Методы социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 00:40, реферат

Краткое описание

Проблемы методологии исследования актуальны для ряда наук. Они безусловно важны в современной эпохе, связанной с научно-техническим прогрессом, усложнившим те задачи, решение которых возложено на науку, и резким возрастанием значения тех средств, что ею используются.

Помимо этого возникновение в обществе новых форм организации науки, создание больших исследовательских коллективов вызывает необходимость разработки учеными единой стратегии исследований, единой системы принимаемых методов внутри них.

Стремительно развиваясь, математика и кибернетика поспособствовали возникновению особого класса, который назвали междисциплинарными методами, применяемыми в качестве «сквозных» в различных дисциплинах.

Вложенные файлы: 1 файл

методы социальной психологии.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ. 
 
Проблемы методологии исследования актуальны для ряда наук. Они безусловно важны в современной эпохе, связанной  с научно-техническим прогрессом, усложнившим те задачи, решение которых возложено на науку, и резким возрастанием значения тех средств, что ею используются.  
 
Помимо этого возникновение в обществе новых форм организации науки, создание больших исследовательских коллективов вызывает необходимость разработки учеными единой стратегии исследований, единой системы принимаемых методов внутри них. 
 
Стремительно развиваясь, математика и кибернетика поспособствовали возникновению особого класса, который назвали междисциплинарными методами, применяемыми в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. 
 
В связи с этим исследователям было необходимо как можно тщательнее осуществлять контроль над собственными познавательными действиями, проводить анализ самих средств, используемых в процессах познавательных практик.  
 
Возникла особая отрасль знания внутри философии, а именно логики и методологии научного исследования – это стало неким свидетельством интереса современной науки к проблемам методологии. Анализ методологических проблем интересовал как философов, так и специалистов в области этой дисциплины, так и самих представителей конкретных наук. 
 
Следующим шагом стало возникновение особого вида методологической рефлексии - внутринаучной методологической рефлексии. 
 
Вышеперечисленное имеет непосредственное отношение и к науке, именуемой социальная психология. При этом   имеют место быть еще и такие специфические обстоятельства, как, например, относительно недавнее возникновение социальной психологии в качестве науки, ее сложное происхождение и статус, которые вынуждали использовать в исследовательской практике методологические принципы, принадлежащие двум таким разным наукам, как психология и социология. 
По этой причине возникла специфическая задача для социальной психологии – было необходимо осуществить своеобразное соотнесение, “наложить” друг на друга два ряда закономерностей, заключающихся в знаниях об общественном развитии и развитии психики человека. 
 
Усугублению положения поспособствовал еще один факт -  отсутствовал свой собственный понятийный аппарат, а это, в свою очередь, говорило о том, что придется пользоваться двумя терминологическими словарями.  
Глава 
1. 
 
 
Понятие метода и методологии социальной психологии. 
Перед более конкретным рассмотрением методологических проблем в социальной психологии, стоит внести уточнение относительно понятия “методология”. 
 
Современное научное знание использует данный термин для обозначения трех различных уровней научного подхода. 
 
А) Общая методология - некий общий философский подход, общий способ познания, который принимают исследователи.  
 
Общей методологией сформулирована некоторая часть наиболее  общих принципов, применяемых в ходе исследований осознанно или неосознанно. 
 
Социальная психология имеет необходимость определенного понимания относительно вопроса соотношения общества и личности, природы человека. 
 
Учитывается принятие различными исследователями различных философских систем в качестве общей методологии. 
 
Б) Частная (специальная) методология - совокупность методологических принципов, которые применяются в данной области знания.  
 
Частную методологию можно приравнять к реализации философских принципов относительно специфического объекта исследования. 
 
Так же является определенным способом познания, но таким, который адаптирован под узкую сферу знания. 
 
По причине своего двойственного происхождения социальная психология формирует специальную методологию в условиях  адаптации методологических принципов таких наук, как психология и социология. 
 
Если подвергнуть рассмотрению простой пример с использованием принципа деятельности, то можно заметить следующее:  
 
- философский принцип деятельности - признание деятельности сущностью способа бытия человека 
 
- социологический принцип деятельности - способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, проявляющимся не иначе как через деятельность людей. 
 
Деятельностью как производятся, так и изменяются определенные условия существования индивидов и, конечно же, общества в целом.  
 
Включение в систему общественных отношений осуществляется личностью непосредственно через деятельность. 
 
Психология рассматривает деятельность в качестве специфического вида человеческой активности, некого субъектно-объектного отношения, в котором человек – субъект - определенным образом относящийся к объекту, овладевающий им. 
 
Реализовывая свои интересы, человеку в ходе деятельности подвластно преобразование предметного мира. 
 
Удовлетворение человеком одних потребностей порождает за собой возникновение других потребностей. 
 
Иными словами, деятельность является тем процессом, который в своем ходе развивает саму человеческую личность. 
 
Социальной психологией принимается принцип деятельности в качестве одного из своей специальной методологии, что позволяет адаптировать его к ключевому предмету своего исследования - группе. 
 
По этой причине в социальной психологии основное содержание принципа деятельности выявляется в нижеперечисленных утверждениях:  
 
1) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, ход которой способствует возникновению совершенно особых связей, таких, например, как коммуникативные; 
 
2) понимание в качестве субъекта деятельности как индивида, так и группы, общества, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это допускает возможность исследования реальных социальных групп как определенных систем деятельности; 
 
3) при условии понимания группы как субъекта деятельности появляются возможности изучения всех соответствующих атрибутов субъекта деятельности – потребностей, мотивов, целей групп и т.п. ;   
 
4) в качестве вывода надлежит недопустимость сведения любого исследования исключительно к эмпирическому описанию, к обычной констатации актов индивидуальной деятельности вне обусловленного «социального контекста» - данной системы общественных отношений. Принцип деятельности, тем самым, приравнивается к своеобразному нормативу социально-психологического исследования, определяющему исследовательскую стратегию 
 
А это уже и является функцией специальной методологии. 
 
В) Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, обозначающаяся в русском языке с помощью термина “методика”. Тем не менее, не во всех языках есть этот термит. К примеру, в английском языке под методологией принято понимать методику. 
 
О конкретных методиках (методах), которые применяются в процессах социально-психологических исследований, нельзя сказать, что они имеют абсолютную независимость от более общих методологических суждений. 
 
Смысл введения подобной «иерархии» разнообразных методологических уровней был заключен в том, чтобы не допустить в социальной психологии сведения всех методологических проблем исключительно к третьему значению данного понятия. 
 
Основная идея заключена в следующем: независимо от применения каких бы то ни было эмпирических или экспериментальных  методик, их рассмотрение не может производиться отдельно от общей и специальной методологии. 
 
Это означает, что использование любого методического приема – анкеты, теста, социометрии – может применяться лишь в обусловленном “методологическом ключе”. 
 
Стоит отметить еще и тот факт, что применение философских принципов невозможно осуществить в исследованиях каждой науки непосредственно: каждый из них преломляется через принципы специальной методологии. 
Если рассматривать конкретные методологические приемы, то стоит отметить возможность их относительной независимости от методологических принципов, а, соответственно, и возможность применения в одинаковой форме в рамках возможных методологических ориентаций. 
 
Следует внести уточнения в вопросе о понимании современной логикой и методологией науки выражения “научное исследование”. 
 
Не нужно забывать о том, что социальной психологией XX в. был поставлен акцент на ее отличительные черты от традиций ХIХ в.,  заключающиеся в том, что она опирается на “исследования”, а не на “спекуляции”. 
 
Законно противопоставить исследованиям спекуляции, но лишь учитывая условие, что оно соблюдено точно, а не подменено противопоставлением “исследование - теория”.  
 
По этой причине проблема выявления признаков современного научного исследования находится в прямой зависимости от корректности поставленных вопросов. 
 
В большинстве случаев используют нижеперечисленные признаки научного исследования: 
а) оно имеет дело с определенными объектами, иначе говоря, с обозримым объемом эмпирических данных, собранных при помощи средств, имеющихся в распоряжении науки; 
б) в нем дифференцированно решаются эмпирические, логические  и теоретические познавательные задачи; 
в) для него характерно отчетливо разграничены установленные факты и гипотетические предположения, поскольку проработаны процедуры, с помощью которых проверяются гипотезы; 
г) его целью является как разъяснение фактов и процессов, так и их предсказание.  
 
Краткое суммирование этих отличительных черт сводится к трем: получению тщательно собранных данных, объединению их в принципы, проверке и использованию этих принципов в предсказаниях.  
 
 
Глава 
2. 
 
 
Основные и вспомогательные методы социальной психологии, их специфика. 
 
Социально-психологическим исследованием называют вид научного исследования, устанавливающего в поведении и деятельности людей психологические закономерности, обусловленные включением в социальные (большие и малые) группы, а также психологические характеристики самих этих групп.  
 
Отличие социально-психологических исследований относительно других социальных наук заключается в следующих характеристиках: 
 
а) использование в числе равноправных и данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, и характеристик сознания (представления, мнения, установки, ценности и т. д.) этих индивидов;  
 
б) социальный контекст исследования, влияющий на процесс отбора, интерпретации и изложения фактов;  
 
в) неустойчивость и постоянные изменения социально-психологических явлений;  
 
г) культурно обусловленная относительность закономерностей социальной психологии ;  
 
д) работа с реальными конкретными объектами исследований (индивиды и группы). 
 
В социально-психологических исследованиях можно выделить следующие уровни:  
 
- Эмпирический – заключается в сборе первичной информации, которая позволяет осуществить фиксацию  социально-психологических фактов, и описании данных, которые были получены. 
 
- Теоретический – заключается в объяснении эмпирических данных при помощи сравнения их с итогами остальных работ. Данный уровень характеризуется построением концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений.  
 
- Методологический – заключается в установлении операций, благодаря которым осуществляется процесс сбора и анализа эмпирических данных. 
 
Основными источниками информации в социальной психологии считаются:  
 
а)     характеристика реального поведения и деятельности людей и групп;  
 
б) характеристика индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. д.), 
 
в)     характеристика продуктов человеческой деятельности — материальной и духовной;  
 
г)     отдельно взятые события, состояния социального взаимодействия.  
 
Совокупность методов в большинстве случаев принято подразделять на две подгруппы -методы сбора информации и ее обработки.  
 
Однако, это не опровергает существование иных классификаций методов.  
 
Выделяют, к примеру, такие методы, как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты).  
 
Самой популярной классификацией методов предполагается разделение методов на три группы:  
 
- методы эмпирического исследования, к которым относятся наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент;  
 
- методы моделирования;  
 
- методы управленческо-воспитательного воздействия  
 
Особо важным шагом в области методологии социальной психологии стало выделение и классификация методов социально-психологического воздействия.  
 
Значимость классификации методов социально-психологического воздействия обусловлена усилением роли социальной психологии в вопросе решения социальных проблем.  
 
Чаще всего разделение данной группы связано с такими дихотомическими основаниями, как степень активности (активные, пассивные), уровень организованности (организованные, стихийные), направленность (прямые, косвенные).  
 
Так же могут выделять и иные принципы, к примеру, основываясь на цели воздействия.  
 
