Методы предупреждения межличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:51, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах общественной жизни.
Что бы уменьшить или предотвратить конфликтность и напряженность, нужно знать их структуру, и только с помощью знания «состава» конфликта можно его ослабить, свести к нулю.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Межличностные конфликты: понятие, функции, особенности и стили поведения…………………………………….……………….…..……...4
2. Типология межличностных конфликтов……………………………......8
3. Основные модели переговоров и стили разрешения межличностных конфликтов ………………………………………………………………..…...11
4. Методы предупреждения межличностных конфликтов …………… 14
Заключение ………………………………………………..…...…………… 17
Литература …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Психология общения.docx

— 36.95 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.  Межличностные конфликты: понятие, функции, особенности и стили поведения…………………………………….……………….…..……...4

2.  Типология межличностных конфликтов……………………………......8

3. Основные модели переговоров и стили разрешения межличностных конфликтов ………………………………………………………………..…...11

4. Методы предупреждения межличностных конфликтов   …………… 14

Заключение   ………………………………………………..…...…………… 17

Литература ………………………………………………………………….... 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах общественной жизни.

Что бы уменьшить или предотвратить конфликтность и напряженность, нужно знать их структуру, и только с помощью знания «состава» конфликта можно его ослабить, свести к нулю.

В своей работе я рассмотрю межличностные конфликты, их типологию и основные стили их разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Межличностные конфликты: понятие, функции, особенности и стили поведения.

Межличностные конфликты - открытые столкновения взаимодействующих субъектов на основании возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт обнаруживается во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения прямо, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

В межличностном конфликте каждая сторона желает отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, в результате чего люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Подобное поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки.

А. Шипилов выделяет три периода протекания межличностного конфликта:

    • предконфликт: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации и попытки ее решения неконфликтными способами;
    • конфликт: сбалансированное противодействие и завершение конфликта;
    • послеконфликтная ситуация: частичная или полная нормализация отношений.

Доктор психологии Д. Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, выделяет всего три уровня развития конфликта:

    • стычки: мелкие неприятности, которые не представляют угрозы для отношений;
    • столкновения: перерастание стычек в столкновения - расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим;
    • кризис: перерастание столкновений в кризис - окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер.

В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.

К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

 

Отличительными особенностями межличностных конфликтов являются:

  • противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов;
  • проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
  • межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия есть своеобразное поле для проверки характеров, проявления способностей, интеллекта, темпераментов, воли и других индивидуально-психологических особенностей;
  • отличаются эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
  • затрагивают интересы окружения.

К конструктивным функциям межличностных конфликтов относят:

  • познавательную: появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий;
  • функцию развития: конфликт является источником совершенствования процесса взаимодействия;
  • инструментальную: конфликт есть инструмент разрешения противоречий;
  • перестроечную: конфликт способствует развитию взаимопонимания участников.

Деструктивные функции межличностных конфликтов связаны с:

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

1. Противоборство - характерно настойчивое, бескомпромиссное отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

2. Уклонение - связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

3. Приспособление - предполагает готовность субъекта поступится своими интересами с целью сохранения взаимоотношений.

4. Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

 5. Сотрудничество - предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

6. Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение, как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее.

Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов.

2. Типология межличностных конфликтов.

Психолог А. Кармин в качестве критерия классификации межличностных конфликтов выделяет их реальность или истинность ложность:

  • подлинный конфликт: существующий и адекватно воспринимающийся;
  • случайный или условный конфликт: зависит от меняющихся обстоятельств, что не всегда адекватно осознается сторонами;
  • смещенный конфликт: скрывает за собой неявный, но являющийся глубоким конфликт;
  • неверно приписанный конфликт между сторонами, ошибочно понимающими и неверно истолковывающими проблемы;
  • латентный конфликт: неосознаваемый конфликт, который пока существует в скрытом виде;
  • ложный конфликт: существует в силу ошибок восприятия или интерпретации, не имеющий объективных оснований.

Существует типология межличностных конфликтов по причинам их появления. По данному критерию все конфликты можно разделить на две большие группы:

  • глубинные конфликты, которые включают в свою орбиту важные для личности ценности, интересы, цели, связанные с образом «Я». Они могут длительно существовать, не обнаруживая себя явно. Возникают они закономерно, так как обусловлены психическим складом личности, историей ее развития и общения. Причины их появления внутренние, определяемые глубинными потребностями и ценностями личности.
  • ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего спонтанную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента. Примерами начала таких конфликтов являются грубость продавца, выговор начальника, невозвращенная вовремя вещь, взятая без разрешения книга и т.д.

Наиболее распространенной типологией межличностных конфликтов является на основе сферы их проявления:

  • межличностные конфликты в семье;
  • межличностные конфликты в педагогическом процессе.

Наиболее типичными причинами межличностных конфликтов в семье являются:

  • межличностная несовместимость: не понимание друг друга, основывающееся на различии ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, уровня развития личностей;.
  • лидерство в семье: лидер может вести семью за собой довольно удачно, может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние, чреватое открытыми или скрытыми конфликтами;
  • превосходство: в начальном периоде семейной жизни нередки случаи, когда один из супругов стремится доказывать свое превосходство;
  • домашние дела: дележ домашних дел - непреходящая неразрешимая проблема и причина конфликтных ситуаций в семье.
  • семейный бюджет: конфликтные ситуации могут возникать, когда одному из супругов, кажется что другой нерасчетливо тратит деньги или один из супругов получает больше другого.
  • интимно-личная адаптация семьи: морально-психическая и физиологическая удовлетворенность друг другом в интимных отношениях.

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:

  • «ученик — ученик»: большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах класса;
  • «ученик — учитель»: школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме.
  • «педагог — педагог»:  конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности.

 

3. Основные модели переговоров и стили разрешения межличностных конфликтов.

Предполагается следующий алгоритм разрешения межличностных конфликтов:

  • определите причину и суть проблемы;
  • поговорить с каждым, кого затронул конфликт, обсудить мнения, плавно переходя к следующему пункту;
  • выясните все желания и интересы участников;
  • найдите все возможные решения, пытаясь не отказываться от других предложений и выделите самые лучшие варианты.

По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, которые избирают участники конфликтной ситуации, становятся решающим фактором   преодоления данной конфликтной ситуации.

Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации делятся на три основные категории.

  1. силовые стратегии: к ним относятся  стратегии поведения участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. В психологии они описываются как доминирование, конкуренция, соперничество.
  2. другую группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания наличия конфликта, ухода от проблемы вместо ее решения.
  3. третья форма ухода от конфликта - уступчивость, готовность пренебречь, поступиться своими интересами, целями. Она может иметь обоснованный, рациональный характер в тех случаях, когда предмет конфликта является не слишком значимым для человека, Эта группа стратегий расценивается как наиболее эффективный путь к разрешению межличностных конфликтов. Она объединяет разнообразные переговорные стратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.

Информация о работе Методы предупреждения межличностных конфликтов