Метод наблюдения и особенности его использования в психологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:25, реферат

Краткое описание

В реферате на тему " Наблюдение как метод социально - психологического исследования " рассказывается о том, что представляет собой один из методов сбора научной информации - наблюдение.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается выбор темы реферата.
Основная часть включает в себя 3 вопроса. В первом - подробно раскрывается понятие наблюдение, его достоинства и недостатки. Во втором вопросе - рассказывается об основных областях применения социологического наблюдения. В третьем вопросе показана классификация видов наблюдения.
В заключении делается вывод о важности метода наблюдения.

Содержание

Введение.
I. Наблюдение - метод сбора научной информации.
II. Разновидности метода наблюдения.
III. Классификация видов наблюдения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая).docx

— 33.80 Кб (Скачать файл)

"этот профессор никогда  не бывает на своем рабочем  месте" - 2, "профессор останется и будет беседовать со студентами, пока не начнется следующая лекция или семинар" - 6 и т.д.

 Подобного типа ретроспективные  оценки отражают длительные неконтролируемые  наблюдения в повседневной жизни,  и, как показывают отдельные  исследования, они могут выступать  в качестве единственного или  одного из главных критериев  адекватности некоторых психологических  тестов или оценок индивида.

 Методики психологического  шкалирования в процессе наблюдения используются пока редко.

 Пример использования  методики временных промежутков  дают исследования поведения  человека в течение рабочего  дня. Для этой цели наблюдение  осуществляется не весь день, а по нескольку минут с длительными  промежутками между выбранными  периодами наблюдений.

 

 Достоинства и недостатки  метода наблюдения.

 Важнейшее достоинство  метода наблюдения заключается  в том, что оно осуществляется  одновременно с развитием изучаемых  явлений, процессов. Открывается  возможность непосредственно воспринимать  поведение людей в конкретных  условиях и в реальном времени.  Тщательно подготовленная процедура  наблюдений обеспечивает фиксацию  всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки  для ее объективного изучения.

 Наблюдение позволяет  широко, многомерно охватить события,  описать взаимодействие всех  его участников. Оно не зависит  от желания наблюдаемого высказаться,  комментировать ситуацию.

 Объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей  части должно дополняться другими  методами исследования. К процедуре  наблюдения предъявляются следующие  требования:

 а) определение задачи  и цели (для чего? с какой целью?);

 б) выбор объекта,  предмета и ситуации (что наблюдать?);

 в) выбор способа  наблюдения, наименее влияющего  на исследуемый объект и наиболее  обеспечивающего сбор необходимой  информации (как наблюдать?);

 г) выбор способов  регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

 д) обработка и интерпретация  полученной информации (каков результат?).

 Недостатки метода  наблюдения делятся на две  группы: объективные - это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя  и субъективные - это те, которые  непосредственно зависят от наблюдателя,  так как они связаны с личностными,  профессиональными особенностями  наблюдателя. 

 К объективным недостаткам прежде всего относят:

- ограниченность, принципиально  частный характер каждой наблюдаемой  ситуации. Поэтому, каким бы всесторонним  и глубоким ни был проведенный  анализ, получаемые выводы могут  быть обобщены и распространены  на более широкие ситуации  только с величайшей осторожностью  и при соблюдении многих требований.

- сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново "проиграть", чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.

- высокая трудоемкость  метода. Осуществление наблюдения  зачастую предполагает участие  в сборе первичной информации  большого числа людей достаточно  высокой квалификации.

 Многообразны и трудности  субъективного плана. На качество  первичной информации может оказывать  влияние:

- различие в социальном  положении наблюдателя и наблюдаемых,

- несхожесть их интересов,  ценностных ориентации, стереотипов  поведения и т. д. К примеру,  обращение друг к другу на "ты" в бригаде рабочих часто становится  нормой для всех ее членов. Но социолог-наблюдатель, для  ближайшего окружения которого  характерна иная форма общения,  может оценить это как пример  неуважительного, фамильярного отношения  молодых рабочих к старшим.  Исключить подобные ошибки иногда  позволяет близость социального  положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, правильной ее оценке.

- на качестве информации  сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению деятельности наблюдаемой общности людей, повышенной жесткости в оценке происходящего.

- результаты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблюдаемые события достаточно адекватно. Это описание может произойти по аналогии с собственными мыслями и чувствами.

 Итак, наблюдение - древнейший  метод познания. Оно позволяет  широко, многомерно охватить события,  описать взаимодействие всех  его участников. Основное преимущество - это изучение социальных процессов  в естественных условиях. Основными  недотатками являются - ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации, невозможность повторения наблюдений, установки, интересы, личностные особенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять на результаты наблюдения.

 

 

 

 

II. Области применения  социологического наблюдения.

 Используется метод  наблюдения при исследовании  поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. При анализе производственной деятельности объектом наблюдения может стать то, как члены трудового коллектива реагируют на изменения условий, характера, содержания труда, на нововведения, касающиеся технологии, oплаты, норм выработки и т. д. Наблюдаться должны значимые для участников трудового процесса ситуации, в которых наиболее остро, а иногда и в конфликтной форме проявляется отношение к работе, друг к другу.

 Так же не менее  актуально применение рассматриваемого  метода в изучении практики  проведения различных собраний, митингов, демонстраций. Наблюдая за  поведением организаторов митингов, ораторов, участников, видя их поступки, ощущая всю атмосферу подобных  акций, социальному психологу  легче улавить суть происходящего, увидеть, каким образом осуществляется выработка коллективного решения, как складываются взаимоотношения в коллективе.