Основными тенденциями, обуславливающими развитие социально-психологических методов исследования, можно назвать следующее: 
 
•    Значительно возрос уровень надежности методов, с помощью которых собиралась эмпирическая информация, благодаря повышению качества операционализации понятий, которые характеризуют эмпирические свойства объекта изучения, использованию процедур шкалирования признаков объекта, стандартизации правил сбора первичной информации и ее обработки, а также благодаря алгоритмизации самого исследования; 
 
•    Разрабатывались компьютерные варианты (аналоги) уже существовавших методик исследования, создавались компьютерные технологии сбора эмпирической информации, в том числе компьютерные сетевые варианты; 
 
•    Стали комплексно использовать методы сбора эмпирической информации, сочетать разнообразные приемы измерения и источники информации  
 
•      Начали придавать большее значение методам, которые минимизировали субъективное влияние исследователя и исследуемого(ых) на сбор эмпирической информации. Применяли технические средства для фиксирования информации, проводили исследования в естественных условиях, фиксировали объективные показатели, характеристики поведения и деятельности, их продукты, состояния социального взаимодействия; 
 
•       Разрабатывались “провоцирующие методы” сбора информации, “активная стратегия” исследования, иными словами,  целенаправленно создавались в естественных условиях ситуации социальных взаимодействий с целью актуализации определенного социально-психологического явления  
 
 
2.1. Метод наблюдения.  
 
В социальной психологии под методом наблюдения подразумевается сбор информации, осуществляемый непосредственным, целенаправленным и систематическим восприятием и регистрированием социально-психологических явлений в естественных или лабораторных условиях.  
 
Использование метода наблюдения может быть как в качестве одного из главных, так и в качестве самостоятельного метода исследования. К методу наблюдения могут прибегнуть и с целью сбора предварительного материала исследования, либо для того, чтобы проконтролировать полученные эмпирические данные.  
 
Классифицировать наблюдение можно по-разному.  
 
- Учитывая степень стандартизации техники наблюдения, можно отметить два типа данного метода: стандартизированный и нестандартизированный.  
 
Первый тип подразумевает наличие следующих условий: должен быть разработан список тех признаков, что в дальнейшем необходимо наблюдать, определены условия и ситуации наблюдения, должны быть инструкции для наблюдателя, единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений. Обработка и анализ данных осуществляются благодаря приемам математической статистики. 
 
Для второго типа характерны определение только общих направлений наблюдения, свободная форма фиксации результата либо в процессе восприятия, либо по памяти, свободная форма представления данных и возможная их систематизация формальными процедурами.  
 
- Учитывая роль наблюдателя в изучаемой ситуации, можно различить включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение.  
 
Во включенном - наблюдатель взаимодействует с изучаемой группой в качестве ее полноценного члена. Исследователем имитируется его вступление в социальную среду, адаптация к ее условиям и наблюдение событий, происходящих внутри нее как бы “изнутри”. 
 
В невключенном процесс наблюдения осуществляется “со стороны”, наблюдатель не взаимодействует и не устанавливает отношения относительно изучаемого лица или группы; возможно проведение как в качестве открытого способа, так и инкогнито. 
 
Главным недостатком во включенном наблюдении является воздействие на наблюдателя ценностей и норм изучаемой группы. Есть риск утраты необходимой нейтральности и объективности в процессе отбора и интерпретирования данных. 
 
- Учитывая условия организации наблюдения,  можно выделить полевое (естественные условия) и лабораторное (условия эксперимента). 
 
В качестве объектов наблюдений можно рассматривать отдельных людей, малые группы и большие социальные общности и социальные процессы, которые происходят внутри них. 
 
Предметы наблюдений чаще всего заключается в вербальных и невербальных актах повеления индивида или группы в целом в определенных социальных ситуациях. 
 
К числу наиболее типичных вербальных и невербальных характеристик можно отнести: 
 
речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность);  
 
выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.);  
 
физические действия, (касания, толчки, удары, совместные действия и т.д.).  
 
Порой наблюдателем фиксируются те события, что происходят, с использованием обобщенных черт, качеств человека или же более типичных тенденций его поведения (это может быть и доминированием, и подчинением, и дружелюбием, и аналитичностью, и экспрессивностью, и т.д.). 
 
Содержание наблюдения всегда конкретно и находится в прямой зависимости от таких немаловажных факторов, как цели наблюдения и теоретические позиции исследователя относительно изучаемого феномена. 
 
Главной задачей исследователя во время организации наблюдения является определение того, какие акты поведения из доступных для наблюдения и фиксации, проявляют заинтересовавшее его психологическое явление или свойство, затем осуществить выбор самых существенных, и доподлинно характеризующих его свойств. 
 
С помощью выбранных характеристик поведения и их кодификаторов составляется “схема наблюдения”.  
 
Надежность метода находится в прямой зависимости от сложности или же простоты схемы наблюдения.  
 
Надежность схемы зависит от числа единиц наблюдения (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков.  
 
Надежность схемы наблюдения подвергается проверке. Проверка осуществляется благодаря контролю данных со стороны других наблюдателей, с использованием других методов и с помощью повторного наблюдения. 
 
Фиксирование результатов наблюдения производят соответственно подготовленному протоколу наблюдения. 
 
В большинстве случаев данные наблюдения регистрируются следующими способами: 
 
- дескриптивным (фактологическим), предполагающим фиксирование всех случаев проявления единиц наблюдения;  
 
- оценочным, предполагающим не только фиксирование проявления признаков, но и оценивание с применением шкалы интенсивности и шкалы времени  
 
Результаты наблюдения подвергают качественному и количественному анализу и интерпретации  
 
Обработку данных наблюдения осуществляют благодаря методам классификации и группирования, контент-анализу и пр. 
 
