Многоуровневая и многопризнаковая психологическая классификация профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

Но наряду с нормативными задачами могут появляться и индивидуально-специфические (переобучение, повторный профессиональный выбор, прерывание профессиональной деятельности и т.д.), поэтому профессиональные установки характеризуются не только готовностью личности решать предъявляемые ей задачи, но и активно выбирать эти задачи и модифицировать в соответствии с ними собственное поведение.
В работе психологических центров, призванных содействовать профессиональному развитию индивида, обычно используют психодиагностические методики, выявляющие достаточно устойчивые особенности личности (темперамент, характер, уровень развития интеллекта, профессионально важные навыки).

Вложенные файлы: 1 файл

псих труда.docx

— 235.35 Кб (Скачать файл)

- - тип личности совершенно  не приспособлен к окружающей среде.

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.

Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах - менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии.

 

3. Многопризнаковая и многоуровневая психологическая классификация профессий Е. А. Климова

В отечественной психологии наибольшую известность получила  классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.

Типы профессий

По первому признаку — предмету труда — все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов.

Самыми распространенными являются профессии, где предметом труда выступает техника. Условимся обозначать этот тип профессий буквой «Т» («человек — техника»). К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных и транспортных средств: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник (механик)

Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования: слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и др.

В тех случаях, когда труд специалиста направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций,— это тоже описываемый тип профессий: архитектор, строитель, техник-сантехник и др.

В этот же тип профессий включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров: заготовщик верха обуви, огранщик алмазов, ткач, столяр и др.; по переработке продуктов сельского хозяйства: пекарь, кондитер, инженер-технолог по переработке пищевых продуктов и др.; по добыче или обработке горных пород, грунтов: проходчик, шахтер, дизелист буровой установки и др.

Следующий тип профессий — «человек — человек» (Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, учитель, продавец и др.

По рассматриваемому признаку (предмету труда) особо выделяется тип профессий, который условно обозначим буквой «П» («человек—природа»). Конечно, любой предмет на Земле, и даже сам человек, принадлежит природе. Когда же мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа  и, прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, ветеринарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и т. д.

Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Такие профессии условно относятся к типу «человек — знаковая система» (З). Это, например, корректор, экономист, стенографистка-машинистка, чертежник, нотографик, топограф.

Профессии, труд в которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. Это профессии типа «человек — художественный образ» (X): конструктор-модельер одежды, витражист, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица и др.

Разобравшись в типах профессий, вы сделали только первый шаг в овладении умениями анализировать различные виды человеческой деятельности. Чтобы отнести профессию или специальность к определенному типу, надо выяснить, на что главным образом в процессе труда направлено внимание человека.

Классы профессий

Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда. Первый класс образуют так называемые гностические профессии и специальности. Название этих видов труда происходит от древнегреческого «гнозис» — знание или познание. Поэтому в тех случаях, когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать, она будет относиться к гностической и обозначаться буквой «Г».

Гностические профессии можно встретить везде: и в поле, и в поликлинике, и на заводе, и на строительной площадке, в торговом зале. Они могут относиться к любому из пяти типов профессий, например: контролер — приемщик готовых изделий (Т), корректор (З), критик (X), санитарный врач (Ч), лаборант химико-бактериологических анализов (П).

Следующий класс профессий по своим целям связан с активным изменением свойств, состояния предмета труда, поэтому профессии называют преобразующими и обозначают буквами «Пр». Это самый многочисленный класс, так как познавательная деятельность человека часто не является самоцелью, а предваряет преобразующую деятельность. Под преобразующей деятельностью понимают любые воздействия на предмет труда с целью изменения его свойств или положения в пространстве, а также с целью активного сохранения его свойств, состояний в определенных пределах. Класс преобразующих профессий широко распространен в любом из рассмотренных нами пяти типов, например: столяр (Т), учитель (Ч), полевод (П), чертежник (З), реставратор (X).

И, наконец, изыскательские профессии. В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Условно этот класс обозначается буквой «И».

Отделы профессий

Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов можно назвать четыре:

- профессии, связанные с  использованием ручных орудий  труда (Р). К ним, например, можно отнести  специальность слесаря сантехника (его основными инструментами  служат различит отвертки и гаечные ключи), специальность хирурга, для которого таковыми являются скальпель и другие хирургические инструменты. К этому же отделу относятся и те виды деятельности, выполнение которых связано с механизированными ручными инструментами и приспособлениями (у столяра это электрическая дрель, у зубного врача бормашина);

- профессии, связанные с  использованием машин с ручным  или ножным управлением (М). Например, токарь, фрезеровщик, машинист крана, тракторист-машинист широкого профиля, маши­нист тепловоза и др. Конечно, провести разграничение между машиной и механизированным инструментом не всегда легко. Если у орудия труда есть рукоятка управления или измерительные средства, то оснований считать устройство машиной становится больше;

- профессии, связанные с  использованием автоматизированного  и автоматического оборудования (А): сталевары, печатники, ткачихи, операторы энергосистем и др.;

- профессии и специальности, в которых основными орудиями  труда выступают функциональные  средства организма чело­века (Ф): певец, актер, учитель, балерина, дегустатор вин и др.

