Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребёнка в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:28, реферат

Краткое описание

Особенности содержания. Концепция педагогической поддержки О.С. Газмана. Этапы педагогической поддержки.

Вложенные файлы: 1 файл

Модель психолого.docx

— 14.34 Кб (Скачать файл)

  Модель психолого-педагогической  поддержки и сопровождения  ребёнка

  в учебно-воспитательном  процессе.

     В последнее  десятилетие в системе образования  России усилиями учёных и практиков  складывается особая культура  поддержки и помощи ребёнку  в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическая поддержка и сопровождение.

     Виды (направления)  работ по психолого-педагогической поддержке и сопровождению:

-профилактика

-квалифицированная  комплексная диагностика возможностей  и способностей ребёнка, начиная  с раннего возраста

-помощь в преодолении  препятствий и трудностей

-педагогическая  поддержка и содействие ребёнку  в проблемных ситуациях

-консультирование (индивидуальное  и групповое)

-развивающая работа (разработка образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям  учащихся)

-коррекционная работа (индивидуальная и групповая)

-психологическое  просвещение и образование: формирование  психолого-педагогической компетенции  учащихся, администрации образовательных  учреждений, педагогов, родителей

-экспертиза (образовательных  и учебных программ, проектов, пособий,  образовательной среды, профессиональной  деятельности специалистов образовательных  учреждений)

-защита прав личности  обучающегося, обеспечение его психологической  и физической безопасности.

-психологическая  помощь семьям детей групп  риска и др.

    

Особенности содержания.

     Психолого-педагогическая поддержка – это сопутствующее процессу развития ребёнка внимание к его способности разрешать личные проблемы и содействие активному напряжению физических и духовных сил в момент разрешения возникшей проблемы.

     Главным  объектом психолого-педагогической  поддержки является не проблема, не действия, не поступок, а соответствующее  состояние.

     Именно  состояние – фундамент, который в итоге формирует направленность личности, её поведение, поступки. 

Концепция педагогической поддержки  О.С. Газмана.

     По  О.С. Газману, педагогическая поддержка – одна из основных наряду с обучением и воспитанием образовательных форм. Обучение и воспитание в большей мере связаны с социализацией, идут к ребёнку как бы извне, соотнося его с социальными нормами и ценностями, а педагогическая поддержка нацелена на процессы индивидуализации, интериоризации и осуществляется лишь в ситуации встречного душевного движения ребёнка.

     Педагогическая  поддержка – относительно самостоятельное  явление образования в целом, особая сфера педагогической деятельности – превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, общением, жизненным самоопределением.

     Под  педагогической поддержкой (в отличие  от заботы) он понимает совместное  с ребёнком определение его  интересов, целей, возможностей  и путей преодоления препятствий  (проблем), мешающих ему сохранять  человеческое достоинство и достигать  позитивных результатов в самовоспитании, общении, определённом образе  жизни.

   Это принципиально  новое представление цели воспитания  как педагогической поддержки по сути является инновационным при философском аспекте рассмотрения воспитательной системы. Оно повлекло за собой разработку новой, соответствующей этой цели, воспитательной технологии.

     Технология  педагогической поддержки по О.С. Газману ставит целью решение проблем ребёнка (именно ребёнка или подростка, а не ученика, школьника), так как педагогическая поддержка – это деятельность не в ролевом, а в экзистенциальном, жизненном поле взаимодействия.  

Этапы педагогической поддержки

     Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривание её самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости её для ребёнка.

     Поисковый  – организация совместно с  ребёнком поиска причин возникновения  проблемы/трудности, взгляд на ситуацию со стороны (приём «глазами ребёнка»).

      Договорный - проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.

     Деятельностный:

     А) действует  сам ребёнок: со стороны педагога  – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность  самостоятельных шагов, поощрение  инициативы;

     Б) действует  сам педагог: координация действий  специалистов в школе и вне её, прямая безотлагательная помощь школьнику.

     Рефлексивный  - совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения.

Информация о работе Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребёнка в учебно-воспитательном процессе