Выделен ряд направлений в изменении классических процедур использования метода:  
 
- отказ от пассивности исследователя и модификация естественных ситуаций наблюдения (провоцирующее наблюдение);  
 
- разработка «нереактивных» методов исследования — заключается в  исключении влияния наблюдателя, фиксации явления исключительно по причинам его объективных признаков;  
 
- анализ социальных ситуаций — заключается в изучении поведения (стили, нормы, а так же их нарушения) в условиях типичных социальных ситуаций; 
 
 - изучение невербальных аспектов поведения и др..  
 
Основные недостатки метода заключаются в:  
 
-  высоком субъективизме, который привносят наблюдатель и наблюдаемый в процессе сбора данных;  
 
-  качественном характере выводов наблюдения;  
 
- относительной ограниченности в процессе обобщения результатов исследования.  
 
 
2.2. Метод анализа документов.  
 
Данный метод является одним из разновидностей способов проведения анализа продуктов человеческой деятельности 
 
Документ – любая информация, зафиксированная печатным или рукописным текстом, при помощи магнитных или фотоносителей. 
 
Учитывая различные свойства документов, их можно разделить на разные группы. 
 
- учитывая способы, с помощью которых фиксирована информация, документы бывают: 
 
рукописными, печатными, кино-, фото-, видеодокументами; 
 
- учитывая целевое назначение документов, их делят на:  
 
целевыми, естественными;  
 
- учитывая степень персонификации, документы бывают:  
 
личными и безличными; 
 
- учитывая статус, документы бывают: 
 
официальными и неофициальными.  
 
Методы, с помощью которых анализируют документы, бывают традиционными (качественными) и формализованными (качественно-количественными).  
 
Основы всех методов заложены в механизмах процесса понимания текста. 
 
 
2.3. Контент-анализ. 
 
Существует специальная процедура – контент-анализ -  дословно означающая анализ содержания.  
 
Если подробнее, то контент-анализ является способом, благодаря которому текстовая информация, пройдя статистическую обработку,  переводится в количественные показатели. 
 
Нередко контент-анализ обозначают качественно-количественным анализом документов. Это связано с тем, что благодаря количественным характеристикам текста, полученным в результате контент-анализа, возникает возможность сделать заключения относительно качественного содержания текста. 
 
Основные единицы и процедуры контент-анализа.  
 
Контент-анализ состоит из нескольких процессов:  
 
- процесс выделения единиц анализа (качественных и количественных),  
 
- процесс составления кодировочной инструкции,  
 
- процесс пилотажной кодировки текста,  
 
- процесс кодировки всего массива исследуемых текстов  
 
- процесс расчета количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте 
 
- интерпретация полученных данных  
 
Качественные (смысловые) единицы:  
 
- категории —общие  понятия, из которых состоит концептуальная схема исследования,  
 
- подкатегории — частные понятия, которые раскрывают смысловое содержание категорий;  
 
- индикаторы — формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста.  
 
Количественные единицы.  
 
- единицы контекста — части текста (предложения, ответы на вопросы, абзацы текста), в которых считаются частота и объем употребления категорий;  
 
- единицы счета и объема — пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа.  
 
Когда проводят контент-анализ, становится необходимым разработать кодировочную инструкцию – описание приемов, с помощью которых производилось кодирование текста, способов, которыми фиксировались и обрабатывались данные.  
 
Во время проведения количественной обработки информации необходимо использовать типичные способы статистического анализа данных: распределение и частота встречаемости категорий анализа, коэффициенты корреляции и пр. 
 
Существует ряд специальных приемов количественной обработки данных контент-анализа. Коэффициенты “совместной встречаемости” категорий, “ассоциаций”, “благоприятности опенки”, “удельного веса” категории – самые известные. 
 
Удалось разработать процедуры, с помощью которых можно обосновать полноту выделяемых единиц анализа: метод «снежного кома», метод экспертов, метод независимого критерия и пр.   
 
Применение: 
 
- в случае, когда необходим точный и объективный анализ документов; 
 
- в случае, когда имеется большой по объему несистематизированный материал; 
 
- в случае, когда категории анализа текста встречаются с определенной частотой. 
 
Использовать контент-анализ можно и в качестве самостоятельного метода, но обычно его применяют, сочетая с другими. 
 
В социальной психологии с его помощью изучают: 
 
- социально-психологические особенности коммуникаторов и реципиентов;  
 
- социально-психологические явления, отраженные в содержании документа;  
 
- специфику средств коммуникаций, форм и приемов организации их содержания; 
 
- социально-психологические аспекты коммуникационного воздействия.  
 
Особенности, связанные с применением контент-анализа, во всех случаях в большей степени определены исходной теоретической основой исследования. 
 
Непосредственная связь с целью и теоретической концепцией исследования безусловно выделяет контент-анализ из перечня разнообразных методов. 
 
Главной задачей контент-анализа является не только выявление реальных фактов, событий, упоминающихся в тексте, но и настроений, установок, чувств, и прочих социально-психологических феноменов. 
 
 
2.4. Метод опроса.  
 
Один из самых распространенных методов, используемых в исследованиях социальной психологии. 
 
Цель метода – получение информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых. 
 
Наиболее распространенные из всех  видов опроса: 
 
- опрос “липом к лицу” —опрос, который исследователь проводит в форме вопросов-ответов по отношению к опрашиваемому;  
 
-  заочный опрос — анкетирование, которое заключается в самостоятельном заполнении вопросника самим респондентом.  
 
 В социальной психологии опрос применяется:  
 
- во время начальных стадий исследования, для того, чтобы собрать предварительную информацию или пилотажного испытания методического инструментария;  
 
-  для того, чтобы уточнить, расширить и проконтролировать данные;  
 
-  в качестве основного метода сбора эмпирической информации.  
 
