Механизмы психологической защиты человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:50, реферат

Краткое описание

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения. Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

День ото дня человеку встречаются ситуации.docx

— 35.77 Кб (Скачать файл)

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

 

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

 

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия. Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы психологической защиты — это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.

Механизмы психологической защиты

 

К механизмам психологической защиты, как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие. Остановим свое внимание на характеристике каждого из названных механизмов так, как их описывает Р. М. Грановская.

 

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

 

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

 

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

 

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

 

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

 

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

 

Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

 

Таким образом, необходимо знать, что психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

 

 

 

Психология личности

 

 

1. Что такое личность (история  вопроса)?

 

    В отечественной  психологии личности, как и в  мировой, преобладал функционализм  в описании проблематики исследований  личности. А.Г. Асмолов констатирует, что по настоящему целостной теории личности не создано. Отечественные психологические школы по-разному интерпретируют вопросы психологии личности, используют различные структурные схемы, вкладывают в содержание понятия личность прежде всего то, чем занимаются их школы. Так, Б.М. Теплов акцентировал внимание на психофизиологических явлениях. А.Н. Леонтьев изучал эмоции, мотивы, личностный смысл, а вопросы о биологических закономерностях не рассматривал. Многие сторонники деятельностного подхода в психологии специально разделяют личностные и индивидные свойства как психологическое и непсихологическое.

 

Cамопознание, самооценка, самовосприятие личности

 

    Безусловным признаком  личности является наличие самосознания. Самосознание понимается в философии  и психологии как рефлексивное  сознание, т.е. осознание субъектом  своей самости, т.е. субъективности. Самосознание личности как осознание  самого себя, осознание своей  самости в зависимости от целей  и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы  и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль  и самовосприятие.

 

    Что такое самопознание?

 

    Насколько это  сложно, знали уже древнегреческие  философы ("Познай самого себя"). А. Эйнштейн именно поэтому утверждал  несопоставимость трудности исследования  физических и психических фактов  действительности. Сущность самопознания  заключается в выявлении своих  физических и духовных качеств, своего места среди других. А. Радищев спрашивал: "Знаешь ли  ты,... что есть твоя личность?.

 

    1) Самопознание  реализуется в анализе результатов  собственной деятельности, поведения  и общения и сопоставлении  их результатов с существующими  нормативами;

 

    2) при осознании  отношения ко мне иных (что  проявляется в оценивании ими  моих поступков, достоинств и  недостатков, черт характера, способностей  и др.);

 

    3) оно совершается  в результате самонаблюдения  своих состояний, переживаний, мыслей, мотивов поступков и др. как  в процессе деятельности, так  и в форме воспоминаний.

 

    Самопознание является  основой развития постоянного  самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке собственных действий, психических состояний, регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль представляет собой особый психологический механизм познания себя как субъекта деятельности и общения.

 

    Самооценка проявляется  в оценочном отношении к себе, к своим психологическим качествам, т.е. это знание о собственной  самости, включающее оценку человеком  самого себя и также шкалу  значимых ценностей, относительно  которой определяется эта самооценка (отсюда различия в оценивании  себя в разных житейских ситуациях).

 

    Разработаны специальные  методики изучения самооценки  личности (Будасси, Рубинштейн). см.: Липкина А.И. Самооценка личности. -М,.1976.

 

   Самооценка может  быть адекватной и неадекватной, т.е. завышенной и заниженной. Занижение  или завышение самооценки личности  проявляется в жизнедеятельности  и сказывается на результатах  деятельности. Проблема воспитания  адекватной самооценки - одна из  наиболее трудных в психологии  воспитания.

 

    Самооценка очень  тесно связана с уровнем притязаний. Последний проявляется в степени  трудности целей и задач, которые  человек ставит перед собой, т.е. это есть реализация самооценки  человека в деятельности и  во взаимоотношениях с другими.

