Методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 15:15, реферат

Краткое описание

Управление – это процесс, осуществляемый и управляемый людьми направленный на достижение определенной цели. После определения цели управления выбираются эффективные методы их достижения. Для этого подбираются необходимые средства, которые приведут к достижению цели управления.
Методы управления – это эффективные способы осуществления управленческих воздействий на сотрудников для достижения цели управления организацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3
1. Техника и технология управления................................................................... 5
2. Методы управления организацией.................................................................. 7
2.1. Экономические методы управления............................................................. 8
2.2. Организационно-распорядительные методы управления........................... 11
2.3. Социально-психологические методы управления....................................... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 23
Список использованных источников................................................................. 24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

 

Административно-организационные  методы выражаются в совершении субъектом  управления непосредственных организационных  действий, мероприятий, которые основываются на авторитете органа, руководителя или иного лица, от чьего имени организуется деятельность управляемых.

 

К наиболее распространеннымадминистративно-организационным  методам, применяемым в органах  внутренних дел, относятся: согласование, взаимодействие, координация, контроль и проверка исполнения, инспектирование, инструктирование и др.[33]

 

По юридическим свойствам  административные методы управления могут  быть нормативными (рассчитаны на неопределенное число объектов управления, которые при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы права, содержащейся в предписании, обязаны действовать в строгом соответствии с правилом нормы) и индивидуальными (выражаются в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям).

 

По способу воздействия  на поведение объектов управления административные методы подразделяются: на обязывающие  на совершение определенных действий; уполномочивающие совершение определенных действий; поощряющие совершение социально-полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.[34]

 

По форме предписания  административные методы могут быть подразделены на категорические (однозначность  предписаний, в которых непосредственно  определено поведение объекта управления), поручительные (обязывают управляемого к разрешению того или иного вопроса или к совершению конкретных действий), рекомендательные (содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения управляемыми тех или иных действий) и диспозитивные (содержат предписания, которые представляют управляемым по взаимной договоренности самим определять взаимные права и обязанности, связанные с выполнением предписания субъекта управления).

 

Также выделяют следующие  методы управления - экономические  и социально-психологические.

 

Важная роль в повышении эффективности управления экономикой и обществом в целом принадлежит экономическим методам управления, под которыми понимаются – способы, приемы и средства достижения целей управления на основе реализации экономических закономерностей, позволяющие организовать производственную деятельность, а также прямо и косвенно стимулировать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении результатов всей системы.

 

Экономический метод  организационного воздействия иногда путают с одним лишь материальным поощрением. Этот метод имеет свою особенность, состоящую в возможности определения соотношения между интенсивностью труда и его результатом.

 

Экономический метод  является разновидностью стимулирования – создание условий материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении задания. В органах внутренних дел существует система материального стимулирования: «вилка» должностного оклада, дифференциация доплаты за специальное звание, выслугу лет, а также доплата за сложность и напряженность, секретность работы, особые условия труда и т.д. В целом экономический метод стимулирования имеет определенные границы применения. Практикой установлено, что он хорошо сочетается с моральным стимулированием и некоторыми другими методами.[35]

 

Применение экономических  методов управления требует действенной  системы контроля их эффективности. Известно, что повышение размера  материального вознаграждения, особенно индивидуального, если оно правильно  выбрано, обычно обеспечивает желаемый результат.

 

Вместе с тем неправильное применение экономических методов  может привести к тому, что материальное вознаграждение не обеспечит достижение желаемого эффекта.

 

Некоторые экономические  методы имеют ограниченную сферу  применения в ОВД, так как органы внутренних дел производственной деятельностью занимаются постольку, поскольку это необходимо для обеспечения надлежащих условий их работы. Они финансируются за счет государственного бюджета, в связи с этим не имеют объективных условий для внедрения таких методов, как кредит, налогообложение, прибыль, цена и др. Вместе с тем экономические методы управления в полном объеме применяются в деятельности производственных предприятиях и объединений, входящих в систему МВД России.[36]

 

Важную роль в решении  сложных проблем управления призваны сыграть и социально-психологические методы, представляющие собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него.

 

Данные методы не представляют собой однородной группы, поэтому возникает проблема их классификации. В литературе по социальному управлению по-разному подходят к решению этого вопроса. Есть классификации, основанные на выделении однородных групп социально-психологических методов в зависимости от направленности их действия. Например, различают такие группы: методы повышения социально-производственной активности (обмен опытом, почин, новаторство и т.д.), методы социальной преемственности (посвящение в профессию, присяга, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры и т.д.), методы социального нормирования (устав общественных организаций, различные кодексы чести и т.д.).[37]

 

Примером другого подхода к  классификации может служить  выделение методов в зависимости  от характера объекта их воздействия. На основании этого признака классификации  различают: методы управления социально-массовыми  процессами, методы управления группами, методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами и методы управления индивидуально-личностным поведением. Иногда данные методы называют чисто социологическими.

 

Применение социологических методов  управления может быть эффективным  только в том случае, когда имеется полная и достоверная информация о происходящем в коллективе процессах. Важно знать состав коллектива органа, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии коллектива.[38]

 

Психологические методы управления воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим  климатом. [39]

 

К числу психологических  методов управления относятся: 1) методы комплектования малых групп и коллективов (позволяют определить оптимальные количественные и качественные соотношения между работниками коллектива), 2) метод гуманизации труда (внесение элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности, однообразия труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др., 3) методы психологического побуждения (мотивации). Среди них выделяют: убеждение, внушение, подражание, вовлечение, оказание доверия, принуждение. 4) методы профессионального отбора и обучения (отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют выполняемой работе или занимаемой должности; развитие необходимых психологических характеристик для успешного выполнения порученного задания).