Особенности, связанные с применением метода опроса в области социальной психологии, состоят в следующем: 
 
- для социальной психологии опрос – не основной методический инструмент, как, к примеру, для социологии; 
 
- проводя выборочные исследования, опрос чаще всего не используют; 
 
- применяют в качестве сплошного опроса на реальных социальных группах; 
 
- наиболее распространена очная форма проведения; 
 
- во время проведения социально-психологических исследований анкета является не только вопросником, но так же комплексом приемов и методик. 
 
Источник информации во время проведения опроса - словесное либо письменное суждение опрашиваемого лица. 
 
Не стоит забывать о наличии специальных техник и правил проведения опроса, направленных на то, чтобы обеспечить надежность и достоверность данных: определение представительности выборки и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса  
 
Основными видами проведения интервью в социально-психологических исследованиях можно считать стандартизированное и нестандартизированное. 
 
В стандантизированном – стандартные формулировки вопросов и их последовательность, определенные заблаговременно, которые исследователем уже не изменяются. 
 
В нестандартизированном – гибкость и варьирование в широких пределах. Руководствоваться интервьюеру помогает лишь общий план опроса, формулировка вопросов происходит в зависимости от конкретных ситуаций и ответов респондента. 
 
Критериями эффективности интервью принято считать:  
 
-    полноту (широту) — у опрашиваемого должна быть возможность полного ответа;  
 
- специфичность (конкретность) — получение точных ответов опрашиваемого относительно каждого значимого для него аспекта проблемы;  
 
-   глубину (наличие личностного смысла) — выявление эмоциональных, когнитивных и целостных аспектов отношения респондента относительно обсуждаемой  проблемы;  
 
- личностный контекст — выявление характеристик личности опрашиваемого, его жизненный опыт. 
 
Анкетирование разделяется на виды следующим образом: 
 
- в зависимости от числа опрашиваемых (может быть как индивидуальным, так и групповым),  
 
- в зависимости от места проведения,  
 
- в зависимости от способа распространения анкет (может быть раздаточным, почтовым, прессовым)  
 
Основным преимуществом анкетирования является возможность массово охватить большое количество респондентов, а так же его профессиональная доступность.  
 
Информация, которую получают при помощи метода интервью, отличается значительной содержательностью и глубиной по сравнению с методом анкеты. 
 
Недостаток заключается в сложности осуществления контроля над тем влиянием, которое оказывает личность и профессиональный уровень интервьюера на опрашиваемого, что, в свою очередь, может исказить объективность и надежность данных.   
 
 
2.5. Метод социометрии.  
 
Можно отнести к способам социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы  
 
При помощи социометрической техники диагностируют межличностные и внутригрупповые отношения. 
 
Применяя социометрический метод, можно изучать типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивать уровень сплоченности, совместимости членов группы. 
 
Во время подобного измерения предполагается опрашивать всех членов малой группы для того, чтобы установить, с кем бы каждый из них хотел или же не хотел принимать участие в определенных видах деятельности или ситуациях.   
 
В процедуре измерения необходимо:  
 
- определить варианты выборов/отклонений;  
 
- выбрать критерии опроса;  
 
- организовать и провести опрос;  
 
- обработать и интерпретировать результаты, используя количественные (социометрические индексы) и графические (социограммы) методы анализа.  
 
Проведение социометрической процедуры может проходить в виде двух различных форм. 
 
Первая форма именуется непараметрической процедурой. Она не ограничивает число выборов или отклонений в ответах на вопросы. Вторая форма, названная параметрической процедурой, наоборот, ограничивает число выборов. 
 
Социометрические критерии могут быть: 
 
- коммуникативными (выявляющими реальные отношения), 
 
- гностическими (определяющими степень осознанности реальных отношений),  
 
- двойными, 
 
- одинарными,  
 
- ролевыми 
 
Выбор критериев вызывает проблему, связанную с определением их числа и специализацией в социометрическом вопроснике. По этой причине рекомендуют решать вопросы, связанные со специализацией и выбором критериев,  проведя предварительный анализ жизнедеятельности группы, выделив ситуации, имеющие особую значимость для группы. 
 
Результаты исследований представляют в виде:  
 
- социометрических матриц (таблиц, в которые включают все выборы/отклонения, которые совершили либо предложили члены групп) 
 
-   социограмм  (графических изображений результатов, которые получили в процессе, а также - социометрических индексов, которые дают количественное представление о положении индивида в группе и оценку группы в целом). 
 
Социометрические индексы бывают:  
 
- индивидуальными,   
 
- групповыми.  
 
К числу индивидуальных показателей относятся:  
 
- социометрический статус - величина, отражающая позитивность или негативность, с которой группа относится к отдельному ее члену; вычисляется определением отношения количества выборов и отклонений, полученных индивидом, к их максимально возможному числу. 
 
- индекс эмоциональной (психологической) экспансивности - степень активности индивида, которая выражается во взаимодействии с остальными членами группы, потребности осуществлять контакты с ними; вычисляется определением отношения количества осуществленных индивидом выборов и отклонений по отношению к  членам группы к их максимально возможному числу. 
 
Графический анализ данных осуществляют при помощи построения социограмм.  
 
Социограммы допускают наглядное выделение в исследуемом коллективе подгрупп (группировок), положительных, конфликтных или напряженных “участков” внутри групповых отношений, “популярных” его членов (индивидов, имеющих максимальное количество выборов) либо “отвергаемых” (индивидов, получивших максимальное количество отклонений), определение лидера группы.  
 
Социограммы могут быть: 
 
- коллективными, 
 
- индивидуальными. 
 
В большинстве случаев для того, чтобы отобразить структуру отношений в группе, прибегают к использованию социограммы-мишени. 
 
