Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 15:15, реферат
Управление – это процесс, осуществляемый и управляемый людьми направленный на достижение определенной цели. После определения цели управления выбираются эффективные методы их достижения. Для этого подбираются необходимые средства, которые приведут к достижению цели управления.
Методы управления – это эффективные способы осуществления управленческих воздействий на сотрудников для достижения цели управления организацией.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3
1. Техника и технология управления................................................................... 5
2. Методы управления организацией.................................................................. 7
2.1. Экономические методы управления............................................................. 8
2.2. Организационно-распорядительные методы управления........................... 11
2.3. Социально-психологические методы управления....................................... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 23
Список использованных источников................................................................. 24
Административно-
К наиболее распространеннымадминистративн
По юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными (рассчитаны на неопределенное число объектов управления, которые при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы права, содержащейся в предписании, обязаны действовать в строгом соответствии с правилом нормы) и индивидуальными (выражаются в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям).
По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы подразделяются: на обязывающие на совершение определенных действий; уполномочивающие совершение определенных действий; поощряющие совершение социально-полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.[34]
По форме предписания административные методы могут быть подразделены на категорические (однозначность предписаний, в которых непосредственно определено поведение объекта управления), поручительные (обязывают управляемого к разрешению того или иного вопроса или к совершению конкретных действий), рекомендательные (содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения управляемыми тех или иных действий) и диспозитивные (содержат предписания, которые представляют управляемым по взаимной договоренности самим определять взаимные права и обязанности, связанные с выполнением предписания субъекта управления).
Также выделяют следующие методы управления - экономические и социально-психологические.
Важная роль в повышении эффективности управления экономикой и обществом в целом принадлежит экономическим методам управления, под которыми понимаются – способы, приемы и средства достижения целей управления на основе реализации экономических закономерностей, позволяющие организовать производственную деятельность, а также прямо и косвенно стимулировать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении результатов всей системы.
Экономический метод организационного воздействия иногда путают с одним лишь материальным поощрением. Этот метод имеет свою особенность, состоящую в возможности определения соотношения между интенсивностью труда и его результатом.
Экономический метод является разновидностью стимулирования – создание условий материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении задания. В органах внутренних дел существует система материального стимулирования: «вилка» должностного оклада, дифференциация доплаты за специальное звание, выслугу лет, а также доплата за сложность и напряженность, секретность работы, особые условия труда и т.д. В целом экономический метод стимулирования имеет определенные границы применения. Практикой установлено, что он хорошо сочетается с моральным стимулированием и некоторыми другими методами.[35]
Применение экономических методов управления требует действенной системы контроля их эффективности. Известно, что повышение размера материального вознаграждения, особенно индивидуального, если оно правильно выбрано, обычно обеспечивает желаемый результат.
Вместе с тем неправильное применение экономических методов может привести к тому, что материальное вознаграждение не обеспечит достижение желаемого эффекта.
Некоторые экономические методы имеют ограниченную сферу применения в ОВД, так как органы внутренних дел производственной деятельностью занимаются постольку, поскольку это необходимо для обеспечения надлежащих условий их работы. Они финансируются за счет государственного бюджета, в связи с этим не имеют объективных условий для внедрения таких методов, как кредит, налогообложение, прибыль, цена и др. Вместе с тем экономические методы управления в полном объеме применяются в деятельности производственных предприятиях и объединений, входящих в систему МВД России.[36]
Важную роль в решении сложных проблем управления призваны сыграть и социально-психологические методы, представляющие собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него.
Данные методы не представляют собой однородной группы, поэтому возникает проблема их классификации. В литературе по социальному управлению по-разному подходят к решению этого вопроса. Есть классификации, основанные на выделении однородных групп социально-психологических методов в зависимости от направленности их действия. Например, различают такие группы: методы повышения социально-производственной активности (обмен опытом, почин, новаторство и т.д.), методы социальной преемственности (посвящение в профессию, присяга, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры и т.д.), методы социального нормирования (устав общественных организаций, различные кодексы чести и т.д.).[37]
Примером другого подхода к
классификации может служить
выделение методов в
Применение социологических
Психологические методы управления воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом. [39]
К числу психологических методов управления относятся: 1) методы комплектования малых групп и коллективов (позволяют определить оптимальные количественные и качественные соотношения между работниками коллектива), 2) метод гуманизации труда (внесение элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности, однообразия труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др., 3) методы психологического побуждения (мотивации). Среди них выделяют: убеждение, внушение, подражание, вовлечение, оказание доверия, принуждение. 4) методы профессионального отбора и обучения (отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют выполняемой работе или занимаемой должности; развитие необходимых психологических характеристик для успешного выполнения порученного задания).
