Мозговой штурм. Этапы, правила, границы применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 20:46, творческая работа

Краткое описание

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество».

Вложенные файлы: 1 файл

Мозговой штурм.pptx

— 694.12 Кб (Скачать файл)

Мозговой штурм. 
Этапы, правила, границы применения.  
 

 

Презентацию подготовила студентка психологического факультета

Гр.13.401.70 з/о

Ворон Светлана

Мозговой штурм

 

    Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество».

 

Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.  
Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.  
 

    Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы: 
- Участники, предлагающие новые варианты решения задачи; 
- Члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий 
производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.

 

 

   

 

Этапы мозгового штурма:

 

1-й этап - формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости;

 

2-й этап - создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной творческой задачи в общем виде, сообщение всем участникам диалога задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки.

3-й этап - генерирование идей по правилам прямой коллективной "мозговой атаки" (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки);

 

4-й этап - систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить идеи и, согласно этим признакам, идеи классифицируются в группы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи;

5-й этап - деструктурирование идей, то есть оценка идей на реализуемость. "Мозговая атака" на этом этапе направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей;

 

6-й этап - оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа и составления окончательного списка практически используемых идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутые контр-идеи.

Этот подход предполагает применение нескольких правил: 

  • Идей должно быть много: каждого участника мозгового штурма просят представить максимально возможное количество идей.  
     
     

 

  • Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух. 
  • Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается.  Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.  
     

 

  • Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

Граница применения мозгового штурма определяется следующими случаями:

    • когда объект исследования не подлежит строгому математическому описанию и формализации;
    • когда характеристика изучаемого объекта недостаточно обоснована, поскольку не имеет обстоятельной статистики;
    • если функционирование объекта многовариантно и зависит от множества факторов;
    • при прогнозировании сложных экономических явлений, динамично изменяющихся и эволюционирующих;

 

Под эти условия подпадает широкий спектр социальных и экономических процессов. Аналогичную сферу применения имеют и другие методы экспертных оценок. Мозговой штурм нецелесообразно применять, когда его объект прогнозируем и хорошо изучен.

Зачастую метод мозгового штурма применяется когда недостаточно индивидуальных знаний и опыта или если требуется шагнуть за рамки шаблонного мышления специалистов, выполняющих стандартные действия на своем участке, которые применительно к исследуемой проблеме оказываются неэффективными.

 

 

Используемые источники:

 

    1. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, Спб.: Питер, 2005.
    2. Сайт: https://ru.wikipedia.org
    3. Сайт: http://psyfactor.org
    4. Сайт: http://all-politologija.ru

 


Информация о работе Мозговой штурм. Этапы, правила, границы применения