Cоциограмма-мишень выглядит следующим образом: это концентрические круги, в центре которых помещены “популярные индивиды”, в наружном кольце – “отвергаемые”, а во внутреннем кольце – “средне популярные” 
 
Для индивидуальных социограмм характерно произведение более тонкого анализа положения конкретного члена группы, более четкое различие позиции лидера от позиций “популярных” членов группы. 
 
Социометрический метод требует дополнения в виде других приемов, способствующих осуществлению более глубокого анализа оснований межличностных предпочтений. 
 
Существует множество разновидностей социометрического метода, в числе самых популярных из них: 
 
- шкала приемлемости,  
 
- аутосоциометрическая методика,  
 
- референтометрия,  
 
- коммуникометрия .  
 
Существенные недостатки метода заключаются в следующем:  
 
-  невозможно выявить мотивы межличностных выборов;  
 
-  возможно искажение результатов измерения в связи с неискренностью испытуемых или вследствие влияния психологической зашиты;  
 
- значимость социометрического измерения возникает только в тех случаях, когда исследуются малые группы, которые уже имеют опыт группового взаимодействия 
 
 
2.6. Метод групповой оценки личности (ГОЛ).  
 
Суть данного метода заключается в том, чтобы получить характеристику человека в определенной группе, основываясь на взаимном опросе ее членов относительно друг друга. 
 
При помощи этого метода оценивают присутствие и уровень выраженности психологических качеств человека, проявляемых в поведении и деятельности, в процессе взаимодействия с другими людьми 
 
Благодаря простоте, доступности в использовании, возможности диагностирования тех человеческих качеств, надежный инструментарий для которых отсутствует, ГОЛ стали применять с прикладными и исследовательскими целями. 
 
Психологическая основа ГОЛ – существование социально-психологического феномена групповых представлений о каждом из членов группы в качестве результата взаимного познания людей друг другом в процессе общения.  
 
Если рассматривать методический уровень ГОЛ, то здесь он является статистической совокупностью индивидуальных представлений, фиксируемой в виде оценок.  
 
Психологической сущностью метода определяются грани его применения на практике в качестве приема, фиксирующего отдельные отраженные свойства личности, уровень проявления личностных качеств оцениваемого лица в конкретной группе. 
 
Метод ГОЛ предусматривает оценивание человека с помощью определенного перечня характеристик, используя такие приемы, как балльное оценивание, ранжирование, попарное сравнение и пр. 
 
Степень адекватности измерения при помощи ГОЛ определяют: 
 
- познавательные способности субъектов оценки;  
 
- особенности объекта оценки;  
 
- позиции взаимодействия субъекта и объекта оценки. 
 
 
2.7. Тесты.  
 
Тестами принято называть краткие, стандартизированные, чаще ограниченные во времени испытания. 
 
Тестами в социальной психологии определяют различия межиндивидуального и межгруппового характера. 
 
Процедура тестирования – испытуемый/группа испытуемых выполняет задания или получает ответы на перечень вопросов, которые несут в тестах косвенный характер. 
 
Последующая обработка заключается в соотнесении полученных данных с конкретными условиями оценки с помощью “ключа”. 
 
Итоговые результаты измерений выражаются в тестовых показателях. Тестовые показатели относительны. Их диагностические значения определяются путем соотнесения с нормативными показателями, полученными статистическим способом на внушительном количестве испытуемых. 
 
Главная методологическая проблема - сложно определить нормативную (базовую) шкалу оценки в процессе осуществления групповой диагностики.  
 
Классифицировать тесты можно, основываясь на:  
 
- основном объекте исследования (межгрупповое, межличностное, личностное),  
 
- предмете исследования,  
 
- структурных особенностях методик,  
 
- исходной точке отсчета оценки  
 
 
2.8. Шкалы. 
 
В числе тех тестов, которые использует социальная психология, особое внимание уделяется методикам (шкалам), которые измеряют социальные установки.  
 
Шкалы установок используют в самых разных целях.  
 
Чаще всего их используют для рассмотрения таких направлений, как: 
 
- общественное мнение,  
 
- потребительский рынок,  
 
- выбор эффективной рекламы,  
 
-отношение к труду, к другим людям, к разного рода проблемам и т д. 
 
Установку в большинстве случаев отождествляют с готовностью благоприяного/неблагоприятного реагирования в ответ определенным социальным стимулам. 
 
Особенность проявлений установок – отсутствие возможности их непосредственного наблюдения, но возможность выведения из особенностей внешнего поведения. 
 
Шкала установок дает возможность измерения установки как одномерной переменной, определения специальной процедуры ее построения и предполагает общий, суммарный показатель.  
 
Самые известные шкалы измерения и построения установок:

  1. Шкалы разных интервалов

 
Особенности шкалы - равные расстояния между единицами шкалы и однородные вопросы, суждения. Основа оценочной шкалы состоит из категориальных суждений, отобранных и классифицированных согласно итогам предварительного опроса, проведенного экспертами. 
 
В задачи экспертов входит отсортировка суждений по определенному порядку, установленному соответственно степени сформулированного в них доброжелательного/недоброжелательного отношения к определенным социальным объектам. 
 
Шкальным значением высказываний называют медианные положения, приписанные группой экспертов.  
 
Иными словами, шкалы типа терстоуновских - это совокупности высказываний, равномерно распределенных в континууме установок. 
 
Отбор утверждений в шкалах осуществляется на основании их однозначностей и их внутренних согласованностей. 
 
Отвечающим на шкалы установок выбираются все утверждения, с которыми он соглашается. 
 
Итоговый показатель получается в виде медианной шкальной оценки тех высказываний, что были отмечены. 
 
Недостатком метода является тот факт, что установки эксперта влияют на процесс классификации суждений. 
 
       2.  Шкалы суммарных оценок  
 
 Характерен отбор высказываний, основанный не на суждениях группы экспертов, а на основе ответов испытуемых, предъявленных им во время разработки теста  
 
Категории высказываний выделяются в зависимости от уровня их интенсивности. 
 