Социально-психологические методы управления призваны воздействовать на взаимоотношения между людьми, содействовать созданию в коллективе наилучшего психологического климата. Способность коллектива эффективно трудиться в немалой степени зависит от соотношения его формальной и неформальной структуры. Неформальная структура может содействовать успешному функционированию формальной структуры, а может стать препятствием. Поэтому хороший коллектив отличает правильное соотношение формальной и неформальной структур. Объект приложения социально-психологических методов - это неформальные отношения, воздействуя на которые в нужном направлении, обеспечивается сплоченность коллектива.[40]
Социально-психологический климат зависит во многом от общности интересов работников, потребностей, ценностных ориентаций, профессионального уровня и отношения к труду. Эти факторы должны учитываться при формировании коллектива, в особенности малых групп для выполнения тех или иных служебных задач.[41]
Важная роль в решении этих вопросов принадлежит руководителям, особенно первичных коллективов. Поэтому при их подборе следует учитывать не только деловые, но и личные качества, стиль работы с людьми, умение правильно строить отношения. Введение системы выборности руководителей значительно облегчает решение этой задачи.
Особенность социально-психологических методов управления состоит в том, что в них как бы преодолевается ограниченность и административных, и экономических (материальных) методов воздействия. Здесь главными стимулами выступают интересы высшего порядка -стремление личности к самореализации, общественно-полезному труду, участию в делах общества. Эти методы непосредственно адресуются к сознанию, направлены на то, чтобы "разбудить человека", вызвать к жизни его творческую личностную сущность. Здесь вступают в действие наиболее эффективные моральные, духовные и нравственные стимулы и нормы поведения. "Чем более квалифицированным трудом занят человек, тем менее эффективны властные воздействия на него и тем большей должна быть роль стимулов и нравственных саморегуляторов... наряду с работой по общему улучшению организации дела необходимо создавать в административных коллективах такую систему заинтересованностей, а также такую нравственную атмосферу, такой социально-психологический климат, при которых каждый работник будет стремиться к оптимизации своих действий с позиций их социальной полезности".[42]
Особым комплексным методом управления является социальное планирование, которое получает в органах внутренних дел все более широкое развитие. Основными целями данного планирования являются совершенствование социальной структуры аппаратов органов внутренних дел, сближение квалификации различных категорий сотрудников, повышение общеобразовательного и профессионального уровня личного состава, развитие его трудовой и общественно-политической активности, создание благоприятного социально-психологического климата, улучшение условий труда, быта и отдыха.
Большая однородность социального состава коллектива по содержанию, характеру труда, профессиональной и образовательной подготовке его членов скорее обеспечивает тесное сплочение коллектива. Эти цели социального планирования в большой мере связаны с работой по подбору, расстановке, подготовке и воспитанию кадров.
Значительную часть планов социального развития в органах внутренних дел образуют мероприятия по развитию социальной активности, включающие обычно вопросы формирования научного мировоззрения, идеологического обеспечения служебных задач, нравственного и эстетического воспитания, повышения эффективности пропагандистской и агитационной работы.
Планирование развития трудовой активности связано, главным образом, с задачей воспитания и развития творческой инициативы личного состава органов внутренних дел. Специальный раздел в этих планах посвящается совершенствованию социально-психологических отношений в коллективе путем развития товарищеского сотрудничества и взаимопомощи; изучения, закрепления и развития хороших традиций, сложившихся в коллективе; создание условий для адаптации молодых и вновь прибывших сотрудников; предотвращения и снятия конфликтов в коллективе, обучения руководителей социально психологическим основам управления и др.[43]
Заключение
Учитывая изложенное
в данной работе, можно сказать, что
в процессе управления используется
множество разнообразных
Методы занимают особое место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение теории и практики. Методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов при решении стоящих задач, в данном случае по охране правопорядка и борьбе с преступностью. При этом использование системы методов в процессе изучения новых проблем управления позволяет увеличить знание об управлении и о закономерностях, протекающих в нем процессов и явлений, способствующих развитию теории управления.
Список использованной литературы:
1. А.П. Коренев «Основы
управления в органах
2. А.Г. Поршнев. З.П.
Румянцева, Н.А. Соломатин «
3. В.П. Сальников «Основы
управления в органах
4. Яськов Е.Ф. “Методы управления правоохранительной деятельностью”, лекция. М.: Академия МВД России, 1992 год.
5. Яськов Е.Ф. “Методы управления”, лекция. М.: Академия МВД России, 2006 год.
[1] Е.Ф. Яськов. Методы управления. М.: 2006. С.3.
[2] Е.Ф. Яськов. Методы управления. М.: 2006. С.3,4.
[3] Основы управления
в ОВД. В.П. Сальников. М.:
[4] Там же. С.64.
[5] Основы управления в ОВД. В.П. Сальников. М.:2002. С.64.