Механизмы манипулятивного воздействия в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Практически любое общение, как на межличностном уровне в общении одного индивида с другим, так и при общении в группах любой формы (собрание, коллектив, малая группа, масса, толпа, проч.), несет в себе стремление (в лучшем случае бессознательное) продемонстрировать собственное превосходство путем подчинения психики другого индивида установкам, инициированными коммуникантом (манипулятором), т.е. нам следует говорить о бессознательном или сознательном стремлении одного - одержать вверх в общении над другим
Цель работы - ознакомление и выявление основных механизмов манипулятивного воздействия в общении.

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 32.19 Кб (Скачать файл)

- Игра на чувстве жадности. Основной замысел этой техники - убедить оппонента воспользоваться открывшейся необыкновенной возможностью, чтобы отважиться принять рискованное предложение, сулящее огромные выгоды в будущем. Образно говоря, это - "обратная сторона медали в сравнении с техникой провоцирования безысходности. Здесь вы "прыгаете в омут" не для того, чтобы избежать беды, несчастья - вас побуждают "прыгнуть", чтобы оказаться у "горшка с золотом" в конце рискованного предприятия, когда чувство жадности "включается" в процесс убеждения.

- Использование запланированных "трудных" уступок. Эта техника используется для того, чтобы побудить партнера сделать ответную уступку в другом, более важном вопросе. Ее суть заключается в том, что вслед за довольно активными возражениями оппонент как бы неохотно ("через силу") соглашается сделать уступку в каком-то вопросе, которая в свою очередь будет побуждать партнера с большей легкостью сделать таковую в другом вопросе. Осуществляя этот замысел, оппонент начинает обсуждение с второстепенных разногласий, создавая впечатление, что они занимают главное место в проблеме, а впереди "маячит" тупиковая ситуация. И затем, именно в этот момент, "позволяет" уговорить себя и пойти на уступку. Теперь очередь за вами - партнер начинает оказывать на вас давление и побуждать сделать взаимную уступку, но в другом, главном пункте разногласий. Поэтому, когда на вас оказывается воздействие, вам следует ответить взаимностью на "примирительные жесты" другой стороны, главное - сохраняйте ясную перспективу.

- Намеренное "затягивание" времени обсуждения. Общий замысел подобных техник - поддержать у вас состояние уверенности, что соглашение может быть достигнуто в любой момент.

- Провоцирование вашего интереса к партнеру. Содержание этих техник - произвести такое впечатление на оппонента в ходе беседы, чтобы он сам захотел развивать отношения с другой стороной. Другими словами, ваш оппонент так сильно рекламирует себя (свои способности, возможности, ресурсы, влияние н т. д.), что вы убеждаете себя в целесообразности установления с ним личных деловых отношений, согласиться с его видением текущей ситуации, пойти на определенные уступки теперь, надеясь получить для себя определенные выгоды в будущем. Подобные техники могут быть весьма эффективны, поскольку каждому приятно, да и полезно, устанавливать и развивать отношения с теми людьми, которые имеют высокую репутацию, престиж, большие возможности, способности, влияние и т. д. Однако есть одна опасность, когда вы позволяете себе поддаться «очарованию» оппонента и пойти на текущие уступки, надеясь получить выгоду в будущем. Вы теряете видение своих собственных приоритетов.

- "Убаюкивание" с целью "убить" позднее. Со стороны партнера вам предлагается небольшая "инициативная" услуга, сопровождаемая замечаниями типа: "Не стоит беспокоиться"; "Мне это ничего не стоит"; "Это от чистого сердца, из уважения к вам" и т. д. Собеседник таким образом дает понять, что принятие его услуги не будет означать для вас никакого ответного обязательства. После того как вы приняли эту услугу, ваш новоиспеченный приятель - поскольку таковым зарекомендовал себя - просит вас согласиться с предложением, которое сулит вам дальнейшие выгоды.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воздействие на психику является основным в манипулятивном воздействии, как на массы, так и на отдельного индивида. Другими словами, психика принимает на себя первый и главный удар манипуляторов. Причем, заметим, воздействию со стороны других индивидов (манипуляциям) подвержена психика всех без исключения индивидов. Даже если кто-то научился выстраивать правильную оборону, все равно рано или поздно найдется кто-то, кто пробьет психологическую защиту. Тут, как говорится, только имеет место быть фактор времени.

В ходе данной работы были рассмотрены структура и характер манипулятивного общения. При этом хотелось бы заметить, что способы и средства манипулятивного (сублиминального) воздействия на психику другого человека или масс, действительно поистине огромны, и попросту не могут быть изложены даже в нескольких книгах. Поэтому в работе рассмотрена лишь малая часть и краткие сведения о таком понятии, как манипуляция в общении.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Броди Р. Психологические вирусы. [Текст] / - Изд.: Поколение, - 2007 г., - 401 с., - ISBN 978-5-9763-0068-2;

2. Волкогонов Д.А. Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира. [Текст] / - Изд.: Дело, - 1999 г., - 301 с., - ISBN 5-16-002980-1;

3. Вагин И. Как поставит собеседника на место. Методы словесной атаки. [Текст] / - Изд.: Студия Ардис, - 2007 г., - 333 с., - ISBN 5-9763-0014-6;

4. Доценко Е.А. Психология манипуляции. [Текст] / - Изд.: Бином, - 2000 г., - 431 с., - ISBN 5-7989-0037-1;

5. Екояма О.Т. Обманное косвенное воздействие в интересах манипуляторов. [Текст] / - Изд.: ИНФРА, - 2001 г., - 220 с., - ISBN 5-16-002980-1;

6. Робинсон П.У. Мастерское управление или использование. [Текст] / - Изд.: Омега - Л, - 2014 г., - 423 с., - ISBN 5-7567-0389-6;

7. Чалдини Р. Психология влияния. [Текст] / - Изд.: Питер, - 2003 г., - 390 с., - ISBN 5-318-00218-8.


Информация о работе Механизмы манипулятивного воздействия в общении