Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:47, реферат
Цель работы: попытаться охарактеризовать такие понятия как мировоззрение и убеждение, а также выявить их взаимосвязь.
Актуальность работы заключается в следующем: на основе изучения мировоззрения, убеждений и их взаимной связи можно делать заключения об одном из фкторов формирования личности. Эта тема не особо активно изучена.
1. Введение
2.1 Определение мировоззрения
2.2 Классификация мировоззрений
3. Основные компоненты мировоззрения
4. Убеждения личности, их структура и связь с мировоззрением
5.1 Формирование новых убеждений
5.2 Техника изменения убеждений
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Содержание:
1. Введение
2.1 Определение мировоззрения
2.2 Классификация мировоззрений
3. Основные компоненты мировоззрения
4. Убеждения личности, их структура и связь с мировоззрением
5.1 Формирование новых убеждений
5.2 Техника изменения убеждений
6. Заключение
7. Список использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
Личность человека имеет сложную и многогранную структуру. В последнее время все чаще стала изучаться одна из его составляющих — мировоззрение.
В систему
человеческих знаний термин «мировоззрение»
был введен немецким философом Иммануилом
Кантом. Мировоззрение — неотъемлемый
атрибут человеческого сознания. Каждый
человек имеет мировоззрение, и у каждого
человека оно индивидуально-специфическое.
Но есть ли между ними что-то общее? И что
такое мировоззрение вообще? Далее, изменяется
ли содержание мировоззрения на протяжении
жизни отдельной личности или же поколений
людей, исторически отдаленных между собою?
То есть развивается ли мировоззрение?
Одна из вечных философских проблем: что
же такое мировоззрение человека, как
его понимать, каково его социальное значение?
В наипростейшем понимании слова мировоззрение
— это совокупность взглядов человека
на мир и смысл жизни. Если конкретизировать,
то мировоззрение - это совокупность обобщенных
представлений о действительности, которые
отображают, раскрывают и предопределяют
практическое и теоретическое отношение
человека к миру, способ восприятия, осмысления
и оценки им окружающей действительности
и самого себя как конкретно-исторического
субъекта познания и практики. Мировоззрение
— не просто обобщенное представление
о мире, а форма самосознания человека,
узловыми категориями которого выступают
понятия «мир» и «человек». Через эти понятия
субъект мировоззрения осознает свое
назначение в мире и формирует жизненные
установки. Отношение «мир — человек»
— это основной вопрос мировоззрения.
Цель работы: попытаться охарактеризовать такие понятия как мировоззрение и убеждение, а также выявить их взаимосвязь.
Актуальность работы заключается в следующем: на основе изучения мировоззрения, убеждений и их взаимной связи можно делать заключения об одном из фкторов формирования личности. Эта тема не особо активно изучена.
2. 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Существует множество точек зрения на то, что такое мировоззрение, какое место в структуре личности оно занимает.
В терминах философии, определение мировоззрения может быть следующим:
1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ- это система взглядов , принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом.
2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ-это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
3. И, наконец, МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В обществе издавна существовало и сознательное стремление выработать целостное и обоснованное мировоззрение, в рамках которого была бы осмысленна вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Эта задача, конечно, не по силам одному, даже гениальному человеку. Она решается многими людьми, часто разных поколений, в русле определенной традиции, той или иной философии. Сознательное стремление выработать такого рода мировоззрение проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нем основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества.
В педагогике выделены следующие функции мировоззрения(по И.Ф. Харламову).
В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское
В любом обществе всегда есть много разнообразных философских доктрин, которые по-разному осмысливают современную культуру, всю историю человечества и будущее. Они дают не только разные решения обсуждаемых проблем, но и по-разному решают вопрос об их выделении, по-разному определяют области своей компетенции.
Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от общественных отношений. В мировоззрении человека всегда проявляются черты определенного соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности.
2.2 Классификация мировоззрений
Классификация типов мировоззрения может быть различной. История философии выделяет следующие типы мировоззренческих установок:
1. Космоцентризм - свойственнен Античной философии; в центре размышлений упорядоченный мир - космос;
2. Теоцентризм - характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений Бог (Теос);
3. Антропоцентризм - философия
эпохи Возрождения (Ренесанс); идея
человека становится
4. Эгоцентризм - философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм, в центре отдельное "Я", субъективность.
3. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.
Миропонимание - понятийный аспект мировоззрения, система обобщенных знаний о природе, обществе, месте человека в мире. Мировоззрение включает умение пользоваться этими знаниями для познания и преобразования мира, убежденность в истинности их как инструмента деятельности, основные идеалы, принципы и готовность к реализации и защите убеждений и идеалов.
