Методы культурологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:06, реферат

Краткое описание

Термин «культурология» был предложен известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900 – 1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Однако в зарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку не выделяют. Данная область знаний в англоговорящих странах называется Cultural studies, а в немецкоговорящих странах – Kulturwissenschaft. Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.

Содержание

Введение .................................................................................................................. 3
1. Методология культурологических исследований........................................... 5
2. Всеобщие формы духовной культуры............................................................ 13
Заключение............................................................................................................ 21
Список использованной литературы..........

Вложенные файлы: 1 файл

Методы культурологических исследований.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Философия культуры – система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин введен немецким романтиком А. Мюллером.

Социология культуры – это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям, взаимоотношения общества и культуры в целом. Социология культуры относится к социологической теории среднего уровня.

Культурная антропология – наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века в основном в США. Основные представители: Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Малиновский, А.Р. Радклиф-Браун, Э. Б. Тайлор, М. Мосс, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс.

История культуры – выявляет исторические типы культур, их суть, а также моделирует цивилизации, характеризующие материальное и духовное состояние народа, которое он достиг благодаря своей деятельности.

Структура и состав современного культурологического знания. При изучении этой темы необходимо уяснить, почему возникла необходимость в культурологии как самостоятельной науки, каков ее предмет и структура, как культурологии связана с другими науками, изучающими культуру, прежде всего с философией культуры, социологией культуры и историей культуры. Особое внимание в этой теме уделяется анализу культурной антропологии. Она сыграла важную роль в формировании культурологии как самостоятельной научной дисциплины. Именно в рамках культурной антропологии были разработаны основные подходы к исследованию культуры, принципы и методы ее изучения. Нужно уяснить основные направления культурной антропологии, своеобразие каждого из них, их представителей. 
2. Всеобщие формы духовной культуры

 

Культурология насчитывает шесть подлинно всеобщих форм духовной культуры.

1. Миф – это не только  исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни  человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое  господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательный смысл единения человека с силами непосредственного бытия природы или общества. В переводе с древнегреческого mifos – «сказание, история о том, что было прежде».

Американский этнограф Малиновский считал, что в древних обществах миф – это не просто истории, которые рассказаны, но реальные события, в которых жили люди этих обществ.

Мифы характерны и для современных обществ, и их функция – творение особой реальности, необходимой для любой культуры.

2. Религия – в ней  выражена потребность человека  ощутить причастность к первоосновам  бытия и мироздания. Боги развитых  религий находятся в сфере  чистой трансценденции во вне-природном  бытие, отличаясь тем самым от  первоначального обожествления  сил природы.

Такое помещение божества во внеприродную сферу устраняет внутреннюю зависимость человека от природных процессов, концентрируя внимание на внутренней духовности самого человека.

Наличие развитой религиозной культуры является признаком цивилизованного общества.

3. Нравственность возникает, после того как уходит миф, где человек внутренне сливается  с жизнью коллектива и контролируется  различными запретами (табу).

С повышением внутренней автономности человека появились первые нравственные регуляторы, такие как долг, честь, совесть и т. д.

4. Искусство является  выражением потребностей человека  в образных символах, переживаемых  человеком значительных моментов  своей жизни. Это вторая реальность, мир жизненных переживаний, приобщение  к которому, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важных потребностей человеческой души, и без этого не мыслима любая культура.

5. Философия стремится  выразить мудрость в форме  мысли. Возникла как духовное  преодоления мифа. В качестве  мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Гегель называет философию теоретической душой культуры, т. к. мир, с которым имеет дело философия, является и миром культурных смыслов.

6. Наука имеет целью  рациональное реконструирование  мира на основе постижения его закономерностей. С точки зрения культурологии наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщего метода научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Философы и ученые множество раз пытались понять культуру ,истолковать её по-своему. Для этого они использовали либо уже открытые методы, либо изобретали новые методы исследования культуры, при этом культуру они тоже начинали трактовать по-своему. Далее  будут приведены некоторые примеры.

Гердер  подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая что в ней проявляют себя два начала:

  • надприродная сущность культуры;
  • историческая  причина развития данного элемента.

Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры:

  • язык;
  • государство;
  • семейные отношения;
  • религию, науку, искусство и т. д.

Наиболее обстоятельно Гердер анализирует европейскую культуру:

  • выступая при этом против европоцентрической идеологии;
  • подчеркивая одновременно азиатское происхождение многих культурных феноменов.

Наиболее сильная сторона марксистской концепции культуры выражена в деятельностном подходе. Деятельностный подход акцентирует внимание на человеческом факторе в развитии культуры и трактует культуру как способ жизнедеятельности человека, процесс, результат и поле реализации человеческих потенций. При таком подходе культура выступает как концентрированный, организованный опыт человечества как основа понимания, осмысления, принятия решений, как «напряженный поиск человеком самого себя и своего места в мире».

  Сторонники деятельностного  подхода к культуре стремятся  увязать в единое целое предметно – преобразующий процесс  и процесс человекосозидания. Культура в такой интерпретации выступает как оценочное понятие и трактуется как показатель очеловеченности, человечности общества, мера гуманизации природы и общественных отношений.

