Модель «акцентуированных личностей» К. Леонгарда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 20:19, реферат

Краткое описание

В научной литературе глубоко исследованы вопросы типологии черт характера. Например А.Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, но соответственно он ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой и разрабатывал А.Е. Личко проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Модель «акцентуированных личностей» К. Леонгарда…………………....5
2 Модель А.Е. Личко ………………………………………………………......12
Заключение…..…………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia (3).doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

С первых лет  такие дети могут подолгу, многими  часами плакать и их невозможно бывает ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. В детстве дисфории проявляются капризами, стремлением нарочито изводить окружающих, хмурой озлобленностью.

В первые школьные годы выступает мелочная скрупулезность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства, но эта повышенная аккуратность превращается в самоцель и может полностью заслонить суть дела, саму учебу.

Реакция группирования  со сверстниками тесно сопряжена  со стремлением к властвованию, поэтому  охотно выискивается компания из младших, слабых, безвольных, не способных дать отпор. В группе такие подростки хотят установить свои порядки, выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе перед ними. Их боятся, но постепенно против них зреет бунт, в какой-то момент их "подводят" и они оказываются низринутыми со своего начальственного пьедестала.

Самооценка  эпилептоидных подростков носит  однобокий характер. Как правило, они отмечают склонность к мрачному расположению духа, свои соматические особенности – крепкий сон  и трудность пробуждений, любовь сытно и вкусно поесть, силу и напряженность сексуального влечения, отсутствие застенчивости и даже свою склонность к ревности.

Они подмечают  свою осторожность к незнакомому, приверженность к правилам, аккуратности и порядку, нелюбовь пустых мечтаний и предпочтение жить реальной жизнью. В остальном, в особенности во взаимоотношениях с окружающими, они представляют себя значительно более конформными, чем это есть на самом деле...

Истероидный тип

Его главная  черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие – только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Внушаемость, которую нередко выдвигают на первый план, отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фантазирование целиком направленны на приукрашение своей персоны.

Среди поведенческих  проявлений истероидности у подростков на первое место следует поставить  суицидальность.

Свойственное  истероидам "бегство в болезнь", изображение необычных таинственных заболеваний принимают иногда в среде некоторых подростковых компаний.

Реакция группирования  со сверстниками всегда сопряжена с  претензиями на лидерство или  на исключительное положение в группе. Не обладая ни достаточной застеничностью, ни бестрепетной готовностью в любой момент силой утвердить свою командную роль, подчинить себе других, истероид рвется к лидерству доступными для него путями.

Самооценка  истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление...

Неустойчивый  тип

В детстве они  отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при  этом трусливы, боятся наказаний, легко  подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются  с трудом. За ними все время приходится следить. У части из них встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной анурез и т. д.).

С первых классов  школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют  задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.

Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят  одиночество и рано тянутся к  уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Обычно они становятся орудиями таких групп. В групповых правонарушениях им приходится таскать каштаны из огня, а плоды пожинают лидер и более стеничные члены группы.

Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные черты.

Конформный  тип

Главная черта  характера этого типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению.

Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Как известно, в современной социальной психологии под конформностью принято понимать подчинение индивидуума мнению группы в противоположность независимости и самостоятельности. В разных условиях каждый субъект обнаруживает ту или иную степень конформности.

Представители конформного типа – это люди своей  среды. Их главное качество, главное  жизненное правило – думать "как  все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех" – от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Под "всеми" подразумевается обычное непосредственное окружение. От него они не хотят ни в чем отстать, но и не любят выделяться, забегать вперед.

Конформные субъекты – консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации.

От еще одного качества зависит их профессиональный успех. Они – неинициативны. Очень  хорошие результаты могут достигаться на любой ступени социальной лестницы, лишь бы работа, занимаемая должность не требовали бы постоянной личной инициативы. Если именно этого от них требует ситуация, они дают срыв на любой, самой незначительной должности, выдерживая гораздо более высококвалифицированную и даже напряженную работу, если она четко регламентирована.

Веде

 

 личность

Заключение

 

В современной психотерапии, прикладной психологии, невропатологии существуют ряд сложностей в различии, тонком и точном выявлении акцентуации, акцентуированных черт с одной стороны и патологических проявлений в психике индивида с другой. Во многом акцентуированные черты могут быть приняты за проявление психопатологии и в этом случае можно допустить непоправимую ошибку.

Акцентуации характеров – весьма частое явление, и задача психологов подробно изучить подобный феномен с целью коррекции негативных акцентуаций. Коррекция и своевременная психологическая помощь помогут избежать стрессовых проявлений, минимальных психозов, неврозов и т. д.

Рассмотрев  основные подходы к типологии характеров, представляется возможным сделать некоторые выводы.

Многовариантность индивидуальных черт личности требует в современной психологии типологизации сходных черт, в т.ч. и характера, основные подходы к классификации имеют в своей основе ту или иную теорию личности и по этому можно выделить основные подходы (типологические моделисоциальных характеров.

Практически все подходы подразумевают относительное постоянство характера при возможности его изменения под воздействием внешней среды и социального окружения.

Важной проблемой в типологиях являются понятия “норма” и “патология” характера, которые решаются в рамках соответствующей теории личности.

  Одной из типологий характера является подход К.Леонгарда, который вводит наряду с другими психологами понятие акцентуации характера, как крайней формы проявления нормы.

Исследование черт характера, акцентуаций и их проявлений может помочь выработать ряд педагогических методик рекомендательного или чисто практического характера. То есть непосредственного применения накопленных знаний по этой теории в воспитании, общении, ориентации.

Перспективы, стоящие  в этой области касаются не только психодиагностики, психологического консультирования, психотерапии и прикладной психологии, но и в областях педагогики, образования, развития и реализации творческого понимания людей.

 

 

Список литературы

 

 

1. Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст]// М.: Феникс, 1999.-

209 с.

2. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков [Текст]// М.: МПСИ ,1983.- 188 с.

3. Макарова И.В. Психология: краткий курс лекций. [Текст]// – М.: Юрайт-Издат, 2004.- 174 с.

4. Штерн А.С. Введение в психологию[Текст]//М.: ФЛИНТА, 2006.-198 с.

5. Рогов Е.И. Общая психология [Текст]// – М.: ВЛАДОС, 1998.-205 с.

6. Левитов Н.Д. Психология характера [Текст]// – М.: ВЛАДОС, 1997.-103с.




Информация о работе Модель «акцентуированных личностей» К. Леонгарда