Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:09, доклад
Диагностические методики поделены по содержанию на три группы:
• методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка,
• методики диагностики интеллектуального уровня и
• уровня креативности.
Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой группы существует деление на методики: для психологов, для педагогов, для родителей, а также методики для детей.
МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Диагностические методики поделены по содержанию на три группы:
Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой группы существует деление на методики: для психологов, для педагогов, для родителей, а также методики для детей.
Банк методик диагностики:
3. Психологическая диагностика учащихся:
Перечисленные выше диагностики
позволяют выявить общую одарен
Этапы диагностической работы с учащимися:
Для того чтобы работа с одаренными детьми не была эпизодической, а складывалась в определенную систему, психологическая служба школ района проводит диагностику продвижения учащихся в отдельных направлениях. Результаты диагностики заносятся в портфолио ученика с тем, чтобы на разных возрастных этапах выстраивать индивидуальную работу, конструировать учебный план на базе интересов учащихся.
Работа с одаренными учащимися особенно видна в старшем звене. Реализуя свои склонности, интересы, способности через систему дополнительного образования, элективные курсы, модули старшеклассники демонстрируют свои достижения в выбранном направлении, участвуя в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектной деятельности.
ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ:
1. Факторы, влияющие на развитие одаренности: | |
Личностные характеристики |
Характеристики окружения |
Мотивация достижения |
Стимулирование инициативы дома |
Ожидание успеха/боязнь неудачи |
Образование родителей |
Готовность к напряжению |
Сиблинги и порядок рождения |
Локус контроля |
Город-земля-происхождение |
Стремление к знаниям |
Критические события жизни |
Способность к преодолению стресса |
Ролевые ожидания по отношению к высокой одаренности |
Я-концепция (общая и академическая) |
Успешный/неуспешный опыт |
Микроклимат в семье | |
Микроклимат в классе и на уроке | |
2. Своеобразие одаренности: | |
Факторы одаренности |
Области достижений |
Интеллект (вербальный, математический, технический и т.д.) |
Математика. |
Естественные науки и техника | |
Языки. | |
Музыкально-художественные способности. |
Музыка и изобразительное искусство |
Креативность |
Социальные лидерские функции |
Социальная компетентность | |
Психомоторные способности |
Спортивная деятельность |
СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Класс |
Диагностика, опросники |
Практические результаты |
5 классы |
Карта интересов и склонностей – для учащихся Способности моего ребенка – для родителей Поведенческие особенности учащихся - для учителей Мотивация учебной деятельности |
Успешность учебы, занятий различными видами деятельности (спортивной, творческой, технической) |
6 классы |
Социализация личности | |
7 классы |
Мотивация достижения | |
8 классы |
Направленность личности, эмоциональный интеллект |
Результативность учебной, творческой, спортивной, общественной деятельности; успешность участия в предметных, творческих, исследовательских конкурсах Реализация лидерства |
9 классы |
Профиль, тип профессии, тип мышления | |
10 классы |
Портфолио личностного развития Конкурентоспособность личности | |
11 классы |
Профессиональное |
Кроме того, для контроля
и коррекции психо-
Карта одаренности
Способности, одаренность | |||
Общая, академическая, умственная |
Художественная одаренность |
Социальная одаренность |
Спортивная (моторная) |
Мотивация | |||
мотивация содержанием |
мотивация процессом |
широкие социальные мотивы |
мотивы избегания неприятностей |
Креативность | |||
продуктивность, или "беглость" |
гибкость |
оригинальность |
разработанность. |
Практическая реализация способностей | |||
Содержание деятельности |
Результативность деятельности | ||
ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Готовность к жизненному самоопределению |
Профессиональное образование с учетом способностей выпускников |
III СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ 10-11 КЛАССЫ |
Специализация старшеклассников по склонностям, интересам, способностям |
Диагностика и определение приоритетных направлений развития | |||
Система дополнительного образования |
Элективные курсы |
Модули |
Базовые курсы |
II СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ 7-9 КЛАССЫ |
Предварительная специализация по интересам, способностям |
Промежуточное прогнозирование результатов | |
Диагностика актуальной одаренности |
Диагностики потенциальной одаренности |
I СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ 1-6 КЛАССЫ |
Система работы по обучению и воспитанию |
Диагностика общей одаренности | ||
Художественная направленность |
Предметно-практическая направленность |
Техническая направленность |
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
Школа будущих первоклассников «Надежда» |