Методы психологического изучения профессий (по Дмитриевой М.А.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:05, творческая работа

Краткое описание

Существует ряд методов упорядочения полученной информации. Одним из таких методов является алгоритмический анализ. Алгоритм — строго предписанная последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задачи определенного класса.

Содержание

Часть 1. 3
I. Профессиографические методы 3
II. Личностные методы 4
III. Алгоритмический метод описания трудового процесса 4
IV. Структурный метод 4
V. Системный анализ 5
Часть 2. 7
Личностный метод 7
Часть 3. 10
Результаты 12
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

психофизиология эссе.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное  БЮДЖЕТНОЕ  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И  ФИНАНСОВ»

 

Факультет «Экономики труда и управления персоналом»

 

 

 

ЭССЕ

По дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности»

На тему: «МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ (по Дмитриевой М.А.)»

 

Выполнила: студентка 442 группы

Никулина Д.П.

Проверил:

Жиленко Сергей Анатольевич

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление

 

 

Часть 1.

    1. Профессиографические методы

  1. Анализ документации - ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, с руководствами, инструкциями, наставлениями дает возможность выявить наиболее общие особенности деятельности: основные профессиональные задачи, важнейшие операции, характеристики режимов труда. Из этих же документов можно получить первоначальные сведения о конструкции рабочего места. Изучение текущей документации (журналов дежурств, медицинской документации, всевозможных актов и т. д.) наряду с другими источниками дает материал для статистического анализа сложных ситуаций, производственного брака, аварий, случаев травматизма, отсева работающих.
  2. Анкетирование — получение письменных ответов на поставленные вопросы — может быть двух типов. Можно проводить анкетирование по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной форме) или « по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее обусловленных ответов). Анкеты первого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность ответов.
  3. Метод опроса. В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков. Преимущество беседы перед анкетным методом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи.
  4. Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более точное описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными задачами и результатами труда. Наблюдению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе работы. Психологический анализ профессиональной деятельности проводится в тесной связи с изучением ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие моменты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требования к работающему человеку.
  5. Самонаблюдение и самоотчет. Самонаблюдение в профессиографии выступает в двух формах: в виде самоотчета специалиста и в виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице исследователя и рабочего.

В первом случае специалист получает инструкцию думать вслух в процессе работы, т. е. «проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала.

Во втором варианте использования самонаблюдения в  профессиографии сам психолог становится учеником и систематически изучает профессию, приобретая постепенно трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позволяет проследить специфические трудности и особенности овладения профессиональной деятельностью.

  1. Экспериментальный метод. Эксперимент в профессиографии служит для проверки уже составленной психограммы. С этой целью выделяют несколько групп специалистов с различной профессиональной успешностью. У членов каждой группы с помощью специальных приборов, методик, бланков проверяются свойства, признанные в ориентировочной психограмме профессионально-важными.
    1. Личностные методы

Личностные  методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его  особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество различных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных опросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характеристик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника.

    1. Алгоритмический метод описания трудового процесса

Существует  ряд методов упорядочения полученной информации. Одним из таких методов  является алгоритмический анализ. Алгоритм — строго предписанная последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задачи определенного класса.

Метод дает возможность  представить совокупность действий в компактной форме и вскрыть  их закономерные связи.

    1. Структурный метод

Сущность структурного метода, предложенного А. И. Губиноким, состоит в том, что трудовую деятельность описывают в виде структуры, состоящей  из рабочих и вспомогательных  операций, для каждой из которых  определяются временная и надежностная характеристики. Одним из принципов структурного метода является принцип иерархического структурирования, состоящий в том, что деятельность человека представляется:

— на оперативном  уровне — в виде структуры взаимосвязей решаемых задач;

— на уровне решения одной задачи — в виде стурктуры взаимосвязей алгоритмов;

— на уровне алгоритма —  в виде структуры взаимосвязей блоков операций;

— на уровне блока операций — в виде взаимосвязей отдельных операций;

— на уровне операции — в виде взаимосвязи ее компонентов.

А. И. Губиноиий  и В. Г. Евграфов отмечают в то же время ряд трудностей использования  структурного метода, в частности  сложность установления зависимости  структуры от факторов внешней среды, отсутствие общепринятой «алгоритмической» трактовки мыслительной деятельности, не позволяющее описать ее структуру.

V. Системный анализ

Стремление соотнести степени выраженности основных профессионально значимых свойств субъекта труда, определить характер и уровень взаимосвязи между ними — направление ряда исследований, в которых делаются попытки системного анализа деятельности.

