Модель диагностики детской одаренности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:09, доклад

Краткое описание

Диагностические методики поделены по содержанию на три группы:
• методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка,
• методики диагностики интеллектуального уровня и
• уровня креативности.
Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой группы существует деление на методики: для психологов, для педагогов, для родителей, а также методики для детей.

Вложенные файлы: 1 файл

model_diagnostiki.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ  ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

 

Диагностические методики поделены по содержанию на три группы:

  • методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка,
  • методики диагностики интеллектуального уровня и
  • уровня креативности.

Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой группы существует деление на методики: для психологов, для педагогов, для родителей, а также методики для детей.

Банк методик  диагностики:

  1. Анкеты для родителей учащихся:
  • «Способности моего ребенка»
  • «Определение уровня проявления способностей ребенка» (А. И. Сизанова)
  1. Диагностика для классных руководителей
  • «Характеристика ученика»
  • «Шкала рейтинга поведенческих характеристик» (Дж. Рензули), определение познавательных, мотивационных, лидерских и других качеств личности одаренного ребенка.
  • Метод включенного наблюдения за одаренными детьми, используемый для определения выраженности способностей детей
  • Метод анализа продуктов деятельности одаренных учеников, применяемый с целью подготовки индивидуальных программ для учеников.
  • «Карта индивидуального ведения» ученика

3. Психологическая диагностика  учащихся:

  • Методика оценки общей одаренности
  • Диагностика «Палитра интересов» (А.И. Савенков)
  • Методика «Карта одаренности» 
  • Методика Йовайши (выявление художественной, умственной и технической одаренностей) 5-11 классы
  • Методика Торренса (уровень креативности) 5-11 классы
  • «Ваш творческий потенциал»
  • Определение творческих способностей Х.Зиверта
  • «Интеллектуальный портрет» (А.И. Савенков)
  • Методика АСТУР (К.М. Гуревич) (уровень умственного развития школьников) 5-7 классы
  • Диагностика уровня интеллектуального коэффициента (IQ) Айзенка. Ученикам разных возрастных групп предлагаются различные субтесты данной методики
  • Методика Алексеева «Стиль мышления» (8-11 классы)
  • Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (уровень психологической включенности личности в коллективную деятельность через уровень адаптированности)
  • Диагностика “эмоционального интеллекта” (Н.Холл)
  • Типология мотивов учения  «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И.К. Маркова)
  • Диагностика структуры учебной мотивации школьника
  • Мотивация достижения
  • Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)
  • Направленность личности
  • Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожков)
  • Портфолио личностного развития
  • Конкурентоспособность личности
  • Профессиональное самоопределение

Перечисленные выше диагностики  позволяют выявить общую одаренность учащихся и создать целостное представление об их уровне развития. В соответствии с индивидуальными темами исследований могут использоваться специфические диагностики, связанные с выявлением частных способностей и особенностей развития ребенка.  

Этапы диагностической  работы с  учащимися:

  • Этап предварительного поиска. Основной смысл работы на этом уровне состоит в сборе предварительной информации о ребенке. Информация стекается из четырех основных источников: психологи, педагоги, родители и сами дети. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом ребенке.
  • Этап оценочно-коррекционный. Этот этап в диагностической схеме ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. В ходе его акцент переносится с разовых обследований на занятия тренигового типа. Проведение занятий по специальным программам, ориентированным на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы ребенка.
  • Этап самостоятельной оценки. Посещение занятий по дополнительным предметам добровольно. Желание ребенка продолжать занятия — один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам — одна из важных отличительных черт одаренного ребенка. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных, интеллектуальных нагрузок. Здесь мы сталкиваемся с феноменом «познавательной самодеятельности». Таким образом, уже сам ребенок участвует в оценке собственной одаренности. При этом возможно добровольное посещение занятий детьми, не показавшими высоких уровней развития на предыдущих этапах. Эти дети, из трех ее компонентов, выделенных в концепции одаренности, на данном временном отрезке своей жизни, в силу каких-то не очень ясных пока причин, не могут продемонстрировать высокие уровни по параметрам: «интеллект» и «креативность», но показывают высокий уровень мотивации (склонность к содержательной стороне данной деятельности).
  • Этап заключительного отбора. Данная процедура, основываясь на данных результативности деятельности учащихся в добровольно выбранном направлении, позволяет с большой долей уверенности говорить о степени одаренности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития.