Опираясь на богатейший фактический исторический материал, Данилевский приходит к выводу, что нет единой культурно- исторической линии в развитии человечества, равно как и не существует всеобщего исторического закона возникновения культуры, что, в свою очередь, исключает возможность создания единой исторической теории культуры. И само понятие прогресса в истории , по мысли философа «состоит не в том чтобы идти всё в одном направлении (в таком случае он в скором бы прекратился ) , а в том ,чтоб исходить всё поле ,составляющее поприще исторической деятельности человечества , во всех направлениях».

Культура истолковывалась Ницше как форма стихийной жизни ,выражение в художественной форме «народного духа».

Позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социально-нравственного акцента. Жизнь истолковывается им по преимуществу как  воля к власти, а смысл культуры в формировании носителя этой воли к власти  -сверхчеловека .Прообразом сверхчеловека в прошедшей истории является узкая каста господ врожденных аристократов природных «жизнелюбов» ,которым присущ истинно художественный вкус ,-вкус к жизни во всех её проявлениях. В подлинном смысле сверхчеловек это идеал, к которому стремиться человечество.

Предметом культурологического исследования Фрейда является феномен личности в культуре, выразивший себя:

  • в психологических характеристиках личности;
  • в определенных стереотипах её поведения;
  • во взаимодействии личности с окружающей средой.

Основу культурологической концепции  Фрейда составляет гипотеза о том, что пространство человеческой психики составляют три слоя:

  • сознательное, разумное «Я»;
  • бессознательное «Оно»;
  • социокультурная среда «сверх – Я».

Фрейд стремиться понять культуру через проявление бессознательного в человеке. По мысли философа, индивидом управляют бессознательные силы психики, которые проявляют себя в двух фундаментальных инстинктах:

  • Эрос - как «влечение к жизни»;
  • Тантос - как «влечение к смерти».

В центре юнговской концепции культуры лежит «коллективное бессознательное». Оно по словам Юнга «идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным».

Анализируя культуру, Юнг  считал, что главным в её развитии является взаимодействие бессознательно – архетипических и сознательных компонентов психики. Обособление какой-то части психики ведет к утрате энергетического равновесия и гармонии.

Философ указывает на преодоление двух крайностей  , сложившихся в культуре. Речь шла об:

  • абсолютизации «коллективного бессознательного» и растворении в нем личностного начала, что наиболее характерно для мистических религиозных культов и политического идолопоклонства востока:
  • акцентирование человеческого «Я» и недооценки, игнорировании «коллективного бессознательного», что является приоритетом индивидуалистической западноевропейской культуры.

Юнг считал, что именно культура, основанная на гармонии сознания и бессознательного, поможет человеку адаптироваться как к внешнему ,так и к собственному внутреннему миру ,духовно его обогатит .

Философия – это наука о наиболее общих принципах и закономерностях бытия и познания. Она стремится выработать системное и целостное представление о мире. А философия культуры стремится показать, какое место занимает культура в этой общей картине бытия. Философия пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир, каковы возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы. Философия культуры, в свою очередь, стремится определить своеобразие и методологию познания культурных явлений.

 Эта проблема разрабатывалась, в частности, в рамках академической «философии жизни» и в неокантианстве. Важным разделом философии является диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Философия культуры раскрывает, как диалектические принципы и законы проявляются в культурно - историческом процессе. Она определяет понятия культурного прогресса, регресса, преемственности, наследия.

Таким образом, философия культуры рассматривает культуру в системе философских категорий и в этом ее отличие от культурологии.

В системе знаний о культуре особое место занимает социология культуры. Значение этой науки в последнее время возрастает. Специфика социологического подхода к обществу заключается в изучении его как целостной системы. Все общественные науки в рамках своего предмета пытаются представить изучаемую ими сферу и сторону общественной жизни как целое. Социология (и в этом ее специфика) изучает общество как целое в двух направлениях:

1. Выясняет связи координации и субординации между компонентами социальной системы.

2. Анализирует место и  роль отдельных компонентов системы  в жизнедеятельности общества, их  структурно-функциональный статус  в социальной системе.

В соответствии со спецификой социологического подхода социология культуры

  • исследует место отдельных элементов и сфер культуры, а также культуры в целом в социальной системе;
  • изучает культуру как социальное явление, порожденное потребностями общества;
  • рассматривает культуру как систему норм, ценностей, способов жизнедеятельности индивидов и различных общностей, а также социальных институтов, вырабатывающих и распространяющих эти ценности.

Как и социология в целом, социология культуры носит многоуровневый характер. Различие между ее уровнями заключается в степени исторической общности анализируемых явлений. В рамках социологии культуры выделяют три уровня:

1. Общесоциологическая теория  культуры, изучающая место и роль  культуры в жизнедеятельности  общества.

2. Частносоциологические  теории культуры (социология религии, социология образования, социология искусства и др.). Они исследуют место и роль отдельных сфер и видов культуры в жизни общества, их социальные функции. Например, социология искусства изучает отношения искусства и зрителя, влияние социальных условий на процесс создания и функционирования произведений искусства, проблемы восприятия и художественного вкуса. Кроме того, проблемы культуры рассматриваются в виде определенных аспектов и в индустриальной социологии, социологии города, социологии села, социологии молодежи, социологии семьи и других частносоциологических теориях.

Информация о работе Методы культурологических исследований