Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:14, реферат

Краткое описание

Восприятие человека человеком (межличностное восприятие) в социальной психологии рассматривается как разновидность социальной перцепции. Восприятие человека человеком – непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого формируется перцептивный образ – сигнал о внешних признаках другого и в целом о его поведении, – выполняющий осведомительную и регулирующую функцию в процессе общения.
При исследовании восприятия человека человеком изучаются содержание и механизмы межличностной перцепции, здесь исследуются характеристики объекта и субъекта восприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга
(имплицитная теория личности, идентификация, эмпатия, рефлексия,
аттракция, каузальная атрибуция)……………………………………………….4
2. Стереотипы восприятия (эффекты первичности, новизны,
ореола и др.)……………………………………………………………………...14
3. Факторы, способствующие и препятствующие правильному
восприятию людьми друг друга………………………………………………...17
Заключение …………………………………………………………………19
Список использованных источников………………………………….…..2

Вложенные файлы: 1 файл

Психология!!!!!!!!Восприятие и понимание людьми друг друга (социальная перцепция), в. 8 (1).doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Р. Бернс в своей книге приводит потенциальные характеристики человека, способного к эмпатии:

— проявляет терпимость к выражению эмоций со стороны другого человека;

— способен глубоко вникнуть в субъективный внутренний мир своего подопечного, не раскрывая при этом свой собственный мир;

— готов адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека, чтобы достичь еще большего понимания того, что происходит с человеком.

Трудно свести все это к способности делать выводы по аналогии. В эмпатии большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний.

Эмпатия, эмпатийность в отношении с партнером может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств и психолога и педагога. В большинстве случаев высокая профессиональная эмпатийность — результат специального обучения навыкам самоанализа, развития сензитивности, способности к эмпатическому вниманию (слушанию). Эмпатическое внимание (слушание) впервые описано К. Роджерсом. Его можно охарактеризовать как особое отношение к партнеру, основанное на соединении идентификации и эмпатии. Такое соединение позволяет достичь глубины и подлинной открытости контакта. Но оно чревато для ситуации оказания помощи, так как психолог может оказаться «связанным» трудностями партнера, может «заболеть» его проблемой. Для того чтобы помощь была оказана, существует вторая сторона эмпатического внимания, которая обеспечивает психологу отстраненность от актуального состояния партнера, «вненаходимость» (М.М. Бахтин). Вместе две стороны обеспечивают создание ситуации действенной помощи.

Социальная рефлексия — это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Вот что пишет об этом Е. Мелибруда: «Человек, который является объектом моего восприятия, не просто источник сигналов, которые я получаю и обрабатываю. Я воспринимаю его также как субъекта, воспринимающего меня, думающего обо мне, оценивающего, понимающего меня... Я не только ввожу его в свой внутренний мир... но и делаю эту личность как бы присутствующей во мне в качестве кого-то, кто в свою очередь вводит меня в свой внутренний мир». Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.

Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

Пояснить этот тезис можно на примере знаменитого «окна Йогари».

Каждая личность есть совокупность четырех психологических пространств.

Известное мне

Неизвестное мне

1. Открытое  для меня и для других

2. Закрытое  для меня, но открытое для других

3. Открытое  для меня, но закрытое для других

4. Закрытое  для меня и для других


 

В начале общения можно следующим образом изобразить объем каждого из названных личностных пространств:

1

2

3

4


Однако в процессе установления открытых, прямых отношений картина меняется:

1

2

3

4


Таким образом, раскрывая другим в процессе общения своей внутренний мир, мы сами получаем доступ к богатствам собственной души.

При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.

Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия. На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

2. Стереотипы восприятия 

(эффекты первичности, новизны, ореола  и др.)

 

 

Стереотипы – это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков. Стереотипы –это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации.

В каком-то смысле, это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир.

В более узком понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего поведенческого репертуара.

Стереотипы – это отдельные грани структуры личности, однако они не существуют изолированно, сами по себе, они часть личности. Их взаимосвязь и степень выраженности и образуют личность. У кого-то отдельные грани выступают резче, соответственно, данные стереотипы проявляются чаще и выраженнее, у кого-то те же самые грани сглажены, и данные стереотипы проявляются реже.

