Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………….… 3
Методы психологического познания…………………………………….. 5
Наблюдение …………………………………………………………………6
Эксперимент ………………………………………………………………8
Психодиагностические исследования…………………………………… 11
Анкетирование и интервью……………………………………………… 11
Тестирование……………………………………………………………… 12
Заключение …………………………………………………………..16
Список литературы ……………………………………………………....
17
ВВЕДЕНИЕ
Всякая
наука основана на фактах. Собирая,
сопоставляя, группируя и обобщая
эти свидетельства объективной
реальности, она открывает самое
дорогое, для чего, собственно, и
создана наука, а именно существующие
независимо от нашей воли и
сознания объективные законы
мира. Способы получения этих
фактов называются методами научного
исследования.
Методы
— это правила и процедуры,
с помощью которых устанавливается
связь между фактами, гипотезами
и теориями. Любой метод находит
свое воплощение в конкретной
методике, которая представляет
собой совокупность правил проведения
конкретного исследования; описывает
набор используемых при данных
обстоятельствах инструментов, предметов,
а также регламентирует последовательность
исследовательских действий. Один
метод может воплощаться в
нескольких разных методиках.
Использование
метода, будь то анкетирование,
интервью, наблюдение, анализ документов,
эксперимент, анализ статистики
или теоретический анализ, не
раскрывает специфики конкретной
науки. Ни у одной науки нет
монополии на перечисленные методы.
Любая из них может пользоваться
описанием и измерением, даже
философия, которая имеет дело
с самыми высокими абстракциями
и самыми общими закономерностями.
Все стремятся к точному измерению
объекта, но делают это, выбирая
наиболее соответствующий своему
предмету метод сбора и обработки
данных.
Психология,
как и каждая наука, пользуется
большим количеством разных методов.
Психика, сознание изучается
психологией в единстве внутренних
и внешних проявлений. Взаимосвязь
психики и поведения, сознания
и действительности является
не только объектом, но и средством
психологического исследования, опорной
базой всей методики. Общая задача
всех методов объективного психологического
исследования заключается в том,
чтобы выявить соотношение между
внешним протеканием процесса
и его внутренней природой, и
по внешнему протеканию определить
внутреннее содержание. Однако каждый
отдельный, изолированный взятый
акт поведения допускает обычно
различное психологическое истолкование.
Внутреннее психологическое содержание
действия раскрывается обычно
не из отдельно взятого фрагмента
поведения, а из системы деятельности.
Поэтому нужно учитывать деятельность
человека, а не только один отдельно взятый
акт, и соотносить эту деятельность с конкретными
условиями, в которых она совершается.
На основе этого можно правильно раскрыть
то внутреннее психологическое содержание
действий и поступков, которое может быть
утаено в высказываниях человека, но обнаруживается
в его действиях. Этот принцип объективного
психологического исследования реализуется
многообразными методическими средствами,
которые зависят от особенностей предмета
исследования.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ПОЗНАНИЯ
Основными
путями познания психологии является
наблюдение и эксперимент. Существуют
разные виды наблюдения и эксперимента.
Наблюдение, в свою очередь делится
на два вида: самонаблюдение (интроспекция)
или внешнее наблюдение (объективное
наблюдение). Внешнее или объективное
наблюдение может быть непосредственным
и опосредованным, прямым и косвенным,
включенным и сторонним, естественным
и лабораторным, систематическим
и поисковым. Также существуют
и различные формы или виды
эксперимента. Одна разновидность
эксперимента – естественный
эксперимент, это промежуточная
форма между экспериментом и
простым наблюдением.
НАБЛЮДЕНИЕ
Одним из
основных методов исследования
в психологии является наблюдение.
Наблюдение - исторически наиболее
древний метод, использующийся
практически всеми науками. В
психологии оно выступает в
двух основных формах - самонаблюдение
или интроспекция и объективное
наблюдение, которое может быть
непосредственным и опосредованным,
прямым и косвенным, включенным
и сторонним, естественным и
лабораторным, систематическим и
поисковым.
Интроспективная
психология, психология сознания
считала самонаблюдение или интроспекцию
не только самым главным, но
и единственным методом в психологии.
В основе этого убеждения лежали
два основных обстоятельства. Первое
– это фундаментальное свойство
сознания непосредственно открываться
субъекту. Второе состояло в том,
что эти же процессы оказываются
закрытыми для внешнего наблюдателя.