Для того чтобы работа с одаренными детьми не была эпизодической, а складывалась в определенную систему, психологическая служба школ района проводит диагностику продвижения учащихся в отдельных направлениях. Результаты диагностики заносятся в портфолио ученика с тем, чтобы на разных возрастных этапах выстраивать индивидуальную работу, конструировать учебный план на базе интересов учащихся.

Работа с одаренными учащимися особенно видна в старшем  звене. Реализуя свои склонности, интересы, способности через систему дополнительного образования, элективные курсы, модули старшеклассники демонстрируют свои достижения в выбранном направлении, участвуя в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектной деятельности.

 

ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ:

 

1. Факторы, влияющие на развитие одаренности:

Личностные  характеристики

Характеристики  окружения

Мотивация достижения

Стимулирование инициативы дома

Ожидание успеха/боязнь неудачи

Образование родителей

Готовность к напряжению

Сиблинги и порядок  рождения

Локус контроля

Город-земля-происхождение

Стремление к знаниям

Критические события  жизни

Способность к преодолению  стресса

Ролевые ожидания по отношению  к высокой одаренности

Я-концепция 

(общая и академическая)

Успешный/неуспешный опыт

Микроклимат в семье

Микроклимат в классе и на уроке

2. Своеобразие одаренности:

Факторы одаренности

Области достижений

Интеллект (вербальный, математический, технический и т.д.)

Математика.

Естественные науки  и техника

Языки.

Музыкально-художественные способности.

Музыка и изобразительное  искусство

Креативность

Социальные лидерские  функции

Социальная компетентность

Психомоторные способности

Спортивная деятельность


СОДЕРЖАНИЕ  ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Класс

Диагностика, опросники

Практические  результаты

5 классы

Карта интересов и  склонностей –

          для учащихся

Способности моего ребенка  –   

                    для родителей

Поведенческие особенности  учащихся -                   для учителей

Мотивация учебной деятельности

 

 

Успешность учебы,

занятий различными

видами деятельности (спортивной,

творческой,

технической)

6 классы

Социализация личности

7 классы

Мотивация достижения

8 классы

Направленность личности, эмоциональный интеллект

Результативность учебной, творческой, спортивной, общественной деятельности; успешность участия в предметных, творческих, исследовательских конкурсах

Реализация лидерства

9 классы

Профиль, тип профессии,

тип мышления

10 классы

Портфолио личностного  развития

Конкурентоспособность личности

11 классы

Профессиональное самоопределение


 

 

Кроме того, для контроля и коррекции психо-эмоционального состояния учащихся и комфортности среды обучения в 5-8 классах проводится диагностика тревожности личности и микроклимата классных коллективов.

Карта одаренности

 

Способности, одаренность

Общая, академическая, умственная

Художественная одаренность

Социальная одаренность

Спортивная (моторная)

Мотивация

мотивация содержанием

мотивация процессом

широкие социальные мотивы

мотивы избегания неприятностей

Креативность

продуктивность, или "беглость"

гибкость

оригинальность

разработанность.

Практическая  реализация способностей

Содержание деятельности

Результативность деятельности

   

 

 

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 


 

 


 


 

 




 

 



 

 

 

 

 



 

 

ОБЩЕЕ  НАПРАВЛЕНИЕ  РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

 

Готовность к жизненному самоопределению

Профессиональное образование  с учетом способностей выпускников



 

III СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ 10-11 КЛАССЫ

Специализация старшеклассников по склонностям, интересам, способностям



 

Диагностика и определение  приоритетных направлений развития

Система дополнительного  образования

 

Элективные курсы

 

Модули

 

Базовые курсы



 

II СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ 7-9 КЛАССЫ

Предварительная специализация  по интересам, способностям



 

Промежуточное прогнозирование  результатов

Диагностика актуальной одаренности

Диагностики потенциальной  одаренности



 

I СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ 1-6 КЛАССЫ

Система работы по обучению и воспитанию



 

Диагностика общей одаренности

Художественная направленность

Предметно-практическая направленность

Техническая направленность



 

ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

Школа будущих первоклассников  «Надежда»



Информация о работе Модель диагностики детской одаренности