Критерий, по которому отбирают суждения - внутренняя их согласованность 
 
Измерением установки предполагается оценка при помощи пятибалльной шкалы 
 
Итоговым показателем становится интерпретирование соответственно установленным эмпирическим нормам суммарной оценки по всем видам суждений. 
 
Недостатком является то, что уровень шкалы может достичь только порядкового типа шкал.

  1. Кумулятивные шкалы.

 
Для шкалы характерны такие свойства, как кумулятивность и репродуктивность. 
 
В процессе ее построения используют технику шкалограммного анализа, представляющую собой отбор и упорядочивание высказываний в ранговую шкалу по степени возрастания признака. 
 
С помощью ответа, который дал испытуемый относительно определенного высказывания, воспроизводится реакция на предыдущие пункты шкалы. 
 
Методологическими проблемами измерения установок являются несоответствия действий индивида его словесным высказываниям.  
 
Большинство шкал установок довольно надежные, но информации о валидности и нормативности данных собрано недостаточно, по этой причине их преобладающая часть должна быть рассмотрена только в качестве исследовательских методик.  
 
 
2.9. Метод аппаратурный.  
 
Данную группу методов обуславливает формирование экспериментальных процедур исследования, которые направлены на социально-психологические особенности индивида, малую группу и различные социальные общности. 
 
Пользуются широкой известностью в области социальной психологии и нередки в применении аппаратурные методы, которые изучают различные социально-психологические феномены, проявляющиеся в условиях групповой работы. 
 
Осуществление процессов конструирования и классифицирования аппаратурных методов происходит благодаря: 
 
- техническому принципу,  
 
- общепсихологическому принципу,  
 
- социально-психологическому принципу.  
 
Основываясь на этих критериях, выделяют: 
 
- модели сравнительной оценки индивидуальных вкладов (Арка, Лабиринт, Эстакада);  
 
- модели суммарного воздействия (Ритмог-раф, Волюнтограф);  
 
- модели многосвязанного управления равновесием в системе (Гомеостат);  
 
- модели многосвязанного управления движущимся объектом (Кибернометр, Групповой сенсомотор-ныи интегратор) 
 
Эффективность и достоверность данных методов обусловливается совпадением тех данных, что были получены во время эксперимента, с практикой, с результатами использования других методов  
 
Область применения данных методов – прикладные исследования, а именно – решение задач диагностики, комплектования и обучение групп малой численности. 
 
 
2.10. Эксперимент.  
 
Предполагает создание исследователем взаимодействия между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией для того, чтобы установить закономерности этого взаимодействия.  
 
Ряд особенностей, свойственных эксперименту:  
 
- моделируют явления и условия исследования (создают экспериментальную ситуацию): 
 
- исследователь воздействует на явление; 
 
- измеряются реакции испытуемых на это воздействие; 
 
- возможность воспроизведения результатов.  
 
Эксперимент состоит из: 
 
- Теоретического этапа (определяется исходная концептуальная схема анализа того явления, что изучается)  
 
- Методического этапа (выбирают общий план эксперимента, объект и методы исследования, определяют независимые и зависимые переменные, определяют процедуру опыта и приемы обработки результатов) 
 
-  Экспериментального этапа (создают экспериментальную ситуацию, управляют ходом эксперимента, измеряют реакции испытуемых, контролируют переменные, которые являются  неорганизованными) 
 
- Аналитического этапа (проводят количественную обработку и интерпретацию фактов, основываясь на исходных теоретических положениях)  
 
В зависимости от основания классификации типы эксперимента могут быть разными:  
 
* учитывая специфику задачи, могут быть 
 
- научными 
 
- практическими 
 
* учитывая характер экспериментального плана, могут быть 
 
- параллельными (имеется как контрольная, так и  экспериментальная группы) 
 
- последовательными 
 
* учитывая характер экспериментальной ситуации, могут быть 
 
- полевыми 
 
- лабораторными  
 
* учитывая число изучаемых переменных, могут быть 
 
- однофакторными 
 
- многофакторными  
 
Недостаток эксперимента заключается в том, что невозможно перенести выводы, которые были получены в ситуации эксперимента, в естественные условия. 
 
Но, даже учитывая этот факт, эксперимент - по-прежнему важное средство, благодаря которому продолжают получать достоверную информацию. 
 
 
ВЫВОДЫ. 
 
1. Модель научного исследования, которая предлагается в логике и методологии науки, традиционно основывается на примерах точных наук и физики. По этой причине множество черт, существенных для других научных дисциплин, попросту утрачены.  
 
Специфические проблемы социальной психологии, касающиеся каждой из названных черт: 
 
*проблема, связанная с получением эмпирических данных. 
 
Данными служат либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы.  
 
*определенные требования к методам их сбора. 
 
Источник информации в социальной психологии – человек. Одни методы осуществляют регистрацию актов его поведения, другие – фиксируют его когнитивные образования. Признавая полноправными и те, и другие, возникает потребность в признании многообразия методов. 
 
*интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. 
 
Теории в том смысле, который привносят логика и методология науки, в социальной психологии напрочь отсутствуют; теории социальной психологии не несут дедуктивный характер. Гипотеза социально-психологического исследования - теоретическая форма знания. Слабость ряда исследований заключается в отсутствии в них гипотез или в неграмотном их построении. 
 
*переход к обобщениям более высокого уровня, к обобщениям теоретическим. 
 
Процесс создания специальных теорий крайне актуален –  если их не будет, тот эмпирический материал, что накапливается, не сможет представить особую ценность для построения прогнозов социального поведения, а, значит, не будет решаться главная задача социальной психологии. 
 
*обязательная проверяемость гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний.  
 