А это полностью совпадало
с той общей позицией, согласно
которой психика превращалась
в замкнутый в себе внутренний
мир, и никто не может непосредственно
пережить состояния сознания
субъекта как он сам. Самонаблюдение
или "интроспекция" представляет
собой изучение наблюдателем
себя, своего внутреннего мира, различных
психических реакций. Основоположником
метода интроспекции считается
английский философ Дж. Локк (1632 –
1704). Долгое время в среде мыслителей,
занимающихся исследованием психических
явлений, было распространено мнение,
что изучить психику извне невозможно,
т.к. это замкнутый в себе мир, доступный
только себе самому. Достоинством этого
метода является его высокая информативность,
простота использования. Но по мере развития
научной психологии выявились многочисленные
отрицательные стороны самонаблюдения.
Основными являются невозможность проверки
результатов и невозможность одновременного
осуществления сразу двух действий.
Объективная,
поведенческая психология вообще
отвергала самонаблюдение или
интроспекцию и признавала единственным
методом психологии объективное
наблюдение внешнего поведения.
Современная
психология исходит из единства
внутреннего и внешнего. Интроспекция,
то есть наблюдение за собственными
внутренними психическими процессами,
неотрывна от наблюдения за
их внешними проявлениями. Познание
собственной психики самонаблюдением
всегда осуществляется опосредованно
через наблюдение внешней деятельности.
В единстве внешнего и внутреннего,
объективного и субъективного,
основным является объективное.
Основными методами психологического
познания являются методы объективного
исследования. Но это не означает,
что данные самонаблюдения не
могут быть использованы в
психологии. Эти данные могут
быть исходной точкой для заключений
о психическом процессе восприятия,
они так же используются в
физических и социальных науках.
Наблюдение, исследование в психологии
должно вестись в основном
объективными методами.
Объективное,
внешнее наблюдение – самый
простой и наиболее распространённый
из всех объективных методов
исследования. Он широко применяется
в психологии, так же как и
в других науках. Научное наблюдение
непосредственно соприкасается
с обыкновенным житейским наблюдением
и восприятием. Первое основное
требование для правильного научного
наблюдения – наличие чёткой
целевой установки. Четко осознанная
цель должна руководить наблюдением,
давая ему правильную установку
на предмет самого наблюдения.
После установки цели необходимо
определить план наблюдения, который
должен быть зафиксирован в
схеме. В наблюдении, как и в
любом научном методе необходимо
исключить элемент случайности,
который свойственен житейскому
наблюдению. Всякое наблюдение неизбежно
носит избирательный или выборочный,
частичный характер. Весь отбор
материала осуществляется не
случайно, а сознательно по плану.
Наблюдение становится методом
научного познания, потому что
оно не оканчивается на простой регистрации
фактов, а переходит к формированию гипотез.
Их надо проверить на новых наблюдениях,
отметить исключения и уточнить ранние
гипотезы или, если нужно, заменить их
новыми.
Сторонники
объективной поведенческой психологии
понимали под предметом объективного
психологического наблюдения –
наблюдение за внешними проявлениями
психической деятельности. Это, по
их мнению, были только внешние
реакции – различные движения,
жесты, только внешнее проявление
физиологических процессов. Основоположником
этой идеи выступил американский
психолог Дж. Уотсон. Он заявил, что
психология должна заниматься
не явлением сознания, а поведением.
В 1913 году появляется новое
направление в психологии –
бихевиоризм. Бихевиористы отрицали
существование сознания. Они утверждали,
что сознание не существует
для психологии. Для них поведение
объяснялось в научных понятиях
как система сложных реакций.
Бихевиористы стремились прийти
к тому, чтобы по стимулу предсказывать
поведение человека и наоборот
по реакции человека заключать
о вызвавшем её стимуле. Важными
заслугами бихевиоризма является
то, что в отличие от интроспекции,
бихевиоризм внёс в психологию
сильный материалистический дух,
благодаря этому она была повёрнута
на свой естественнонаучный путь
развития. И то, что был введён
объективный метод, основанный
на регистрации и анализе внешних
наблюдений, фактов, процессов и
событий.
В действительности
объективное наблюдение в психологии
направлено не на реакции, не
на только внешние действия, а
на их психологическое содержание.
В психологии существует много
объективных методов, из которых
наиболее простым являются различные
виды наблюдения.
Непосредственное
наблюдение предполагает контакт
исследователя с объектом наблюдения.
При опосредованном наблюдении
исследователь знакомится с наблюдаемым
объектом заочно, посредством различных
документов, например, дневников, автобиографий,
результатов творчества. Например,
З. Фрейд изучал личность Ф.
Достоевского по его произведениям,
а Э. Фромм анализировал
личность Гитлера по рассказам
о нём его приближенных и
известным фактам биографии.
Косвенное
наблюдение используется, когда
мы хотим при помощи объективных
методов исследовать процессы, не
поддающиеся прямому наблюдению.
Например, это может быть выявление
степени усталости человека. В
этом случае мы можем судить
о выраженности этого процесса
лишь косвенно. Например, по изменению
степени концентрации внимания, по количеству
совершаемых ошибок.
