Многогранность человека как личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 23:38, реферат

Краткое описание

Многогранность человека как личности - воплощения индивидуальных особенностей - позволяет изучать его во многих ипостасях. Человека изучают во всех проявлениях его существования и деятельности - как - человека разумного, как человека общественного, как человека-потребителя, как человека свободного. Имеются исследования, посвященные изучению человека, не владеющего речью (в довербальный период его существования и в плане современной медицинской проблемы). Для социологии коммуникации особое значение имеет изучение человека говорящего, то есть реализующего себя как коммуникативную личность.

Вложенные файлы: 1 файл

Коммуникативная личность.docx

— 32.58 Кб (Скачать файл)

Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе познавательного  опыта индивида его внутренний мир  в интеллектуальном и эмоциональном  планах. Среди когнитивных характеристик, отмеченных в языковой личности, для коммуникативной личности существенным является знание коммуникативных систем (кодов), обеспечивающих адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, и воздействие на партнера в соответствии с коммуникативной установкой. Чрезвычайно важной характеристикой коммуникативной личности является способность наблюдения за своим <языковым сознанием> (интроспекция), а также рефлексия - осознание не только этой способности, но и оценка самого факта такого сознания (в трехступенчатой модели ВАЛефевра эти этапы самосознания рассмотрены последовательно). Кроме того, важной характеристикой коммуникативной личности является способность адекватной оценки когнитивного диапазона партнера. Успешность коммуникации в значительной мере зависит от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов. Иллюстрацией степени такой совместимости может служить следующий диалог:

<- А что вам задано  на завтра? - прибавил Кузьма, с  любопытством глядя на огненные  вихры Сеньки, на его живые  зеленые глаза, конопатое лицо, щуплое тельце и потрескавшиеся от грязи и цыпок руки и ноги.

 

1       Задачи, стихи, - сказал Сенька, подхватив  правой рукой поднятую назад  ногу и прыгая на одном месте.

2       Какие задачи?

3       Гусей  сосчитать. Летело стадо гусей...

4       А, знаю, - сказал Кузьма. - А еще что?

5       Еще мышей...

6       Тоже сосчитать?

7       Да. Шли шесть мышей, несли по шесть грошей, - быстро забормотал Сенька, косясь на серебряную часовую цепочку Кузьмы. - Одна мышь поплоше несла два гроша... Сколько выйдет всего...8171

8       Великолепно.  А стихи какие?

Сенька выпустил ногу.

9       Стихи  - <Кто он?>

10    Выучил?

11    Выучил...

12    А ну-ка.

И Сенька еще быстрее забормотал - про всадника, ехавшего над Невой  по лесам, где были только Ель, сосна  да мох сядоЙ...

13    Седой, - сказал  Кузьма, - а не сядой.

14    Ну, сидой, - согласился Сенька.

15    А всадник-то этот кто же? Сенька подумал.

16    Да колдун, - сказал он.

- Так. Ну, скажи матери, чтоб она хоть виски-то тебе подстригла. Тебе же хуже, когда учитель дерет.

- А он ухи найдет, - беспечно  сказал Сенька, снова берясь за  ногу, и запрыгал по выгону> (Бунин  ИЛ. Деревня//Антоновские яблоки. Повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1990. С. 92).

В этом диалогическом дискурсе легко обнаруживается различие в когнитивных характеристиках коммуникантов. Различие отражено не только в их лексиконе и правильности словоупотребления, но также в построении вопросов и ответных реплик, особенно в толковании содержания <задач> и <стиха>. Глубинные различия между Кузьмой и Сенькой как коммуникативными личностями обусловлены не только демографическими факторами, но и социально-экономическими, оказывающими непосредственное влияние на формирование когнитивного диапазона личности в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта.

Итак, наиболее существенными  для когнитивного параметра коммуникативной  личности являются следующие характеристики: способность адекватного восприятия информации, способность воздействия  на партнера, оценка и самооценка когнитивного диапазона и знание социально  обусловленных норм вербальной и  невербальной коммуникации. Актуализация этих способностей и знаний сопряжена  с целым рядом других когнитивных  характеристик, связанных с самым  ответственным этапом коммуникации - функционированием выбранного кода в конкретной ситуации, когда начинают действовать сложные механизмы  речемыслительной деятельности, обусловленные  не только социологическими, психологическими и лингвистическими факторами, но и  нейрофизиологическими.

Когнитивный параметр является связующим звеном между мотивационным  и функциональным параметрами. С одной стороны, он определяет уровень коммуникативной потребности, ее обусловленность различными аспектами познавательного опыта индивида, с другой стороны, дает возможность выбора наиболее эффективного способа использования этого опыта в конкретных условиях коммуникации.

Функциональный параметр включает три характеристики, которые, по существу, и определяют такое  свойство личности, которое принято  называть коммуникативной (языковой) компетентностью: а) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; б) умение варьировать  коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; в) построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами <речевого этикета>.

Наличие типовых параметров, характеризующих индивида в его  коммуникативной деятельности, дает возможность представить их в  обобщенном виде - в виде двухступенчатой модели коммуникативной личности.

Выделенные характеристики коммуникативной личности актуализируются  одновременно при помощи специфических  механизмов речемыслительной деятельности, обеспечивающих установление и поддержание  контакта, выявление намерений партнера, установление прямых и обратных связей, самокоррекцию, взаимодействие вербальных и невербальных средств и др. В этом процессе актуализируются все социологические доминанты коммуникации. Самым сложным является механизм, осуществляющий переход с уровня единиц языковой системы к уровню коммуникативных единиц в условиях постоянно видоизменяющихся ситуативных факторов коммуникации. В самом общем виде этот сложный процесс можно представить в рамках теории оперативной памяти, предложенной исследователем механизмов речи Н.И.Жинкиным. Оперативная речевая память имеет <двухэтажную структуру> - на <первом этаже> осуществляется отбор слов для высказывания, которые не только удерживаются в памяти, но частично развертываются в более сложные единицы - словосочетания; на <втором этаже> слова связываются в целые блоки согласно грамматическим правилам - в синтагмы, которые обеспечивают линейное развертывание естественной речи.

