Признаки метода
Организация учебного процесса
на основе дискуссии ориентирована
на воплощение активного обучения,
нацеленного на формирование рефлексивного
мышления, актуализацию и организацию
опыта слушателей, как отправного
момента для активной коммуникативно-диалоговой
деятельности, направленной на совместную
разработку проблемы.
В качестве характерных признаков
метода выделяют:
- групповую работу участников,
- взаимодействие, активное общение участников в процессе работы,
- вербальное общение как основную форму взаимодействия в процессе дискуссии,
- упорядоченный и направляемый обмен мнениями с соответствующей организацией места и времени работы, но на основе самоорганизации участников,
- направленность на достижение учебных целей.
При этом главной чертой
учебной дискуссии считается
поиск истины на основе активного
участия всех слушателей. Истина же
может состоять и в том, что
в решении заданной проблемы нет
единственно правильного решения.
Обзор исследований по использованию
дискуссии в различных условиях
обучения свидетельствует о том,
что она уступает по объему передачи
информации прямому изложению (лекции),
но высокоэффективна для закрепления
сведений, творческого осмысления изученного
материала и формирования ценностной
ориентации.
Виды дискуссий
Дискуссии могут носить стихийный, свободный и организованный характер.
Это разделение видов дискуссии проводится
в соответствии со степенью ее организованности:
планировании выступающих, их очередности,
тем докладов, времени выступления. При
этом стихийная дискуссия по этим параметрам
не регламентируется, а свободная предполагает
определение направления и времени выступлений.
Организованная дискуссия проводится
по регламенту и в установленном заранее
порядке.
В целом в мировом педагогическом
опыте получили распространение
следующие формы дискуссии (М. В.
Кларина 1995),:
- Круглый стол — беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.
- Заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (четыре-шесть участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории.
- Форум — обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа выступает в обмен мнениями с аудиторией (классом, группой).
- Симпозиум — более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
- Дебаты — явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений. Вариантом этого обсуждения являются парламентские дебаты («британские дебаты»).
- Судебное заседание — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.
- Техника аквариума (Clark L. H., Staff I. S., 1991) — особый вариант организации обсуждения, при котором, после непродолжительного группового обмена мнениями, по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках или во время тайм-аута.
- Мозговой штурм (Brain storming, мозговая атака) [28, 166]. Это один из наиболее известных методов поиска оригинальных решений различных задач, продуцирования новых идей. Он был предложен американским психологом А. Осборном в 50-е годы. В настоящее время считается одним из методов активизации обучения и лежит в основе многих деловых и дидактических игр. Метод тщательно разработан и предполагает реализацию требований по организации группы участников, технологии проведения и правилам поведения.
Организация группы
участников. Оптимальное число — 12
человек (максимально до 35). В состав группы
вводятся помимо различных специалистов
5 дилетантов. Их задача генерировать «бредовые»
идеи, сбивать специалистов со стандартного
виденья проблемы. Руководить мозговой
атакой должен специалист по управлению,
методолог, но не специалист по профилю
обсуждаемой проблемы.
Процедура. Продолжительность работы — 1,5 − 2 часа.
Этапы процедуры:
- Формулирование проблемы.
- Тренировочная сессия — разминка. Упражнение в быстром поиске ответов на задачи тренировочной серии.
- Мозговая атака. Генерирование идей.
- Оценка и отбор наилучших идей экспертами.
- Обсуждение итогов работы.
Правила. Во время проведения мозгового
штурма должны соблюдаться следующие
правила.
- Во время атаки все равны, нет ни начальников, ни подчиненных.
- Нет авторского права на идеи.
- Необходимо искать необычные, оригинальные идеи.
- Все идеи встречаются одобрением, и могу быть, и даже должны быть, развиты, как бы фантастичны они ни были. Критика запрещена.
- Задача участников не в демонстрации своих знаний, а в поиске решения проблемы.
Широкое распространение метода мозговой
атаки привело к созданию ряда
модификаций, в числе которых
называют:
- Метод Дельфи (Дельфийская процедура). Метод предложен О.Хелмером. Предусматривает индивидуальное генерирование идей и их публичную защиту.
- Метод Мыслерешето (Калдер Х. Я., Руттас В. И., 1989). В соответствии с этим методом процедура начинается с письменного оформления индивидуальных предложений, желаний, идей каждого участника. Затем следует их «просеивание» в малых группах, то есть фиксация и генерация предложений, представляющих общий интерес для всех членов группы, оформление сводных предложений, их представление на общее обсуждение, комментирование и дополнение, сравнительное оценивание с целью выработки наилучшего варианта и, наконец, дополнение этого варианта наиболее ценными дополнениями других групп.
Дискуссия может
использоваться и как метод и как форма,
то есть может проводиться в рамках других
занятий, мероприятий, являясь их элементом.
В подростковой деятельности могут использоваться
любые виды дискуссии.