Наиболее разработанную  методику системного анализа профессиональной деятельности предложил В. Д. Шадриков [ПО]. Она опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях.

  • Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии,— с другой.
  • На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре трудовой деятельности.
  • На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности.
  • В процессе информационного анализа деятельности выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления.
  • Психофизиологический уровень анализа деятельности означает, по В. Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность.
  • Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

 

К методам психологического изучения профессий относятся методы сбора информации об особенностях профессиональной среды и вытекающих из них требований к человеку, о свойствах субъекта труда и его требованиях к  профсреде, а также методы упорядочения полученной информации.

 

Часть 2.

Личностный метод

Вторая и третья часть  моей работы будет посвящена личностному  методу, т.к. он встречается достаточно редко и наиболее интересен для меня.

Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенностях профессиональных задач, объекта труда и других элементов профессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество различных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных опросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характеристик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника.

Следует обратить внимание на одну особенность личностных опросников, разработанных зарубежными психологами и психиатрами: «диагноз личности», полученный с помощью этих опросников, довольно неустойчив, заметно изменяется с изменением жизненных обстоятельств опрашиваемого. Например, такие утверждения, как: я сплю крепко; обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на шум; я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает; когда я думаю о том, что произошло в течение дня, я нередко испытываю беспокойство и т. п.— по-разному могут приниматься одним и тем же человеком в разные периоды его жизни. Известно, например, что под влиянием болезни или серьезных неприятностей человек часто интравертируется (снижается его потребность в общении). Для медицинского психолога и представителей ряда других специальностей такая особенность личностных опросников выступает как достоинство, для целей профессиографии она выступает как недостаток.

Более стабильную информацию о личности дает метод  независимых характеристик К. К- Платонова. В соответствии с разработанной программой опрашиваются товарищи по работе, непосредственное начальство, другие работники, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста,— всего 5—7 человек. Предложена шкала, по которой оценивается та или иная черта личности:

5 — названная  в карте черта личности развита  очень хорошо, ярко выражена и  'проявляется часто и в различных  видах деятельности;

4 — заметно  выражена, но проявляется не постоянно,  хотя противоположная ей черта  проявляется очень редко;

3 — как и  противоположная ей черта личности, выражена не резко, и в проявлениях  они уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто;

2 — заметно  более выражена, и чаще проявляется  противоположная названной черта личности;

1 — противоположная  названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности.

Оценка каждой черты личности должна опираться  на знание «жизненных показателей», т. е. типичных случаев из жизни оцениваемого человека и его деятельности (действий, поступков), в которых проявляется оцениваемая черта. Например, при оценке эмоциональной возбудимости выясняют, что более свойственно данному лицу: постоянное или часто меняющееся настроение; настроение меняется сразу или постепенно: насколько впечатлителен — всякое приятное событие вызывает чувство радости, всякие мелкие неприятности сильно огорчают или в повседневных условиях не проявляет ни особой радости, ни особого огорчения; раздражителен ли, чаще раздражение возникает сразу или накапливается постепенно; как ведет себя при вынужденном ожидании; после неудач, неприятностей быстро успокаивается или продолжает переживать, несмотря на то, что причины уже исчезли. Такая подробная инструкция не требует от экспертов специальных знаний, психологическую интерпретацию их суждений дает исследователь, проводящий опрос. Полученные оценки усредняются, при этом крайние точки зрения неизбежно нейтрализуют одна другую и выведенный средний балл (например, критичность мышления—4,2; эмоциональная возбудимость — 3,6) отражает достаточно устойчивое и компетентное мнение о человеке, сложившееся в его трудовом коллективе. Обычно это 'мнение страдает скорее инертностью, чем неустойчивостью.

Количественные  оценки, полученные методом независимых  характеристик, поддаются дальнейшей статистической обработке, например корреляционному анализу, направленному на выявление структуры свойств, типичной для той или иной группы работников.

Метод обобщения независимых характеристик - исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или события различными экспертами независимо друг от друга; это объединение и обобщение данных многих наблюдений, выполненных независимо друг от друга в разное время, при разных условиях и в разных видах деятельности личности.

Полученные  независимые характеристики - умственные данные личности, ее нравственная воспитанность, дисциплинированность, направленность интересов и способностей, уровень культуры, темп развития тех или иных качеств - обобщают в определенную систему под определенным углом зрения.

Информация о работе Методы психологического изучения профессий (по Дмитриевой М.А.)