 

    Самопознание человека  способствует выработке у него  представления о самом себе. Уже  в 3 года можно в этой связи  говорить о появлении "образа  Я", на основе которого строится  общение индивида с другими  людьми. При изучении "образа Я" выделяют ряд характеристик, которые  выявляют при помощи диагностических  процедур:

 

    1) степень когнитивной  сложности и дифференцированности, измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее эти качества, тем выше уровень самосознания;

 

    2) степень выраженности  и конкретный состав "образа  Я". Могут быть различия в  силе направленности на свое "Я" (у одних этот образ в центре  сознания, у других, в частности, женщин-матерей, на периферии) и по  предмету осознания: одни больше  озабочены своим физическим, другие - социальным, а третьи - духовным "Я";

 

    3) степень внутренней  цельности или последовательности "образа Я", и, напротив, противоречивость "образа Я", его непоследовательность, что создает внутренний дискомфорт, напряженность, сомнения в себе;

 

    4) степень устойчивости "образа Я" во времени /представления  о своем Я могут быть стабильными  или неустойчивыми "Я-хороший" - Я-плохой".

 

    Общим знаменателем  в этом случае выступает самопринятие и самоуважение личности. Без самопринятия и положительной оценки самого себя, своего места в обществе невозможно развитие личности. Регресс личности обычно сопровождается утратой самоуважения (у лиц, совершающих правонарушения).

 

    Американский психолог  У. Джемс предложил формулу самоуважения  человека: УСПЕХ

 

    САМОУВАЖЕНИЕ= -----------

 

    ПРИТЯЗАНИЯ

 

    Таким образом, самоуважение зависит и от  успеха и от уровня притязаний  личности: чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить  и тем вероятнее снижение уровня  самоуважения. Чем выраженней успех в деятельности, тем выше самоуважение человека ("выпрямление личности").

 

    Поддержание самоуважения  является для каждой личности  актуальной задачей (ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?). Это не только связано с  глорическими эмоциями, но и с психологической защитой личности.

 

Механизмы психологической защиты личности.

 

    Р.М. Грановская  считает, что защитные механизмы - это особого рода психическая  активность, которая реализуется  в специфических приемах переработки  информации, которые могут предотвратить  потерю самоуважения и избежать  разрушения единства "образа Я". Таким образом, человек отторгает  ту информацию, которая грозит  разрушением устраивающего его  представления о ценности своей  личности, поскольку заинтересован  в сохранении привычного, стабильного  самовосприятия. Внешне это выглядит так, как будто человек не реагирует или напротив реагирует таким образом, чтобы лишь значимости и тем самым обезвредить психотравмирующие моменты (Если факты противоречат мнению, то тем хуже для фактов).

 

    Основная функция  психологической защиты личности - это поддержание самоуважения. Но какой ценой это достигается  и к чему приводит?

 

    Поддерживая привычный  уровень самоуважения, человек блокирует  адекватную оценку изменений  в социальной среде и в своем  внутреннем мире, т.е. дезориентируется, лишается воли и мужества, оказывается  неготовым к принятию ответственности.

 

    Интерес к психологической  защите личности связывают с  психоанализом, поскольку выявлены  они З. Фрейдом, а специально изучались  А. Фрейд.

 

    Наиболее часто  встречаются следующие механизмы  защиты личности:

 

    ОТРИЦАНИЕ - это  процесс устранения или игнорирования  психотравмирующих образов внешней  реальности. Основная его формула: "Ничего не вижу, ничего не  слышу...", т.е. игнорирование сведений, которые угрожают самосохранению  или престижу (позиция страуса). В  клинической врачебной практике  это проявляется в факте неверия  пациента в диагноз, который больного  не устраивает и (или) пугает.

 

    ВЫТЕСНЕНИЕ - это  механизм избегания внутреннего  конфликта с помощью активного  исключения из сознания неприемлемого  мотива или нежелательной информации. Именно поэтому легко забываются  те факты, которые нас не устраивают (это бывает в случае появления  информации, подрывающее представление  о ценности своей деятельности  и самой жизни. Пример с разоблачительницей "врачей-вредителей" Л. Тимашук, после увольнений полгода ходившей "на работу" к зданию ЦК ВЛКСМ).

 

    ПРОЕКЦИЯ - процесс  переноса или приписывания собственных  чувств, желаний и черт, в которых  человек не хочет признаться, на другое лицо.

 

   Наиболее часто  этот механизм проявляется в  форме КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ   - приписывании другому оснований  поступков, дурных намерений и  т.д.

Информация о работе Механизмы психологической защиты человека