Методы психологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:15, реферат

Краткое описание

Наука - прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик

Вложенные файлы: 1 файл

Наука.docx

— 24.28 Кб (Скачать файл)

Наука - прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы - это способы, посредством  которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет  не один, а целую систему частных методов или методик

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции

Организационные методы включают сравнительный  метод, лонгитюдный метод, метод  поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи  и зависимости между явлениями  разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности

К познанию особенностей и закономерностей  психического развития можно подойти  посредством двух основных типов  исследования: поперечных срезов и  продольных (лонгитюдных).

Лонгитюдный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц  на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Лонгитюдный метод по сравнению с методом  поперечных срезов обладает рядом преимуществ:

  • лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам;
  • лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека;
  • только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Основным же недостатком лонгитюдных  исследований являются значительные затраты  времени, требуемые на их организацию и проведение

Суть поперечных или  срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании  исследований одних и тех же характеристик  в сравниваемых группах людей  различного возраста, разных уровней  развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого  метода является быстрота исследования - возможность получения в течение  короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности  сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.

Сравнительный метод заключается  в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических  актов в процессе развития и в  сравнении со сходными явлениями  у других организмов. Наибольшее распространение  этот метод, называемый “сравнительно-генетический”, получил в зоопсихологии и в детской психологии

Эмпирические методы - наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между  ними; включают в себя наблюдение и  самонаблюдение, экспериментальные  методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов  деятельности; биографический метод

Группа эмпирических методов  в психологии традиционно, начиная  с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается  основной.

Наблюдение выступает  в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Познание собственной  психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или  иной степени опосредованно через  наблюдение внешней деятельности.

Объективное наблюдение должно исходить из единства внутреннего и  внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных  методов в психологии. Научное  наблюдение непосредственно соприкасается  с житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым  вообще может удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основное требование - наличие четкой целевой установки.В  соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный  в схеме. Плановость и систематичность  наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко  осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать  все вообще в силу многообразия существующего  совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный  характер.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается  в том, что оно позволяет изучать  психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей  части должно дополняться другими  методами исследования. К процедуре  наблюдения предъявляются следующие  требования:

а) определение задачи и цели;

б) выбор объекта, предмета и ситуации;

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;

г) выбор способа регистрации  наблюдаемого (как вести записи);

д) обработка и интерпретация  полученной информации.

Основной  недостаток метода наблюдения заключается  в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя  могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

Наблюдение  используется, в первую очередь, когда  требуется минимальное вмешательство  в естественное поведение, взаимоотношения  людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Экспериментальный метод - это исследовательская  деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

    • исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;
    • экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;
    • в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;
    • в результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для  объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психологического процесса.

Эксперимент как метод возник в  области психофизики и психофизиологии  и получил широкое распространение  в психологии. Но изменился сам  характер эксперимента: от изучения соотношения  отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей  протекания самих психических процессов  в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную  форму между наблюдением и  экспериментом, является метод так  называемого естественного эксперимента. Его основная тенденция - сочетать экспериментальность  исследований с естественностью  условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает  изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы проводить изучение явлений в лабораторных условиях, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Роль естественного эксперимента велика при изучении познавательных возможностей человека на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей  формирования личности.

И наконец, экспериментальный метод  включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается  в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством  формирования изучаемого явления. Для  формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя  в изучаемые им психические процессы. Психодиагностические методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

В число диагностируемых признаков  в зависимости от задач исследования могут входить психологические  различия по возрасту, полу, образованию  и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и  т.п.

Одним из видов психодиагностического  метода являются психологические тесты. Английское слово “тест” означает “проба” или “испытание”. Тест - это краткое, стандартизированное  испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.

Все разнообразие методов опроса можно  свести к двум основным типам:

  1. опрос “лицом к лицу” - интервью, проводимое исследователем по определенному плану;
  2. заочный опрос - анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется  полной гибкостью и варьируется  в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим  планом интервью, имеет право сам  в соответствии с конкретной ситуацией  формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Анкетирование (заочный опрос) имеет  также свою специфику. Считается, что  к заочному опросу целесообразнее прибегать  в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным  или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок. Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого анализа.

Метод беседы является вспомогательным  средством для дополнительного  освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный  характер.

Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии. Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.

К методам психологической коррекции  принадлежат: аутотренинг, групповой  тренинг, способы терапевтического воздействия.

Современная психология различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Психологическая  помощь чаще всего и эффективнее  всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого  неблагополучия. Это переживание  может быть острым и выражаться в  глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в  страдании. В таких случаях требуется  оказание не только консультативной , но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о  коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психокоррекционные методы - это довольно обширный набор  приемов, программ и методов воздействия  на поведение людей; включают аутотренинг, групповой тренинг.

Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с  именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам  во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение  прежде всего как метод лечения  и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в  организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка - действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также  управления состоянием человека в экстремальных  условиях. В аутогенных тренировках  используются три основные пути воздействия  на состояние нервной системы:

    1. выработка умения полностью расслаблять мышцы тела;
    2. использование активной роли представлений, чувственных образов;
    3. регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.

Комплекс  упражнений, составляющий суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту  резервных способностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга.

Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям  в сфере общения, а также формы  соответствующей их коррекции. Что  касается методов социально-психологического тренинга, то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области - групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение получил метод ролевых игр.

Информация о работе Методы психологических исследований