При включенном
наблюдении исследователь становиться
частью наблюдаемого коллектива.
При стороннем наблюдении исследователь
в контакт с наблюдаемой ситуацией
не входит.
Естественное
наблюдение происходит в обычных
условиях. Естественное наблюдение
отличается от естественного
эксперимента тем, что при наблюдении
исследователь не контролирует
ситуацию, а просто наблюдает
за ней. Например, наблюдение за
играми детей на площадке. Наблюдатель
не может участвовать в этой
игре, он может за ней только
наблюдать. Есть две проблемы,
часто возникающие при естественном
наблюдении. Первая состоит в
том, что разные наблюдатели
по-разному интерпретируют одни
и те же явления. Например, в
случае с игрой крик ребёнка
один наблюдатель может отнести
к категории агрессивных действий,
а другой – к условиям игры.
Вторая проблема – рассеянность
наблюдателя. Он может не заметить
каких-то важных деталей. Чтобы
этой проблемы не было, рекомендуется
вести наблюдение сразу двумя
наблюдателями, чтобы потом сравнить
их записи. Численное выражение
совпадения их данных называется
межнаблюдательной надёжностью.
Систематическое
наблюдение предполагает изучение
определенного аспекта поведения,
изучению которого посвящено
это исследование.
Поисковое
наблюдение не подчинено определенной
цели, но часто меняет всю картину
исследования, если исходная гипотеза
была неверна.
ЭКСПЕРИМЕНТ
В современной
психологии основным методом
исследования, является экспериментальный
метод. Экспериментом называют
метод, при котором исследователь
сам вызывает исследуемое явление.
Основная задача психологического
эксперимента заключается в том,
чтобы сделать для объективного
внешнего наблюдения доступным
существенные особенности внутреннего
психического процесса. Эксперимент
получил очень многообразные
и широкое применение в самых
разных областях психологии –
психологии животных, в общей
психологии и в психологии
ребёнка.
Большинство
лабораторных экспериментов начинается
с экспериментальной гипотезы. Это
предположение или ожидание относительно
того, что произойдёт в определённой
ситуации. Например, можно выдвинуть
гипотезу о том, что громкий
шум мешает человеку усваивать
содержание книги, которую он
читает. Гипотеза предполагает наличие
переменных. Под переменной понимается
любая реальность, которая может
изменяться в экспериментальной
ситуации. Независимая переменная
– аспект ситуации, который контролируется
экспериментатором. В этом примере
независимая переменная – наличие
или отсутствие громкого шума.
Так же гипотеза предполагает
наличие зависимой переменной, это
переменная, которая изменяется
при действии независимой переменной.
Обычно это аспект поведения
участника эксперимента. В примере
- это количество усвоенной информации.
Гипотеза, проверяемая в эксперименте
предполагает влияние независимой
переменной на зависимую. Существует
понятие нулевой гипотезы –
предположение о том, что независимая
переменная на зависимую никак
не влияет. То есть в этом
случае шум не влияет на
усвоение смысла текста. Чаще
всего при проведении эксперимента
испытуемых произвольно или по
каким-то признакам делят на
две группы - экспериментальную и
контрольную. Для экспериментальной
группы создают измененные условия
деятельности, для правильного проведения
эксперимента крайне важно проследить,
чтобы все испытуемые в экспериментальной
группе находились в одинаковых
условиях. Контрольная группа таким
изменениям не подвергается. Эти
предосторожности и разделения
на группы необходимы для уверенности
в том, что наблюдаемые проявления
психики связаны с измененными
условиями, а не с какими-то
другими факторами. Очень важны
и сами методы организации
эксперимента. Существует три метода.
Метод независимой организации
– каждый участник находится
в составе только одной группы.
Метод попарной организации –
каждый участник находится в
составе только одной группы,
но в другой группе есть
участник со схожими, важными
параметрами. При использовании
этого метода разделение участников
на группы происходит на основе
имеющийся о них информации. Это
нужно, для того чтобы сделать
группы равными по параметрам.
Метод повторяющихся измерений
– исследование проводится дважды
с одной и той же группой.
То есть каждый участник проходит
испытание дважды. В моём примере
чтобы узнать влияет ли шум
на усвоение информации, участник
эксперимента будет читать главу
книги два раза – сначала
при шуме, потом в тишине. Но
тут возникает проблема – после
прочтения главы в первый раз,
человек уже будет знать её
содержание. Опыт, который испытуемые
получают в ходе исследования,
оказывает на них определённое воздействие.
Этот эффект называется эффектом облученности.
Чтобы исключить его в примере с книгой
нужно одной половине участников предложить
прочесть главу сначала при шуме, а потом
в тишине, а второй – сначала в тишине,
а потом в шуме. Все три способа организации
эксперимента дают объективные результаты
в случае правильного использования.