Введение
Психология должна
отвечать на вопрос о том, почему человек
ведёт себя так или иначе в данной ситуации.
Эта наука помогает понять не только поведение
других людей, но и объяснить свое. Такие
знания позволяют правильно вести себя
в трудных ситуациях, выходить из них,
а иногда и обходить. Так, зная свои слабые
и сильные стороны, можно избегать нежелательных
конфликтов. Также психологические знания
помогают правильно вести себя на работе
и в кругу друзей, что необходимо каждому
человеку.
Для того чтобы лучше
разобраться в себе и выяснить черты свойственные
моему характеру я составляю свой психологический
портрет, где постараюсь отразить черты
моего характера и присущие мне психические
свойства.
Для психологического
исследования в психологии существует
достаточно большое количество методов
вот некоторые из них, те, которые я буду
использовать при составлении своего
психологического портрета:
1.Исследование мотивов
учебной деятельности (Методика
Т.И. Ильиной).
2.Адаптированный характерологический
опросник ( К. Леонгарда, Г. Шмишека).
3.Профориентационная методика.
Исследование профессиональной
направленности личности. (Е.А. Климова).
4.Исследование типа темперамента
(по Г. Айзенку).
5.Диагностика потребности
в поисках ощущений. (М. Цукерман).
6.Изучение направленности
личности (Методика В.Смекала, М.Кучера).
7.Диагностика социально-психологических
установок личности в мотивационно-потребностной
сфере (О.Ф. Потемкина).
8.Выявление мыслительного
или художественного типа личности.
9.Выявление способности
быть управленцем. «Если есть
способности - стань менеджером»
10.Определение уровня
коммуникабельности ( тест В.Ф. Ряховского)
11.Моя тактика ведения
переговоров.
12.Способны ли Вы к
релаксации? Упражнение «Поплавок
в океане»
Мой психологический
портрет
Темперамент
Наблюдая за другими
людьми, за тем, как они трудятся, учатся,
общаются, переживают радости и горе, мы,
несомненно, обращаем внимание на различия
в их поведении. Одни - быстры, порывисты,
подвижны, склонны к бурным эмоциональным
реакциям, другие - медлительны, спокойны,
невозмутимы, с незаметно выраженными
чувствами и т. д. Причина подобных различий
кроется в темпераменте человека, присущем
ему от рождения.
Для определения своего
типа темперамента мне потребовалось
пройти адаптированный характерологический
опросник Г.Айзенку. Ответив на предложенные
вопросы, я выяснила, что обладаю эмоциональной
стабильностью и типу моего темперамента
свойственна экстраверсия. Это значит,
что я являюсь по типу темперамента Сангвиником.
И действительно, сравнив описание Сангвиника,
я нашла все те черты присущие и мне.
Их положительные качества: жизнерадостность,
увлеченность, отзывчивость, общительность.
И отрицательные: склонность к зазнайству,
разбросанность, легкомыслие, поверхностность.
«Милый человек сангвиник
всегда обещает, чтобы не обидеть другого,
но далеко не всегда исполняет обещанное,
поэтому надо проконтролировать, выполнил
ли он свое обещание» - к сожалению это
про меня.
Характер
Стержнем сформировавшегося характера
являются морально-волевые качества личности.
Человек с сильной волей отличается определенностью
намерений и поступков, большей самостоятельностью.
Он решителен и настойчив в достижении
поставленных целей. Безволие человека
обычно отождествляется со слабохарактерностью.
Даже при богатстве знаний и разнообразии
способностей слабовольный человек не
может реализовать всех своих возможностей.
Черты моего характера:
Я склонна к творчеству, люблю рисовать;
инициативна и настойчива, но, к сожалению,
мне свойственны периодические приступы
лени, порой я становлюсь несколько инфантильной
и безответственной, а также я не в состоянии
подолгу выполнять рутинную, неинтересную
мне работу.
В общении с окружающими
я общительна и отзывчива, стараюсь проявлять
уважение и быть вежливой со всеми.
У меня есть чувство собственного достоинства
и определенная гордость, тем не менее
я достаточно скромна. Но, к сожалению,
меня очень легко обидеть, любое резкое
слово в мой адрес может меня задеть и
на некоторое время выбить из колеи. По
отношению к вещам, мне следует быть более
аккуратной и бережливой. Пройдя опросник
Шмишека, я выяснила, что мне свойственен
возбудимый тип акцентуации характера.