Оценка коммуникативной  личности как социального феномена зависит от степени эффективности  выполнения основных социально значимых функций - функции взаимодействия и  функции воздействия. В этой связи  целесообразно различать (как в  родовом понятии) коммуникативную  личность (англ, - <личность как индивид>) и коммуникативную Личность (англ. - <личность как индивидуальность>). Помимо типовых характеристик, эффективность актуализации которых, в конечном счете, зависит от степени социальной значимости (в личном и/или общественном планах) коммуникативной установки, коммуникативная Личность обладает целым рядом индивидуальных характеристик, среди которых особо выделяют коммуникабельность и так называемую харизму.

Строго говоря, русское  новообразование <коммуникабельный> по содержанию соответствует англ, communicative с основным значением <общительный, разговорчивый>, а по форме ближе к англ. communicable с основным значением <сообщающийся, передаваемый>. В обиходной речи, да и в научно-популярном контексте коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число

обязательных условий  при приеме на работу, связанную  с активной коммуникативной деятельностью. Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое  поведение,

 

Харизма (греч. xaris - грациозность, красота) понимается как личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как динамизм, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и др. - все то, что составляет видовое понятие <харизматическая личность> - образ, сознательно и бессознательно культивируемый средствами массовой информации и целенаправленно создаваемый профессионалами - <имиджмейкерами>.

Значительное место в  структуре харизматической личности занимает коммуникативная компетентность, которая, кстати, труднее всего поддается  совершенствованию прежде всего потому, что трудно добиться полной гармонии во взаимодействии вербальных и невербальных средств коммуникации. Иллюстрацией такой гармонии чувств, слов и жестов могут служить воспоминания В.Г.Короленко о писателе Г.И.Успенском: <Его суждения всегда были кратки, образны, били в самую сущность явления и часто освещали его с неожиданной стороны. И никогда в них не было того легкого остроумия, в котором чувствуется равнодушие к предмету и безразличная игра ума. До сих пор я помню выражение лица, с каким он произносил эти слова: <страдание>, <горе>, <подлость человеческая> - в приведенном отзыве о Достоевском. Для него это не были простые понятия: каждое из них отражалось болью на его выразительном лице.

Разговор Успенского тоже был совершенно особенный. Рассказывая что-нибудь, он глядел на собеседника своим глубоким мерцающим взглядом, говорил тихо, как будто сквозь слегка сжатые зубы, и при этом жестикулировал как-то особенно, то и дело прикладывая два пальца к груди, как будто указывая на какую-то боль, которую он чувствовал от собственных рассказов где-то в области сердца> (Русские писатели о языке/Под ред. Б.В.Томашевского и Ю.Д.Левина. Л.: Советский писатель, 1954. С. 646-647).

С течением времени у каждого  индивида вырабатывается свой собственный <коммуникативный стиль>. Предложенные типологии не являются исчерпывающими и построены на разнородных основаниях, например: доминантный, драматический (с элементами преувеличения), аргументативный (предполагающий спор, дискуссию), впечатляющий (запоминающийся благодаря удачному употреблению слов или фраз), спокойный (уравновешенный), внимательный, открытый и др. В плане воздействия как социально значимой функции выделяются два основных типа коммуникативной личности: а) доминантный, для которого характерны самоуверенность, напористость, и б) реагирующий, для которого характерны аргументативность, аналитизм и отзывчивость.

Изучение коммуникативной  личности может иметь различную  степень глубины в зависимости  от цели исследования, например, в профессиональных коммуникативных сферах, что необходимо для адвокатов, преподавателей, дикторов, теле- и радиокомментаторов.

Изучение коммуникативной  личности является полезной практикой  для развития навыков наблюдения и критического анализа социального  поведения человека и в то же время  увлекательным занятием в плане  самопознания и самокоррекции речевой деятельности в различных коммуникативных сферах. Самосовершенствование коммуникативной личности предполагает самосовершенствование индивида как члена социума, поскольку оно связано с языковым сознанием и самопознанием. По своей природе языковое сознание индивидуально, но оно включает и типовые характеристики культуры и социальных норм общения. Оптимальное сочетание этих характеристик делает человека неповторимым образцом для подражания или объектом неприятия и забвения.

Проблема коммуникативной  личности остается открытой для исследования, полной тайн и загадок даже для  нас самих. Попробуйте заглянуть  в себя как коммуникативную личность, и вы найдете много неожиданного и поучительного,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная литература

1.Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

2.Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса)//Язык и личность/Отв. ред. Д.Н.Шмелев. М., 1989.

3.Уфимцева Н.В. Мотивация в речевом воздействии: проблемы и концепции//0птимизация речевого воздействия/Отв. ред. Р.Г.Котов. М. 1990.

 

Дополнительная литература

1.Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

2.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность//Избранные психологические произведения. М., 1983. Т. 1.

3.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

4.Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

5.Конрад Н.И. О языковом существовании//Японский лингвистический сборник. М., 1959.

6.Кули Ч. Социальная самость//Американская социологическая мысль/Пер, с англ.; Ред. В.И.Добреньков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

7.Мид Дж. Аз и Я//Там же.

8.Маркузе Г. Одномерный человек/Дам же.

9.Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991.

 

  


Информация о работе Многогранность человека как личности