Методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:04, реферат

Краткое описание

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Содержание

Введение 3
1.Методы психологии 4
Заключение 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

В-897.1.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в  естественном эксперименте, лучше всего  соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов, на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование как метод  применяется в том случае, когда  исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера — Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса4. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это — попытки построения перцептронов — машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее. Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как мы уже сказали  ранее, специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.

Большую роль играет и  то, каким путем получено то или  иное знание. Лев Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей  лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты5.

Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов имевшейся до данного  эмпирического исследования его  схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т.п. И подобную взаимосвязь полученных в исследовании фактов с предварительными представлениями исследователя об изучаемых феноменах и, соответственно, с используемыми методами можно проследить во всех психологических направлениях6. Поэтому проблема методологии (средств) психологического познания является одной из самых существенных и обсуждаемых проблем психологии.

 

Список литературы

 

    1. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2010. – 388 с.
    2. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн 1. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 2010. – 576 с.
    3. Психология: Учебник / Под ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2012. – 584 с.
    4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2011. – 282 с.
    5. Хрестоматия по курсу введение в психологию. / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 2009. – 467 с.

1 Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн 1. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 2010. С. 17.

2 Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн 1. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС,2010. С. 19.

3 Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2011. С. 38.

4 Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн 1. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 2010. С. 21.

5 Хрестоматия по курсу введение в психологию. / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 2009. С. 28.

6 Психология: Учебник / Под ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2012. С. 18.


Информация о работе Методы психологии