Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 10:40, контрольная работа
Цель данной работы: изучение классификаций методов психологических исследований.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия "метод исследования".
2. Выявить методы психологических исследований
3. Дать классификацию методов психологических исследований.
1.Введение…………………………………………………………2
2. Краткая история развития методов психологических исследований………….4
3. Классификация основных методов психологического исследования…………7
4. Принципы использования методов исследования в психологии……………..15
5.Заключение…………………………………………………………………………………………………..20
6.Список использованной литературы…………………………………………………………..21
4. Целью психологического
исследования должно быть
5. Психологические
6. Поскольку продвижение
детей с одного уровня или
ступени психического развития
на другой совершается в
То положение, что надо изучать детей, обучая их, является частным случаем более общего положения, согласно которому мы познаем явления действительности, воздействуя на них (в частности, самое глубокое и конкретное познание людей достигается в процессе их переделки). Это одно из основных положений общей методологии и теории познания. Оно может и должно получить многообразное конкретное осуществление в методике психологического исследования. Так, при изучении патологических явлений психики у больного индивида терапевтическое воздействие дает возможность не только выправить, но и глубже познать их.
Таким образом, в самой методике, в "практике" исследования закладывается единство, связь между теорией и практикой, между научным познанием психических явлений и реальным практическим воздействием на них.
7. В рамках общей
концепции новый смысл и
Один и тот же внешний
результат может иметь самое
различное психологическое
Поскольку при этом личность и ситуация в их конкретной реальности выходят за пределы только психологических явлений, психологическое исследование, не утрачивая своего характера и специфичности своего объекта, требует тщательного учета целого ряда моментов, выходящих за пределы чисто психологического.
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер деятельности человека. Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д. К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. Так, например, рассуждая о методе, крупный британский философ и математик XX в. А. Уайтхед считал, что любой метод задает "способ действий" с данными, с фактами, значимость которых определяется теорией, которая и "навязывает" конкретный метод, применимый только к теориям соответствующего вида.
Список использованной литературы
1.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968
2.Загвязинский В.И., Атаханов Р.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.-М.-2001.-334с.
3.История психологии ХХ век. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. - М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002. - 832с.
4.В.В. Краевский. Методология педагогического исследования. - Самара: СамГПИ, 1994. - С.11
5.Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001
6.Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1.- М.-2003
7.Образцов П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. - Орел, 2002 . - 291 с.
8.Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.
9.Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998
10.Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996;
11.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособ. М.: ВЛАДОС, 1998. Т. 1-2.
12.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с