Группы профессий

По условиям труда можно выделить четыре группы профессий:

- труд в обычных бытовых  условиях (б). В таких условиях, работает, например, чертежник, бухгалтер, контролер радиоаппаратуры;

- труд на открытом воздухе  в режиме резкого перепада  температуры, влажности (о). Эти условия  характерны для полеводов, трактористов-механизаторов  широкого профиля и др.;

- труд в необычных условиях: под водой, на высоте, под землей, а также в условиях повышенной  температуры и др. (н). Примеры  профессий: водолазы, шахтеры, маляры, монтажники-высотники.

- труд с повышенной  моральной ответственностью (за  здоровье и жизнь человека  или за большие материальные  общественные ценности) (м). К этой  группе относятся профессии учителя, судьи, продавца и др.

Приведенную выше классификацию профессий схематично можно изобразить в виде пирамиды из четырех ярусов: тип, класс, отдел, группа, профессия. Предполагается, что в каждом типе профессий есть классы, классы включают в себя отделы, отделы состоят из групп.

 

  1. Методики, предназначенные для определения или выбора профессии (профориентации)

В настоящее время существует масса методик и способов выявления качеств, склонностей и способностей   к какому- либо типу, виду, классу профессии.

Методики разнонаправлены и разработаны для разных возрастных категорий.

Подобрать подходящую и эффективную методику, ориентированную на выбор профессии, может  только специалист, обладающий достаточными знаниями и опытом работы в этой области.

В профессиональной консультации психолог пользуется системой методов и показателей, которые наглядно представлены в схеме (см. схему).

Далее представлен список и краткое описание некоторых методик, используемых специалистами (профконсультантами, психологами) в своей работе.

1) Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)

Методика Е.А. Климова основана на классификации профессиональных интересов личности и на основании этого позволяет установить область будущей профессии (специальности). Климов выделяет пять типов личности.

2) Тест на профориентацию Дж. Холланда. Данный тест позволяет определить ваш тип личности по Холланду, и рекомендует профессии, предпочтительные для этого типа.

3) Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)

Тест позволяет выявить интересы личности в профессиональной сфере.

4) Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г. В. Резапкиной). Данная методика применяется для оценки склонностей респондентов к различным сферам профессиональной деятельности, таким, как искусство, техника, работа с людьми, умственный труд, физический труд, производство товаров и услуг.

5) Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков). Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым.

6) Тест для определения самой подходящей профессии. На основе известной методики Евгения Климова разработан тест, чтобы помочь  выяснить, на какой вид деятельности лучше обратить внимание.

7) Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся можно использовать специальную анкету и дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный группой сотрудников ВНИИ профтехобразования под руководством Е.А. Климова в конце 60-х — начале 70-х годов.

8) Модифицированный вариант ДДО опросника — опросник профессиональных предпочтений (ОПП), автор Л.Н. Кабардова. Он включает дополнительную шкалу и вопросы и дает возможность анализировать соотношения мотивационного, когнитивного и практического компонентов.

В зарубежной психодиагностике существуют стандартизованные тесты, направленные на измерение профессиональных интересов, установок и ценностей. Как правило, они обладают хорошими формальными характеристиками – высокой надежностью и валидностью.

Наиболее распространенными являются опросники интересов типа "карандаш-бумага". Один из самых первых тестов такого рода – "Опросник интересов Стронга – Кемпбелла" (Strong Vocational Interest Blank). Методика направлена на диагностику интереса к разным профессиям, различным видам деятельности, выявление степени зрелости интересов, уровня развития умений и навыков с точки зрения профессиональной подготовленности. В результате может быть получен индивидуальный профиль показателей по шести основным шкалам интересов: П – практические; И – исследовательские; Пр – предпринимательские; Х – художественные; С – социальные; К – конвенциальные. В каждой шкале – несколько областей деятельности. Например, практический раздел включает в себя сельское хозяйство, естествознание, путешествия, военное дело, технику, а исследовательский – науку, математику, теоретическую и практическую медицину. Анализ результатов дает возможность определить сходство интересов тестируемого и людей, добившихся успеха в каком-то виде деятельности. Тест обладает высокой надежностью и прогностической валидностью.

Информация о работе Многоуровневая и многопризнаковая психологическая классификация профессий