
под вопросом. Границы применимости экспериментальных
методов в психологии — предмет обсуждения
среди психологов и поныне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коротков
Э.М. Исследование систем управления.
– М.: ДЕКА, 2000.
2. Ломоносов
Б.П., Мишин В.М. Исследование систем
. – М.: ЗАО «Информ-Знание», 1998.
3. Малин А.С.,
Мухин В.И. Исследование систем .
– М.: ГУ ВШЭ, 2002.
4. Мишин В.М.
Исследование систем. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2003.
5. Мишин В.М.
Исследование систем. – М.: ЗАО
«Финстатинформ», 1998.
6. Ковальчук
В. В., Моисеев А. Н. Основы научных
исследований. К.: Знання, 2005.
7. Филипенко
А. С. Основы научных исследований.
К.: Академвидав, 2004.
8. Гришенко
И. М. Основы научных исследований.
К.: КНЕУ, 2001.
9. Лудченко
А. А, Основы научных исследований.
К.: Знання, 2001
10. Стеченко
Д. И., Чмир О. С. Методология научных
исследований. К.: ВД «Профессионал»,
2005.