Микрофакторы социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:50, контрольная работа

Краткое описание

Изменения, происходящие в обществе, меняют характеристики идеальных типов личности, обусловливают социальный заказ общества институтам социализации.
Ведущая роль в процессе социализации наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям - детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 38.76 Кб (Скачать файл)

Чем старше становится ребенок, тем большую  роль в его со¬циализации играют межличностные отношения со сверстниками. Так, пятилетний малыш на предложение матери заменить ему в игре отсутствующих сверстников, решительно ответил: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок».

Для детей  соседское общение имеет большой  объективный и субъективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к обществу сверстников, ощущение своей принятости социумом (который для них в основном ограничен местом непосредственного проживания). Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социализации человека в этом возрасте или дать отсроченный отрицательный эффект.

Таким образом, интенсивные соседские связи  играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве как  позитивного, так, естественно, и негативного  характера. Но это - объективный фактор, влияние которого зависит во многом от соотношения с семейным влиянием, а также с влиянием иных жизненных  обстоятельств и факторов, социализирующих  растущего человека. В частности, большое значение имеет то, в какие  группы сверстников входит ребенок, подросток, юноша. В детстве они  обычно состоят из соседей, но уже  в отрочестве, а в юности тем  более, эти группы могут весьма слабо  или совсем никак не «пересекаться» с соседскими связями.

4. ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ

 

Характеристика  группы сверстников. Группа сверстников - это объединение не обязательно  одногодков. В нее могут входить  ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными  общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других сверстников какими-либо признаками обособления, т.е. обладающие «Мы»-чувством.

Количественные  границы группы сверстников - от двух-трех до пяти членов - в дружеских группах, в приятельских - до семи-девяти, в  асоциальных и антисоциальных - до двух десятков, а в формальных (в классе, в кружке и т.д.) - до тридцати-сорока членов.

Группы сверстников  образуются чаще всего на основании  про¬странственной близости их членов; совпадения индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополу¬чию (в том числе в новом коллективе); наличия формальной орга¬низации (класс, отряд скаутов и др.).

В группе складываются межличностные отношения - субъек¬тивно переживаемые отношения между ее членами. Они объек¬тивно проявляются в характере и способах взаимодействия чле¬нов группы, а также в распределении ролей в группе.

Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей  лидера, в экспериментальных исследованиях  не выявлено. Может быть несколько  лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуаль¬ный. Другие роли - фаворит лидера, шестерка и др. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Воз¬никает вопрос: почему он остается в группе? Человеку без группы бывает туго, а потом он, как правило, - «внутригрупповой козел», другим группам его трогать не позволяют.

Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «пар¬шивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и его могут даже не защитить, он просто ходит за группой, а его не просто терпят, но и третируют как угодно. Однако неоднократно фиксировалось, что когда такая «паршивая овца» вдруг уходила из группы, последняя распадалась. Аналогичные ситуации фикси¬ровались и с «козлом отпущения», потому что, как это ни странно, но цементировали группу именно эти «козел отпущения» и «пар¬шивая овца» (речь идет о неформальных группах).

Характеристика  состава групп сверстников включает такие признаки, как возраст (школьный класс - одновозрастный, сти¬хийные группы - часто разновозрастные), пол (группы младших подростков чаще однополые, а юношей - смешанные), социальный состав (только школьники, только учащиеся ПТУ, те и дру¬гие плюс кто-то еще).

Группы сверстников  можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон).

По юридическому статусу и месту в социальной системе груп¬пы сверстников делятся на официальные, т. е. признанные обществом, связанные с какими-либо государственными или общест¬венными организациями, имеющие некоторую организационную структуру и членство (о них подробнее речь пойдет в дальнейших разделах), и неофициальные, существующие как бы сами по себе.

По социально-психологическому статусу они делятся на груп¬пы принадлежности, в которых человек состоит реально (школь¬ный класс, спортивная секция, клуб или дружеская компания), и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

По степени  стабильности, длительности своего существования  группы могут быть постоянными, временными, ситуативными.

По пространственной локализации они могут быть дворовыми, квартальными, функционировать в  рамках какого-либо учре¬ждения (школа, клуб, бар).

По типу лидерства  и (или) руководства они могут  быть демо¬кратическими или авторитарными.

По ценностной направленности группы могут быть просоциальными (социально положительными), асоциальными (социаль¬но нейтральными) и антисоциальными.

Социализирующие функции группы сверстников. В последние  десятилетия группы сверстни¬ков стали одним из решающих микрофак¬торов социализации подрастающих поколе¬ний. Их роль значительно возросла по срав¬нению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоя¬тельств.

Урбанизация ведет к тому, что все большее  число детей, подро¬стков, юношей живет в городах, где имеет возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, непод¬контрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов в семье. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний - средства массовой коммуникации привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню образованности и вообще культурного развития. На кон¬солидацию подростков и юношей в группах сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.

 

 

Заключение

 

           Это социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).

 Общество  всегда обеспокоено тем, чтобы  темпы социализации подрастающего  поколения не отставали от  темпов и уровня развития самого  общества, осуществляет социализацию  через институты социализации (общепринятые  социальные нормы, семья, а  также государственные и общественные учреждения и организации).

 Изменения,  происходящие в обществе, меняют  характеристики идеальных типов  личности, обусловливают социальный  заказ общества институтам социализации.

 Ведущая  роль в процессе социализации  наряду с семьей принадлежит  образовательным учреждениям - детским  садам, школам, средним и высшим  учебным заведениям. Непременным  условием социализации ребенка  является его общение со сверстниками, которое складывается в группах  детского сада, школьных классах,  различных детских и подростковых  объединениях.

 

 

 

 

Список литературы

 

А.В.Мудрик «Социализация человека» учеб.пособие/ 3-е изд., испр. и доп.- М., 2010- 624с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 


Информация о работе Микрофакторы социализации