Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:09, практическая работа
То, что острый интерес к группе и процессам происходящим внутри нее возник именно в XX веке, вполне понятно и объяснимо. И ранее было известно, что одним из самых суровых и даже жестоких наказаний являлся остракизм – изгнание человека из общества, к которому он принадлежал.
После того, как в связи с мощным индустриальным развитием, предпринимателями было замечено, что на эффективность труда человека, а также на другие формы его поведения значительное влияние оказывает именно группа, интерес к изучению проблем группы, методов работы с группой, технологии принятия групповых решений вырастает неимоверно.
То, что острый интерес к группе и процессам происходящим внутри нее возник именно в XX веке, вполне понятно и объяснимо. И ранее было известно, что одним из самых суровых и даже жестоких наказаний являлся остракизм – изгнание человека из общества, к которому он принадлежал.
После того, как в связи с мощным индустриальным развитием, предпринимателями было замечено, что на эффективность труда человека, а также на другие формы его поведения значительное влияние оказывает именно группа, интерес к изучению проблем группы, методов работы с группой, технологии принятия групповых решений вырастает неимоверно.
Понимание того, как создаются и развиваются группы, как они работают, в чем их особенность, как ими управлять, как применять в процессе организационного развития, становится важным для все большего круга специалистов в области работы с людьми: не только предпринимателям и менеджерам, но и психологам, социологам, консультантам по управлению и организационному развитию.
Проблемы группы – один из важнейших вопросов в социальной психологии и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается, включен в систему норм, взглядов представлений различных групп. Поэтому важно изучать группы, законы их развития и функционирования, так как без понимания этих законов невозможно эффективное управление и функционирование группы.
Цель работы: Выявление личностных качеств тестируемого.
МЕТДИКА «НАША ГРУППА»
Методика, разработанная О.И. Мотковым, предназначена для исследования межличностных взаимоотношений в коллективе учебной группы. Основополагающим методом исследования является тестированиеРезультаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько вопросов о вашей группе. Возьмите лист бумаги и напишите сверху дату, фамилию, инициалы, группу. Затем запишите колонку номеров от 1 до 8. Я буду читать вопрос, а вы отвечать на него "да" или "нет" (+ или –). В скобках после ответа можно указывать фамилии ребят, о которых спрашивается в вопросе (только по желанию!).
1. Есть ли у Вас в группе настоящие друзья?
2. Есть ли ребята, умеющие проявлять чуткость, понимание Ваших жизненных трудностей?
3. Есть ли в группе человек,
который умеет организовать
4. Есть ли ребята, которые могут в трудной ситуации поднять Ваше настроение, приободрить?
5. Есть ли в группе ребята, с которыми у Вас враждебные отношения?
6. Считаете ли Вы, что в группе есть учащиеся, которые "болеют" только за себя, никогда не посочувствуют другому?
7. Есть ли в группе люди, склонные разрушать любое общее дело?
8. Есть ли ребята, которые своим нытьем или постоянно плохим настроением портят Ваше настроение?
Ключ
Вопрос |
Наличие в группе |
Начисление баллов | |
+ |
– | ||
1 |
друзей |
1 |
0 |
2 |
альтруистического лидера |
1 |
0 |
3 |
делового лидера |
1 |
0 |
4 |
эмоционального лидера |
1 |
0 |
5 |
неприятелей |
0 |
1 |
6 |
эгоистического лидера |
0 |
1 |
7 |
дезорганизатора дел |
0 |
1 |
8 |
"нытиков" |
0 |
1 |
Примечание. В данном случае понятие "лидер" применяется достаточно условно, как значимая в определенном отношении для отвечающего личность, не обязательно ведущая "массы" за собой.
Анализ ответов позволяет определить лидерскую структуру группы, группировки, степень сплоченности ее членов, степень противоречивости отношений в группе и др. Чем больше положительных лидеров и меньше отрицательных, тем выше сплоченность и возможности самоорганизации, ниже степень противоречивости отношений, выше значимость и приемлемость группы для ее членов. И наоборот, при наличии нескольких отрицательных лидеров ниже сплоченность и хуже самочувствие членов в группе. Если положительных лидеров больше, то у группы есть шансы к развитию.
Примерные критерии оценки уровня развития группы
Если сумма баллов опрашиваемого больше 4, то его группу можно считать высокого уровня развития, если сумма меньше или равна 4, но больше 2, то группа, по его мнению, среднего уровня, если сумма меньше или равна 2 – группа низкого уровня развития. Группа среднего уровня часто имеет противоречивую структуру с наличием положительных и отрицательных группировок.
«Определение способов
регулирования конфликтов»
(др. названия «Стратегия и тактика поведения
в конфликтной ситуации»,
тест К.Томаса)
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
Инструкция: Перед Вами тридцать пар суждений. В каждой паре выберите то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения.
Ключ к тесту
№ |
соперничество |
сотрудничество |
компромисс |
избегание |
приспособление |
1 |
|
|
|
A |
Б |
2 |
|
Б |
A |
|
|
3 |
A |
|
|
|
Б |
4 |
|
|
А |
|
Б |
5 |
|
A |
|
Б |
|
6 |
Б |
|
|
А |
|
7 |
|
|
Б |
А |
|
8 |
А |
Б |
|
|
|
9 |
Б |
|
|
А |
|
10 |
А |
|
Б |
|
|
11 |
|
А |
|
|
Б |
12 |
|
|
Б |
А |
|
13 |
Б |
|
А |
|
|
14 |
Б |
А |
|
|
|
15 |
|
|
|
Б |
А |
16 |
Б |
|
|
|
А> |
17 |
А |
|
|
Б |
|
18 |
|
|
Б |
|
А |
19 |
|
А |
|
Б |
|
20 |
|
А |
Б |
|
|
21 |
|
Б |
|
|
А |
22 |
Б |
|
А |
|
|
23 |
|
А |
|
Б |
|
24 |
|
|
Б |
|
А |
25 |
А |
|
|
|
Б |
26 |
|
Б |
А |
|
|
27 |
|
|
|
А |
Б |
28 |
А |
Б |
|
|
|
29 |
|
|
А |
Б |
|
30 |
|
Б |
|
|
А |
Обработка
Подсчитайте количество баллов по каждому столбику. Название столбика набравшего наибольшее количество баллов является вашей ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации.
Краткая характеристика типов разрешения конфликта
Человек, использующий стиль конкуренции (соперничества), активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы.
Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.
Приспособление - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов.
Тот, кто следует стилю сотрудничест
При использовании стиля компромисс
Оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если Ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значения ниже 5 баллов, другие - сильно - выше 7 баллов.