 

Социально-психологические  методы управления призваны воздействовать на взаимоотношения между людьми, содействовать созданию в коллективе наилучшего психологического климата. Способность коллектива эффективно трудиться в немалой степени зависит от соотношения его формальной и неформальной структуры. Неформальная структура может содействовать успешному функционированию формальной структуры, а может стать препятствием. Поэтому хороший коллектив отличает правильное соотношение формальной и неформальной структур. Объект приложения социально-психологических методов - это неформальные отношения, воздействуя на которые в нужном направлении, обеспечивается сплоченность коллектива.[40]

 

Социально-психологический  климат зависит во многом от общности интересов работников, потребностей, ценностных ориентаций, профессионального  уровня и отношения к труду. Эти факторы должны учитываться при формировании коллектива, в особенности малых групп для выполнения тех или иных служебных задач.[41]

 

Важная роль в решении  этих вопросов принадлежит руководителям, особенно первичных коллективов. Поэтому при их подборе следует учитывать не только деловые, но и личные качества, стиль работы с людьми, умение правильно строить отношения. Введение системы выборности руководителей значительно облегчает решение этой задачи.

 

Особенность социально-психологических методов управления состоит в том, что в них как бы преодолевается ограниченность и административных, и экономических (материальных) методов воздействия. Здесь главными стимулами выступают интересы высшего порядка -стремление личности к самореализации, общественно-полезному труду, участию в делах общества. Эти методы непосредственно адресуются к сознанию, направлены на то, чтобы "разбудить человека", вызвать к жизни его творческую личностную сущность. Здесь вступают в действие наиболее эффективные моральные, духовные и нравственные стимулы и нормы поведения. "Чем более квалифицированным трудом занят человек, тем менее эффективны властные воздействия на него и тем большей должна быть роль стимулов и нравственных саморегуляторов... наряду с работой по общему улучшению организации дела необходимо создавать в административных коллективах такую систему заинтересованностей, а также такую нравственную атмосферу, такой социально-психологический климат, при которых каждый работник будет стремиться к оптимизации своих действий с позиций их социальной полезности".[42]

 

Особым комплексным  методом управления является социальное планирование, которое получает в  органах внутренних дел все более  широкое развитие. Основными целями данного планирования являются совершенствование социальной структуры аппаратов органов внутренних дел, сближение квалификации различных категорий сотрудников, повышение общеобразовательного и профессионального уровня личного состава, развитие его трудовой и общественно-политической активности, создание благоприятного социально-психологического климата, улучшение условий труда, быта и отдыха.

 

Большая однородность социального  состава коллектива по содержанию, характеру труда, профессиональной и образовательной подготовке его  членов скорее обеспечивает тесное сплочение коллектива. Эти цели социального планирования в большой мере связаны с работой по подбору, расстановке, подготовке и воспитанию кадров.

 

Значительную часть  планов социального развития в органах  внутренних дел образуют мероприятия  по развитию социальной активности, включающие обычно вопросы формирования научного мировоззрения, идеологического обеспечения служебных задач, нравственного и эстетического воспитания, повышения эффективности пропагандистской и агитационной работы.

 

Планирование развития трудовой активности связано, главным образом, с задачей воспитания и развития творческой инициативы личного состава органов внутренних дел. Специальный раздел в этих планах посвящается совершенствованию социально-психологических отношений в коллективе путем развития товарищеского сотрудничества и взаимопомощи; изучения, закрепления и развития хороших традиций, сложившихся в коллективе; создание условий для адаптации молодых и вновь прибывших сотрудников; предотвращения и снятия конфликтов в коллективе, обучения руководителей социально психологическим основам управления и др.[43]

 

Заключение

 

Учитывая изложенное в данной работе, можно сказать, что  в процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих  упорядочить, направить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций в деятельности органов внутренних дел. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей.

 

Методы занимают особое место в управлении, так как  на их базе происходит взаимное обогащение теории и практики. Методы позволяют  сформировать систему правил, приемов  и подходов при решении стоящих  задач, в данном случае по охране правопорядка и борьбе с преступностью. При этом использование системы методов в процессе изучения новых проблем управления позволяет увеличить знание об управлении и о закономерностях, протекающих в нем процессов и явлений, способствующих развитию теории управления.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. А.П. Коренев «Основы  управления в органах внутренних  дел», Учебник. М.:2001 год.

 

2. А.Г. Поршнев. З.П.  Румянцева, Н.А. Соломатин «Управление  организацией». Учебник. М.: 1999 год.

 

3. В.П. Сальников «Основы  управления в органах внутренних  дел», Учебник. М.:2002 год.

 

4. Яськов Е.Ф. “Методы  управления правоохранительной  деятельностью”, лекция. М.: Академия  МВД России, 1992 год.

 

5. Яськов Е.Ф. “Методы  управления”, лекция. М.: Академия МВД России, 2006 год.

 

 

[1] Е.Ф. Яськов. Методы  управления. М.: 2006. С.3.

 

[2] Е.Ф. Яськов. Методы  управления.  М.: 2006. С.3,4.

 

[3] Основы управления  в ОВД. В.П. Сальников. М.:2002. С.63.

 

[4] Там же. С.64.

 

[5] Основы управления  в ОВД. В.П. Сальников. М.:2002. С.64.

Информация о работе Методы управления