Надо заметить, что стереотипы – это привычные маршруты нашего внимания, так называемого непроизвольного внимания. Эти маршруты - результат приобретенного нами жизненного опыта, воспитания и наследственности. Представьте парк, в этом парке есть дорожки и тропинки, по ним обычно прогуливаются люди, так вот стереотипы – это и есть дорожки, тропинки, по которым привыкло перемещаться наше внимание.

Эффект ореола можно определить как влияние первичного образа человека на его последующее восприятие и оценку.

Так, например, если сложившийся образ человека является положительным, то под его влиянием в процессе восприятия и оценки отбирается та информация о нем, которая подкрепляет, а не опровергает сложившийся образ, в данном случае — в основном положительная информация. Если, напротив, предварительно сложившийся образ оказался отрицательным, то его воздействие на дальнейшее восприятие и оценку человека будет прямо противоположным, а именно: в человеке будут восприниматься в основном те черты, которые поддерживают сложившийся отрицательный образ, то есть недостатки.

Эффект ореола — это явление, которое чаще всего проявляется, когда речь идет о восприятии и оценке незнакомых людей, причем в условиях, при которых общение с человеком оказывается эпизодическим, протекает с большими перерывами и недолго. Со временем, по мере познания человека, эффект ореола исчезает, и восприятие человека человеком становится более взвешенным, то есть включает в себя уже как его положительные, так и отрицательные стороны.

Что представляют собой эффекты первичности и новизны?

Прежде чем отвечать на этот вопрос, представим себе ситуацию, в которой один человек знакомится с другим человеком и в течение достаточно длительного времени получает о нем разнообразную информацию. Эта информация, естественно, поступает не сразу, а постепенно. Интересно в этой связи поставить следующие два вопроса:

1. Одинаковое ли влияние на  образ человека оказывает информация  о нем, которая получается в начале и в конце общения с ним?

2. Какая информация: та, которая  была получена в начале общения  с человеком, или та, которая получена  в самый последний момент общения с ним, оказывает более существенное влияние на окончательно складывающийся образ данного человека?

На эти вопросы можно дать определенные ответы, исходя из того, что называется эффектами первичности и новизны, но они на первый взгляд кажутся противоречивыми. Эффект первичности состоит в том, что в определенных условиях восприятия и понимания человека человеком более сильное влияние на образ человека оказывает информация о нем, которая поступает в начальный период общения с ним. Эффект новизны, соответственно, проявляется в том, что при иных условиях восприятия, напротив, гораздо большее влияние на образ человека оказывают сведения о нем, поступающие последними по порядку. В связи с тем что эффекты первичности и новизны несовместимы и приводят к прямо противоположным выводам о том, какая информация, первая или последняя, оказывает большее влияние на образ человека, есть смысл разобраться в них и уточнить, при каких условиях имеют место эффект первичности и эффект новизны.

Эффект первичности обычно наблюдается, когда воспринимается и строится образ незнакомого человека, когда общение с ним длится непрерывно в течение сравнительно небольшого отрезка времени, например несколько минут или часов, когда следующая встреча с этим человеком произойдет не скоро. Эффект новизны чаще всего наблюдается, когда мы воспринимаем хорошо знакомого нам человека и общение с ним продолжается длительно, со значительными перерывами во времени.

Эффект проецирования – другой личности приписываются по аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния, то есть «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Из чего следует, что человек в общении рассматривает другого через призму своих убеждений или умозаключений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Факторы, способствующие и препятствующие правильному

восприятию людьми друг друга

 

 

Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более всего и разностороннее всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим основным требованиям:

А. Быть такими, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям.

Б. Эти ситуации должны быть связаны с преодолением серьезных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.

В. Соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.

Если это возможно, то нужно воспользоваться суждениями и мнениями других людей о воспринимаемом человеке, так как любое отдельно взятое мнение всегда в той или иной степени субъективно, односторонне. Мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком, непрерывно наблюдать за его поведением. Чаще всего мы встречаемся с человеком эпизодически, наблюдаем его в ограниченном круге социальных ситуаций, например в школе, в семье, в кругу друзей, на отдыхе и т.д. Следовательно, мы в состоянии правильно воспринять и оценить в человеке только те черты, которые в этих условиях раскрываются достаточно полно. Остальное мы можем не знать просто по той причине, что не имели благоприятной возможности вести наблюдение за данным человеком в иных социальных ситуациях. Такую возможность могли получить окружающие люди, поэтому их мнение в данном случае может служить хорошим дополнением к нашему собственному восприятию.

Информация о работе Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга