Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:59, контрольная работа
Ми́мика (от греч. μιμιχοζ — подражатель) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека».
Важным элементом мимики является взор, зависящий от величины зрачка, цвета радужки, блеска роговицы, которые не управляются соматическими мышцами.
Лицо по утверждению Гиппократа — это первый показатель состояния пациента, по которому можно судить о состоянии здоровья и выявить целый ряд заболеваний внутренних органов, которое обусловливает появление вполне своеобразных мимов. С художественной и театральной же точек зрения, мимика — это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, которое можно назвать искусством выражать чувства и настроения путем жестов, поз и различных выражений лица
Введение…………………………………………………………………………………………3
Виды мимики……………………………………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………………….…………15
Улыбка может отражать разные состояния и потребности:
- Чрезмерная улыбчивость - потребность в обобрении;
- Кривая улыбка - знак контролируемой нервозности;
- Улыбка при поднятых бровях - готовность подчиниться;
- Улыбка при опущенных бровях - проявление высокомерия;
- Улыбка без подъема век – неискренность;
- Улыбка с постоянным расширением глаз без их закрытия - угроза;
Зона, включающая в себя верхнюю часть лица, лоб, брови и глаза, называется интеллектуальной. В глазах чётко отражаются мыслительные процессы, их скорость и направление. Оживленный взгляд, блестящие глаза, даже неопытному наблюдателю, скажут, что их обладатель увлечён какой-то идеей и полон энтузиазма. И наоборот, потухший взор, полуприкрытые глаза, ясно говорят о подавленном состоянии человека, или, что ещё хуже, о его депрессии. Американские учёные открыли, что люди смотрят в шести разных направлениях - в зависимости от того, что происходит у них в мозгу. У правшей от рождения, вспоминающих, то что они видели, будет взгляд направлен вправо-вверх, если же они что-то преставляют, к примеру, как бы выглядел бритый дикобраз, то взгляд немедленно переместится влево-вверх. Вспоминая звучание, допустим, гитары правша посмотрит вправо, а воображая какой-то звук, влево. Вниз-влево человек с правосторонней ориентацией смотрит, когда хочет припомнить вкус, запах, ощущение, и в противоположном направлении, ведя внутренний диалог. Что же касаеться человека-левши, то у него всё то же самое, но в зеркальном отражении, проверить кто перед вами, правша или левша, нетрудно, достаточно попросить человека вспомнить какой-либо звук или образ и посмотреть на движения его глаз. В китайской физиогномике, морщинки, возникающие в уголках глаз, при смехе, называются «хвост золотой рыбки». Так вот чем больше и пышнее этот «хвост», тем добрее и отзывчей тот, кому он принадлежит. На человеческих лицах, над глазами, нередко, можно увидеть два небольших свода особенно они заметны у людей с высокой наблюдательностью. Как правило, они означают повышенную внимательность и желание помочь.
Не всегда, хотя и очень часто, большой лоб является признаком большого ума, порой обстоятельства складываются, так что человек не может развить свой интеллектуальный потенциал. А бывает, так что очень умный, в одной области знаний человек, - совершеннейший невежда в другой. Так что с оценкой ума у окружающих нужно быть крайне осторожным. У многих взрослых видна борозда посередине лба, которая свидетельствует об интровертивности и высокой степени самоанализа. В случае если человек часто концентрируется, сосредотачивается на чём-либо, у него образуются несколько вертикальных складок над переносицей.
Часто горизонтальным морщинам сопутствует подъем бровей. Но возможен также и едва ощутимый подъем одной или обеих бровей без того, чтобы морщился лоб.
Горизонтальные складки на лбу означают состояние повышенного внимания.
Образование морщин
на лбу автоматически сопровождает
Другой возможной комбинацией двух мимических сигналов могло бы быть, например, образование горизонтальных складок в совокупности с полузакрытыми (слегка прищуренными) глазами. Эта комбинация может наблюдаться, когда кто-то очень старается что-то расслышать или разглядеть; например, в ситуации, когда что-то мешает слушать или недостаточна громкость источника звука (в том числе и технического, например, радио). В просторечии мы бы сказали, что он «навострил уши"». Однако эта формулировка может использоваться не только в переносном смысле, но и в буквальном. Когда мы «вострим уши», то фактически инстинктивно двигаем сильно атрофированными мышцами ушей. Понаблюдайте, как это выглядит у кошек, собак и кроликов.
