Модель эффективного психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 10:21, контрольная работа

Краткое описание

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.
Бесспорно, основная цель психологического консультирования – это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая помощь должна выражаться, не так просто. В принципе, человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было “до того”, и если он действительно почувствовал себя лучше, то это может служить критерием того, что помощь была оказана.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Профессиональные умения психолога-консультанта………………….6
Принципы работы психолога-консультанта……………………………12
Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта..16
Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта……………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Модель эффективного психолога.docx

— 50.89 Кб (Скачать файл)

Консультант должен учитывать последствия своего влияния на выбор клиента. Для этого необходимо осознание своих ценностей и умение не предъявлять их клиенту в виде образца для подражания. Важным критерием уровня развития профессионализма является степень интегрированности профессиональных и личных ценностей консультанта в непротиворечивый гештальт.

По мнению G.Corry, консультант, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам, в частности, вопросам семьи, секса, абортов, религии, наркотиков, службы в армии. Консультанту важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой, и, тем не менее, избежать навязывания собственных установок клиентам. В процессе консультирования важно помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностных ориентаций и принять самостоятельное решение. Иногда в процессе консультирования изменяется не только поведение клиента, но и его ценности. Консультант не дает готовых советов - он только расширяет зону осознавания клиента, а клиент ищет решения и делает выбор на основе собственных ценностей.

 

Заключение

 

 

Психологическое консультирование – одно из основных «приложений» практической психологии. Психологическое консультирование представляет собой непосредственную работу с человеком, семьей или группой, направленную на решение личностных и межличностных проблем средствами консультативной беседы, а также – на развитие (поддержку развития) личности или группы – средствами этой беседы.

Психологическое консультирование призвано помочь человеку, личности стать более цельной, выработать собственные жизненные стратегии и тактики, стать социально успешнее, вырасти как личность, и, в конечном счете, прожить свою, а не чужую жизнь.

Проблемы клиентов рассматриваются консультантом, одновременно и как возможность адаптироваться к наличным условиям настоящего, и, как возможность изменить свое будущее, и, как необходимость принять свое прошлое.

Психологическое консультирование, в отличие от психотерапии, более краткосрочно, более ориентировано на настоящее, чаще всего связано с узкой конкретной проблемой. Но не исключено, что клиент будет брать редкие консультации и по более важным жизненным проблемам, например, при «потере» смысла жизни.

Теоретическими основами консультирования выступают теории личности, относимые, главным образом, к трем направлениям: психоаналитическому, когнитивно-бихевиоральному и гуманистическому.

Каждое из этих направлений в процессе своего развития выработало особые методы и техники, многие из которых применяются в консультировании. Психоаналитическое консультирование использует метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ ошибочных действий. Когнитивно-бихевиоральное – методы подкрепления, обучения, когнитивной дискуссии. Гуманистический подход разработал специальные методы понимания, слушания. При работе в гуманистическом ключе постулируется изменение не только клиента, но консультанта в их взаимодействии.

Проблемы клиента всегда конкретны. Они связаны с чем-то во внешнем мире. Например, это могут быть проблемы с алкоголем, противоположным полом, проблемы с общением с другими людьми, с самопониманием и саморегуляцией. Все они требуют от консультанта навыков работы именно с этим классом проблем.

При рассмотрении проблем с личностных позиций, оказывается, что клиенту необходимо что-то изменить в себе, поработать над некоторыми аспектами своей личности. Чаще всего, разрешение проблем в разных областях жизни взрослого клиента связано с изменением его «Я-образа», самооценки, самоотношения, некоторых подходов к реалиям своей жизни.

Часто разрешение проблем клиента лежит в области изменения его отношения к проблеме. В этом случае изменяется не мир, а взгляд на него.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Алешина Ю.Э. Общее представление о психологическом консультировании. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 208с.

2. Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование. М. 2001. – 57с.

3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. М.: Академический Проект, 2003. – 464с.

4. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2000. – 109с.

5. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика. Мн.: Тесей, 2005. – 264с.

 

 


Информация о работе Модель эффективного психолога-консультанта