Мимика и жесты в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:01, реферат

Краткое описание

Мимика - движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы.

Вложенные файлы: 1 файл

Мимика и жесты в деловом общении.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

КОГДА вы впервые  увидите человека, который будет  проводить собеседование, поднимитесь  со стула, если это необходимо, улыбнитесь и спокойно встречайте его взгляд, предоставьте ему возможность протянуть вам руку и отвечайте на его рукопожатие. Некоторые мужчины испытывают неловкость, когда женщина протягивает руку первой, и расценивают ее поведение как вызывающее. Женщинам полезно иметь это ввиду, хотя, с другой стороны, претендентка может перейти и в наступление, первой протянуть руку для проверки, ведь вряд ли в дальнейшем ей приятно будет работать с коллегами, которые считают такое поведение неприличным. 

ОБЫЧНО вам  показывают, куда вы должны сесть, но если предоставят возможность выбрать, постарайтесь сесть рядом с собеседником, а не против него через стол. Так  легче заставить его увидеть  в вас потенциального единомышленника. Люди, сидящие бок обок, охотнее сотрудничают, чем находясь лицом к лицу. Сидите свободно, удобно расположив руки, но не разваливайтесь и не наклоняйтесь вперед слишком сильно. Если же вы, напротив, откинетесь на спинку кресла, это будет выглядеть высокомерно, особенно если вы пристально смотрите в это время на собеседника. 

ДАЖЕ если вы волнуетесь, постарайтесь избежать явно выраженной защитной позы, не складывайте  на груди руки и не сжимайте судорожно  колени. Суета, ерзанье на стуле, верченье в руках карандаша и других мелких предметов - все эти жесты могут выдать вашу нервозность. Держать руки не напряженными и показывать ладони - это один из способов продемонстрировать свою искренность и доброжелательность. Вполне естественно чувствовать некоторое напряжение, и надо дать ему проявиться. Люди, не выказывающие никаких признаков волнения во время важного собеседования, могут также восприниматься, как слишком самоуверенные и не сосредоточенные. 

СМОТРИТЕ на проводящего собеседование, но не пытайтесь  “есть его глазами”. Постарайтесь держаться непринужденно и избегайте слишком часто отводить взгляд, так как можете показаться не внушающим доверия человеком с бегающими глазами. Постреливание глазами по сторонам воспринимается как признак хитрости и ненадежности. Реагируйте на слова собеседника в зависимости от общего настроения беседы, но не переусердствуйте как с улыбками, так и с серьезностью.

ВЫ можете сделать собеседника более восприимчивым  и достичь взаимопонимания, используя  присущий ему язык жестов. Такое  поведение называют синхронным или “позиционным эхом”. Это может выражаться в том, что вы также сложите руки, поставите ноги, то есть примите ту же позу, но тут надо быть начеку. Иногда такого рода подражание может привести к результату, прямо противоположному ожидаемому. Преднамеренное отражение жестов поможет лишь в том случае, когда сопровождается положительными и конструктивными сигналами. Например, если работодатель откинулся на спинку стула, и всем своим видом показывает, кто тут главный, копировать его поведение все равно, что щелкать его по носу. И конечно, будет очевидно, что вы обезьянничаете, если будете воспроизводить, позы и движения собеседника подчеркнуто преувеличенно. 

ЕСЛИ вы с  чем-то не согласны и хотите отстоять свои права по принципиальным на ваш  взгляд вопросам, то делайте более четкие жесты и принимайте более выразительные позы, чем обычно, но не принимайте в этом случае угрожающих поз! 

И еще один немаловажный аспект. Если в ходе собеседования  с работодателем мы совершаем  что-то, приводящее нас в смущение и смятение, то большинство из нас лишь усугубляют ситуацию последующей реакцией. В таких случаях мы заливаемся краской, бормочем извинения или пытаемся объясниться, начинаем волноваться, смотрим в пол, покрываемся испариной и производим впечатление человека неискреннего и не заслуживающего доверия. Хотя это вовсе не так. Старая поговорка: “никогда не извиняйся, никогда не объясняйся”, конечно, груба, но, тем не менее, если “инцидент” действительно пустяковый, вы только привлечете ненужное внимание к нему тем, что будете стараться загладить его. Если работодатель огорчит вас своими выводами в конце вашего с ним диалога, то в большей степени это произойдет не потому, что вы неудачно выразились или повели себя каким-то странным образом, а из-за того, что вы потеряли уверенность в себе и он смог это почувствовать. 

И перед тем, как привести в боевую готовность весь имеющийся в вашем распоряжении арсенал для достижения поставленной цели, дайте ответ на вопрос: “Можете  ли вы показать, что стоите того, чтобы  на вас поставить?” Помните, что самые логически обоснованные аргументы очень редко прокладывают себе дорогу самостоятельно, особенно если они вступают в противоречие с другими аспектами вашего поведения, и прежде всего с языком жестов. Вы должны не только убеждать других, но и убедительно при этом выглядеть. Это означает, что вам следует добиваться определенного эффекта и стараться обеспечить максимальное соответствие между своими словами и языком жестов. 

В этом вам  способна помочь сознание того, что  вы не только проситель, взывающий к доброй воле другого человека, но и сам он может оказаться в выигрыше, приняв вас на работу, и ваша задача помочь ему увидеть свою собственную выгоду. 

Итак, с одной  стороны, во время деловых встреч, бесед, переговоров необходимо контролировать движения и мимику, с другой - уметь интерпретировать реакции партнера.  
 
 
 
 

Литература:

1. Берн  Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. –  М.: Прогресс, 1988.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 1998.

3. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. – М.: Знание, 1988.

4. Кузин  Ф.А. Культура делового общения.  Практическое пособие для бизнесменов.  – М.: ОСЬ-89, 1997.

5. Петрова  Е.А. Знаки общения. – М.: ГНОМ  и Д, 2001.

6. Руденский  Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск, НГАЭиУ, 1997.

7. Фомин Ю.А.  Психология делового общения.  – Мн.: Амалфея, 1999.

Информация о работе Мимика и жесты в деловом общении