Мозговой штурм как метод группового решения проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:35, реферат

Краткое описание

Мозговой штурм (метод мозгового штурма) – форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем. Этот метод широко применяется в различных сферах деятельности. Под названием «мозговой штурм» объединяют варианты коллективной работы в ходе которой создаются новые идеи или просто сопоставляются известные факты.

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 27.75 Кб (Скачать файл)

Зарегистрировано  «___»_____ 2013г.

________ __________________________

Подпись       (расшифровка подписи)

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное  АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ  «БелГУ»)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

Мозговой  штурм как метод группового решения  проблем

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Методы активного социально-психологического обучения»

 

студентки вечернего  отделения IV курса группы 150981

Лонаревой Надежды Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

асс. Фирсова Н. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД  2013

2

 

   Мозговой штурм (метод мозгового штурма) – форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем. Этот метод широко применяется в различных сферах деятельности. Под названием «мозговой штурм» объединяют варианты коллективной работы в ходе которой создаются новые идеи или просто сопоставляются известные факты.

 

   Часто встречающиеся ситуации, для которых применяется метод мозгового штурма это генерирование различных идей в короткий отрезок времени, разработка нестандартных идей, нахождение решений в ситуации, когда решение не может быть получено логическим путем, систематизация информации, когда она беспорядочна и распределена между несколькими источниками, объединение и сплочение команды участников мозгового штурма.

   Наиболее эффективно мозговой штурм работает именно в группах, при коллективной работе, т.к. в этом случае проявляется эффект взаимодействия участников группы. Размер группы имеет значение, т.к. если группа будет слишком маленькая, то некоторые взаимодействия могут быть потеряны. Если группа будет слишком большая, то это может привести к хаосу.

 

Мозговой штурм включает в себя следующие действия:

1. Определяется проблема, требующая решения. Проблема должна быть сформулирована ясно, точно и не допускать двусмысленного толкования.

2. Назначается (определяется) куратор сессии мозгового штурма. Для этой роли выбирается человек обладающий навыками организации коллективной работы, имеющий четкое понимание поставленной проблемы и способный быть лидером группы, выполняющей мозговой штурм. При необходимости, может назначаться отдельное лицо для ведения записей по ходу сессии (либо эти записи может делать куратор).

3. Формируется группа численностью от 5 до 8 человек, заинтересованных в решении проблемы. Для группы необходимо подбирать специалистов различного профиля. Нежелательно включать в состав команды людей, имеющих взаимное негативное отношение друг к другу, т.к. в ходе работы они будут мешать команде создавать новые идеи.

4. Участники группы располагаются так, чтобы все они смотрели в одном направлении – на флипчарт или доску. На доске пишется проблема, требующая решения. Таким образом, участники команды будут смотреть на проблему, а не друг на друга. Это позволит создать более комфортную психологическую атмосферу для работы и эффективнее провести мозговой штурм.

5. Во время сессии куратор группы должен следить, чтобы участники группы придерживались основных четырех правил мозгового штурма. Эти правила помогают управлять работой группы:

 

3

 

– никакой критики или дискуссий во время генерирования идей. Не допускается никаких негативных высказываний по поводу предлагаемых решений. Участники должны сосредотачиваться на проблеме, а не на критике предлагаемых решений. Оценка решений выполняется после завершения «генерации» идей;

– нет никаких ограничений. Приветствуются любые, даже самые абсурдные идеи;

– количество лучше, чем качество. Чем больше идей будет предложено, тем выше шансы на успешное решение проблемы;

– комбинирование и совершенствование. Для того чтобы получить новые идеи необходимо комбинировать и изменять сделанные предложения.    Допустимы даже самые незначительные изменения и неправильные толкования представленных идей.

 

   Куратор должен поддерживать психологически комфортное окружение во время мозгового штурма. В его обязанности входит строгое соблюдение правила «никакой критики», а также предупреждение ситуаций, препятствующих высказыванию идей. Также, необходимо избегать перерывов в работе группы, т.к. они мешают свободному генерированию новых идей.

 

6. Выполняется групповая работа, в ходе которой участники команды предлагают свои идеи по решению проблемы. Куратор должен следить, чтобы все участники группы включились в мозговой штурм. Для этого, например, слово может передаваться по кругу. Затем, когда все втянутся в работу идеи можно высказывать в свободной последовательности. Участникам команды необходимо представлять одну идею за один раз и избегать возвращения к уже озвученным идеям.

7. По мере того как будут предлагаться идеи ответственный за ведение записей должен регистрировать каждую из них на доске или флипчарте, таким образом, чтобы все участники группы могли их видеть. Мозговой штурм всегда должен сопровождаться записями.

8. Когда поток новых идей начнет сокращаться, можно воспользоваться следующими действиями для продолжения работы:

– каждый из участников группы может заранее  составить свой собственный список идей и представить их, когда закончатся идеи созданные коллективно;

– на время  остановиться и провести пересмотр  идей предложенных ранее. Поискать возможности  по комбинированию и изменению представленных идей;

– сделать  перерыв. Дать возможность участникам команды отдохнуть, отвлечься от решаемой проблемы. Можно даже отложить мозговой штурм на

 

4

 

несколько дней. Это позволит людям добавить новые  идей, пришедшие на ум в этот период;

– провести сессию «безумных идей» когда  целью становится создание самых  нелепых идей;

– улучшить наиболее перспективные идеи за счет их обсуждения;

– использовать комбинацию вариантов из представленных выше действий.

9. После завершения «генерирования» идей проводится обсуждение решений, для того чтобы отобрать лучшие. Эти идеи необходимо проанализировать, учитывая возможные ограничения, например, такие как время и стоимость.

10. Если команде не удается прийти к согласию в выборе лучших идей или если участники команды не готовы отдать предпочтение тем или иным идеям, то для отбора идей используется метод консенсуса (система голосования).

 

   После того, как лучшие идеи будут отобраны, куратор должен подтвердить, что принятое решение является коллективным и все участники команды с этим решением согласны. На этом мозговой штурм может считаться завершенным.

 

   Мозговой штурм обладает рядом преимуществ в сравнении с другими методами коллективной работы. В частности, для создания новых идей не требуется привлекать высококвалифицированных специалистов или экспертов, метод является простым для понимания и не требует специальной подготовки участников, позволяет быстро «сгенерировать» новые идеи, предоставляет возможности для участия в решении проблем специалистам различных областей деятельности.

 

   Недостатки метода мозгового штурма связаны с организацией работы группы. Если куратор не сможет контролировать группу, то группа будет отклоняться от установленных правил и работа может оказаться долгой и бесполезной. Другим недостатком может быть «генерирование» идей, которые окажется либо трудно, либо невозможно реализовать.

 


Информация о работе Мозговой штурм как метод группового решения проблем