 К наблюдению как  методу сбора социологической  информации обращаются в различных  обстоятельствах:

- во-первых, для того что  бы получить предварительный  материал для уточнения направлений  планируемого исследования. Осуществляемое  в подобных целях наблюдение  расширяет видение изучаемого  явления, способствует выделению  значимых ситуаций, определению  "действующих лиц". Более того, непредубежденное, профессионально  выполненное наблюдение тем и  плодотворно, что открывает перед  исследователем неизвестные ему  ранее пласты, "срезы" социальной  действительности, дает ему возможность  отойти от традиционного понимания  стоящей перед ним социальной  проблемы.

- во-вторых, метод наблюдения использует, когда надо получить иллюстративные данные. Они, как правило, существенно "оживляют", делают зримым несколько суховатый анализ статистики или результатов массового опроса.

- в-третьих, наблюдение  выступает в качестве основного  приема получения первичной информации. Если перед исследователем стоит  эта цель, то ему необходимо  соотнести позитивные и негативные  аспекты метода.

 Таким образом, используется  наблюдение тогда, когда требуется  минимальное вмешательство в  естественное поведение, взаимоотношения  людей, когда стремятся получить  целостную картину происходящего.

 Если исследователем  ставится задача не только  дать научное описание конкретных  событий определенных форм поведения  людей в значимых для них  ситуациях, но и выйти на  более широкие обобщения и  предположения, результаты наблюдения  должны быть подкреплены данными  полученными при использовании  других методов сбора социологической  информации. Результаты, полученные  при использовании различных  методов, дополняют и взаиморевизуют друг друга, и очень трудно однозначно объявить какие-либо из них "эталонными".

 

III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ  НАБЛЮДЕНИЯ.

 

 Выбор возможных критериев  классификации видов наблюдения  отражает, по существу, весь спектр  проблем и позиций, связанных  с определением наблюдения как  самостоятельного научного метода. Это проблемы связи его с  теорией и этапом исследования, проблемы учета "позиции"  исследователя, т.е. типа отношения  к изучаемому объекту, организации  ситуации наблюдения, ее хронологических  аспектов, формы отчета о наблюдаемом  событии.

1. Наблюдение и цели  исследования.

 В зависимости от  содержания целей исследования  подразделяют наблюдение свободное  (иногда его называют нерегулируемым  и даже нецеленаправленным), если  минимальны ограничения относительно  того, что и когда наблюдать,  и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко  определены цели, организация наблюдения  и способы отчета наблюдателя.  Целенаправленное наблюдение по  особенностям его организации  может быть сплошным и выборочным, в зависимости от того, все  ли проявления интересующего  исследователя процесса, все ли  объекты или только некоторые  подлежат наблюдению.

2.Наблюдение и виды  отчета наблюдателя.

 Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведывательных, поисковых социологических исследованиях.

 Если исследователь  располагает достаточной информацией  об объекте исследования и  заранее способен определить  значимые элементы изучаемой  ситуации, а также составить подробный  план и инструкции для фиксации  результатов наблюдений, открывается  возможность проведения структурализованного наблюдения. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации, для фиксация результатов используются специальные документы, бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями.

 Обращение к структурализованному наблюдению плодотворно при исследовании вопросов проведения собраний. В нем могут решаться задачи, связанные с определением состава выступающих и содержания выступлений, с изучением реакций аудитории на сообщаемую информацию и анализом процесса принятия решения, с выявлением организационных характеристик собрания.

3. Наблюдение в отношении  к проверке гипотез.

 Наблюдение как метод  сбора данных применимо на  предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез  о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связано  с проверкой конкретных гипотез,  оно, оставаясь "целевым", не  является эвристическим, хотя  именно на основе такого наблюдения  и могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит  к эвристическому наблюдению  те его виды, которые направлены  на проверку гипотез. Эвристическим,  следовательно, не являются наблюдение  на предварительных этапах изучения  объекта и наблюдение в случаях  сознательно принятой цели минимальной  селективности и максимального  охвата разных сторон и аспектов  наблюдаемого объекта (процесса, явления).

4. Наблюдение с точки  зрения учета позиции наблюдателя.

 С этой точки зрения  можно выделить невключенное (внешнее) наблюдение как наблюдение "со стороны", когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого "объекта". Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым.

 Включенным (участвующим)  наблюдением называется такой  его вид, при котором социолог  непосредственно включен в изучаемый  социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью со блюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы, коллек тива; в других - наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. В зависимости от специфики наблюдаемой ситуации и исследовательских задач строится конкретная система отношений наблюдателя и наблюдаемых.

 В качестве примера  первой разновидности включенного  наблюдения можно привести исследование, проведенное В.Б. Ольшанским, в  течение нескольких месяцев работавшим  на одном и заводов в бригаде  слесарей-сборщиков. Он изучал  жизненные устремления молодых  рабочих, норм коллективного поведения,  систему неофициальных санкций  к нарушителям, неписаные "можно  и "нельзя". При совместном  анализе наблюдений и данных  анкетирования, проведенного социологами  в период осуществления включенного  наблюдения, была получена ценная  информация процессах, происходящих  в производственном коллективе, о механизме становления группового  сознания.

Информация о работе Метод наблюдения и особенности его использования в психологическом исследовании