В составе мировоззрения выделяют несколько уровней обобщенности идей. К самому высокому относят те из них, которые составляют содержание философской системы бытия.
Следующий уровень - знания, составляющие основы естественно - научной картины мира и социальной картины общества и его развития.
В мировоззрение входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено нередко задается примерами из реальной жизни или из мира, создаваемого искусством и литературой.
Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его "Я", определяют жизненные позиции. (5,76)
Мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью. Мировоззренчески важные аспекты действительности могут рассматриваться личностью с чувством радости, стыда, тревоги. Восприятие ожидаемого будущего может быть оптимистичным, пессимистичным или даже трагичным.
Каковы критерии оценки мировоззрения? Оценка степени истинности мировоззрения, как нам кажется, может быть только субъективной. Целесообразно оценивать мировоззрение с точки зрения его систематичности, широты охвата социальной практики, глубины и всесторонности осмысливания жизни, а также с точки зрения эффективности решения проблем конкретного человека. При этом могут возникать противоречия между различными ценностными характеристиками мировоззрения. Позитивным с точки зрения обывателя является его оптимистическая окраска. Такое положение нельзя абсолютизировать, пессимистичное мировоззрение на конкретном этапе развития общества может наиболее глубоко отражать состояние современной культуры, и таким образом стать стимулом к более глубокому отображению недостатков реальности, сконцентрировать усилия на их преодолении. В истории культуры существовало немало произведений с пессимистичными акцентами, которые внесли довольно значительный вклад в понимание реальности и возможности ее преобразования. Такого рода мировоззрение способствовало выходу общества из кризиса и тем самым стимулировало его развитие. С другой стороны, оптимистическое мировоззрение может быть слабо обоснованным, не раскрывающим реальных проблем, а потому убаюкивающим и дезорганизующим. Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество, различные социальные группы и отдельная личность.
В сфере миропереживания, то есть там, где общепринятые социальные нормы подвергаются личностной интерпретации через непосредственное соотнесение их с индивидуальным жизненным опытом человека и содержится, то есть постоянно воспроизводится в самосознании и модифицируется сообразно изменяющимся условиям, мировоззренческий идеал культуры.
Это понятие
служит для раскрытия необходимой
связи между мировоззрением как
духовно практическим способом утверждения
человека в мире и его практическим
утверждением в собственной
Мировоззренческая культура- это воплощаемое в образе жизни человека .мировоззрение особого качества, мировоззрение, идеально санкционирующее именно культурный образ жизни.
4. УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ИХ СТРУКТУРА И СВЯЗЬ С МИРОВОЗЗРЕНИЕМ.
Убеждения- это осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии с ее ценностными ориентациями. Содержание потребностей в форме убеждений образует упорядоченную систему взглядов и представляет собой мировоззрение человека, являясь регулятором его сознания и поведения. Убеждения личности выражаются в ее субъективном отношении к собственным поступкам; они связаны с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми она руководствуется. Убеждения основываются на знаниях прежде всего мировоззренческого характера, будучи тесно переплетенными с волей, составляют содержание мотивов действительности, формируют установки личности.
”Убеждение…-писал Н.А. Добролюбов,- только тогда и можно считать истинным, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волею, присутствует в нем постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не думает”. Убеждения формируются при активном отношении к действительности, при самостоятельном, вдумчивом отношении к знаниям, ответственном отношении к собственным обязанностям.
“Понятие «убеждение» широко применяется в различных областях науки, но определения его содержания весьма разнообразны. Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой убеждение рассматривается как единица мировоззрения личности, придающее ему действенный характер. В философской литературе под убеждением чаще всего понимают определенное состояние сознания личности, уверенность человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов, предполагающую их действенную реализацию… В педагогической литературе подчеркивается заключенное в убеждениях единство знания и личного отношения к нему, переживания его истинности.
В психологии убеждения связывают с мотивационной сферой личности. В психологических словарях и учебниках убеждение традиционно определяется как «система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением». Отмечается, что убеждения – это осознанные мотивы, а их наличие предполагает высокий уровень активности личности. Правда, в ряде исследований убеждения трактуются как особые социальные установки личности.
Констатируя отсутствие единства определений этого понятия, даваемых в философской, педагогической и психологической литературе, обратим внимание, что в этом многообразии мнений отчетливо вычленяется некий инвариант, позволяющий рассматривать убеждение как «органическое единство», «сплав» трех основных компонентов: знание как основа принятия решений, позитивное личное отношение к этому знанию, потребность поступать в соответствии с имеющимися знаниями. ‹…›