Проверка гипотез является необходимым элементом научного исследования: это тот элемент, без которого, исчезает смысл исследования. Как экспериментальная дисциплина социальная психология подчинена определенным нормативам, предусмотренным для проверок гипотез экспериментальными науками, но имея черты и гуманитарной науки, у социальной психологии возникают проблемы именно из-за с этой ее характеристики.  
 
Все требования, предъявляемые к научному исследованию, применяются и в социальной психологии, но с известными оговорками, что приумножает число методологических трудностей. 
 
2.Основные проблемы, связанные с методом наблюдения, заключены в вопросах о том, что именно  наблюдать и как фиксировать наблюдаемое. В области социальной психологии этот вопрос может стать решенным  исключительно для каждого конкретного случая с учетом предмета исследования. Вторым принципиальным вопросом метода исследования является проблема временного интервала, который можно было бы посчитать достаточным для фиксации каких-либо единиц наблюдения. Не смортя на наличие разных процедур для обеспечения фиксации этих  единиц в определенных промежутках времени и их кодирование, проблему невозможно посчитать полностью решенной. Изучение документов играет важную роль, по той причине, что что благодаря этому методу возмножно осуществление анализа  продуктов человеческой деятельности. Безусловно, мера “субъективности” документа зависит от того, проводится изучение официального или же личного документа, но, так или иначе, она имеет место быть. процессом интерпретации документа надлежит заниматься исследователю – человеку, имеющему, собственные, характерные для него индивидуальные психологические особенности. Немаловажным фактором так же является и, к примеру, способность к пониманию текста. С целью нейтрализации подобной разновидности “субъективности” было введение особого приема, названного “контент- анализом”. Трудности не исчесли, разумеется, и с использованием “контент-анализа”; к примеру, процесс выделения единиц текста, обуславливает теоретическая позиция исследователя, его личная компетентность. Основными методологическими проблемами, связанными с применением опросов, является вопрос конструирования самого вопросника. Первым критерием в этом деле служит логика построения его - необходимо предусмотреть, чтобы вопросником была доставлена именно та информация, что требовалась по гипотезе, и чтобы данная иформация была как можно надежнее. Относительно метода интервью имеется не менее значимая проблема . В процеесе его проведения происходят  способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения, а всякая из этих характеристик, в свою очередь, способна оказать влияние, отражающееся на качестве информации, способна привнести  некую “субъктивность”. 
Наибольшая слабость личностных тестов заключается в их возможности “схватывания” лишь какой-то одной стороны личности. Достаточно иллюзорным считается мнение о том, что благодаря проведению массового тестирования личностей в какой-либо группе станут разъясненными проблемы  этой группы и личностей, которые ее составляют. 
соотнесения с тестовыми измерениями различные характеристики личности, ее деятельность в группе и т.д. также является проблематичным.Социальная психология может применять тесты лишь в качестве подсобного средства исследования. 
Данные тестирований должны подвергаться соотнесению с теми данными, которые были получены с использованием иных методов. Использование тестов локально еще и из-за того, что они в большей степени затрагивают лишь один раздел социальной психологии - проблемы личности. Тестов же, пригодных для диагностирования групп, не так много. Проблемы, связанные с лабораторным экспериментом, заключены в следущих вопросах: Какова мера возможного распространения тех данных, что были получены, на “реальную жизнь”? какова угроза смещений данных из-за особого подбора испытуемых? Если подходить к этому более принципиально, возникает еще и вопрос о возможности утраты реальной ткани общественных отношений. Еще одной проблемой лабораторного эксперимента является тот факт, что точный учет класса объектов, на которые можно распространять результаты, не обязателен, а в связи с этим возникает такого рода смещение, которое нельзя не учитывать. Помимо всего этого стоит учитывать еще и так называемый Розенталь-эффект, заключающийся в возникновение результата из-за присутствия экспериментатора. Эксперименты, проводимые в естественных условиях, не вызывают подобных проблем, но зато теряют долю точности. Учитывая тот факт, что важнейшим требованием социальной психологии является изучение реальных социальных групп, реальной деятельности личностей в них, естественный эксперимент наиболее перспективный из методов в этой области знания. Любая форма получения данных, учитывая, что ее источник человек, способствует возникновению проблемы, связанной со взаимодействием исследователя с испытуемым. Наиболее ярко проявляется такой пример взаимодействия в интервью. Методологические проблемы возникают и в методах обработки материала. Сюда относятся все приемы статистики  и вместе с тем приемы логической и теоретической обработки. В какой мере исследователь имеет право интерпретировать данные, включая помимо соображений логики, еще и содержательную теорию? Не отразится ли это на снижении объективности исследований? Не будет ли внесено то, что называют проблемой ценностей? Для социальной психологии вопрос проблемы ценностей является крайне сложным. 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
 
 
Учитывая все эти методологические трудности, в каждом исследовании необходимо четкое обозначение и разграничение  решаемых задач, выбора объекта,  формулирование исследуемой проблемы, уточнение используемых  понятий и системное обозначение всего набора используемых методов. 
 
Это сможет во многом поспособствовать “методологической оснащенности” исследований. 
 
Современным этапом развития социальной психологии поставлена  задача, заключающаяся в построении своеобразного “эталона” социально-психологического исследования, включающего перечень тех требований, которые в наше время предъявляются к науке предпринятой ею методологической рефлексией.  
 
 
 
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 
 
 
1. Андреева Г.М. Социальная психология (2001) 
 
 
2. Крысько ВТ. Социальная психология (2006) 
3. Методы социальной психологии/ ред. А.Л. Журавлева (2002) 
 
 
4. Методология и методы социальной психологии/ ред. Е.В. Шороховой (1977)

 


Информация о работе Методы социальной психологии