Вертикальные складки лба указывают, что общее внимание, вызванное кем-либо или чем-либо, достигло наивысшей точки.
Это может означать концентрацию в одной точке как мысли, так и физических сил. Так что мы можем регистрировать вертикальные складки на лбу как при умственной сосредоточенности, так и при тяжелой, сложной или напряженной физической деятельности. Равным образом можно констатировать, что решимость вызывает такие морщины на лбу в качестве вторичных признаков, тогда как первичные находятся в области рта и подбородка. Злость и угрюмая раздражительность также могут быть причиной образования вертикальных складок. Образуются они и при заносчивости, в качестве вторичных признаков.
Мимика бывает разная:
Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров. Малоподвижная мимика указывает на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.
Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).
Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.
Также мимические движения подразделяются на:
1) мимику агрессивно-
2) активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;
3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;
4) мимику ориентировочно-
5) мимику удовольствия-
6) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.
Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.
Мимика, даже та, которая легко распознается,
местами очень непродолжительна (доли
секунды) и поэтому чаще остается незамеченным
для специально неподготовленных людей.
Особенно эмоционально окрашены губы
человека, движения которых читать сравнительно
легко. Так, усиленная подвижность рта
или закусывание губ свидетельствуют
об обеспокоенности, искривленный в одну
сторону рот - скепсис или насмешка.
Выражение лица может сообщать о текущем
эмоциональном состоянии:
интерес - брови немного приподняты или опущены, а веки немного расширены или сужены;
счастье - внешние уголки губ слегка приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
удивление - подрезанные брови создают морщины на лбу, глаза при этом расширены, а чуть приоткрытый рот имеет округлую форму;
отвращение - брови опущены, нос сморщенный, нижняя губа выдвинута или чуть приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят, человек якобы подавился;
презрение - брови приподняты, лицо вытянутое, голова повышена, якобы человек смотрит на кого-то сверху вниз, он как бы отгораживается от собеседника;
страх - брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние уголки сдвинуты, лбом проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, нижнее веко напряжено, а верхнее - чуть приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (это свидетельствует об интенсивности эмоций).
гнев - мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, создавая угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы плотно сжаты или оттянуты назад, приобретая прямоугольной формы и обнажая стиснутые зубы, лицо, как правило, краснеет;
стыд - голова опущена, лицо отвлеченное, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или бегают из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты, пульс учащается, дыхание прерывистое;
радость - губы искривлены, уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
печаль - брови сведены, глаза тусклы, а внешние уголки губ несколько опущены
Конечно, каждый может научиться довольно сильно влиять на язык своего тела. Но вот управлять мышцами лица почти невозможно. Кто-то вполне может внешне выглядеть совершенно спокойным, научившись контролировать свои руки (например, он может сплести пальцы рук и тем самым унять их нервную дрожь). Несмотря на это, если внутреннее беспокойство есть, оно все равно отразится, и прежде всего - на лице. Мы не настолько хорошо знаем наши лицевые мышцы, чтобы уверенно владеть ими. Вообще говоря, мы не знаем ни как мы выглядим, ни как наш облик воздействует на окружающих.
Заключение
По утверждению И. А. Сикорского, раньше сформировалось понятие «физиогномика», а впоследствии установился и другой термин: «мимика», «мимический», от слова: подражатель, актер. Таким образом, термин «мимический» имеет иное значение, чем термин «физиогномический.
Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П. К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Обычно мимику анализируют:
Можно так же осуществлять анализ мимики, исходя из тех впечатлений-эталонов, которые формируются в процессе восприятия человеком мимических картин, окружающих людей. Актуальные образы-эталоны включают признаки, которые не только характеризуют модель, но являются достаточными для ее опознания.
Список использованной литературы
Информация о работе Мимика. Интерпретация важнейших мимических явлений лица