Отчасти я согласна с описанием данного
типа, я действительно бываю иногда чересчур
импульсивна, раздражительна и вспыльчива.
Я живу настоящим, стараясь получить максимальное
удовольствие от того что происходит со
мной в данный момент. Тем не менее я считаю,
что во мне нет склонности к хамству и
конфликтам, а также я весьма общительна.
Способности
Уровень способностей
определяется степенью разрешимости противоречий
между свойствами индивида и отношениями
личности. Лучший вариант, когда есть способности
к какой-либо сфере деятельности и интерес
этим заниматься. Мне очень хочется развить
в себе большее трудолюбие, чем то, которым
я обладаю сейчас, это помогло бы мне стать
более успешной в учебе, и в дальнейшем,
в работе. Мне повезло, что я достаточно
внимательна и собрана, а также у меня
неплохо развито творческое мышление.
Хотя, возможно мне несколько недостаёт
целеустремлённости в выполнении поставленных
перед собой задач. Очень удачно складывается,
что в моём случае совпадают мои способности
к творчеству с моим интересом в этой области.
Направленность
Я стараюсь развивать
в себе все виды направленностей, но бывает,
что сосредотачиваюсь на чем то одном,
забывая в это время про другие. В данным
момент я полностью поглощена учёбой,
я поставила перед собой определённый
ряд задач, которые мне необходимо выполнить,
помимо учёбы оставшееся свободное время
я провожу с моими близкими друзьями и
родными.
Интеллектуальность
Интеллект
особенно важен в нестандартных ситуациях
-- как символ обучения человека всему
новому.
Интеллект можно определить
также как общую способность действовать
целесообразно, мыслить рационально и
эффективно функционировать в окружающей
среде. Структура интеллекта зависит от
целого ряда факторов: возраста, уровня
образования, специфики профессиональной
деятельности и индивидуальных особенностей.
Кроме познавательного, существует интеллект
профессиональный и социальный (умение
решать проблемы межличностных отношений,
находить рациональный выход из создавшейся
ситуации). Следует помнить, что интеллект
-- это познание плюс действие. Поэтому
нужно не только развивать все виды интеллекта,
но и уметь реализовывать рациональные
решения, показывать свой интеллект и
на словах, и в деле, поскольку только результат,
конкретные действия определяют уровень
интеллекта личности. Я стараюсь развивать
все виды интеллекта и считаю, что мне
удаётся находить наиболее рациональные
способы решения складывающихся порой
проблем.
Эмоциональность
Ум и воля в
какой-то степени подчиняются нам, эмоции
же всегда возникают и действуют помимо
нашей воли и желания. Они отражают личную
значимость и оценку внешних и внутренних
ситуаций для жизнедеятельности человека
в виде переживаний. В этом субъективность
и непроизвольность эмоций.
Все эмоциональные явления
делятся на аффекты, собственно эмоции,
чувства, настроения и стрессовые состояния.
Я считаю себя очень эмоциональным
и открытым человеком и в большинстве
ситуаций не скрывая выражаю свои эмоции.
Мне достаточно сложно скрыть свои переживания
от окружающих, будь то положительные
эмоции или отрицательные так или иначе
они отражаются у меня на лице. Не считаю
что это очень плохо, возможно так легче
наладить контакт с окружающими. Хотя
общении с неблагоприятно к тебе настроенными
людьми такое качество, конечно, вряд ли
будет преимуществом
Умение общаться
Общение - это чрезвычайно
тонкий и деликатный процесс взаимодействия
людей.
Мне кажется я общительный
человек, общение с близкими людьми мне
необходимо как воздух, общаясь, я обмениваюсь
энергией с собеседником, получаю новые
эмоции. Я пользуюсь также и невербальным
общением, использую мимику и жестикуляцию,
когда меня переполняют эмоции.
Что касается видов общения,
комфортнее всего я себя чувствую наедине
с собеседником или в малой группе, такое
общение доставляет мне больше удовольствия,
чем общение с большим количеством людей
одновременно.
Заключение
Я получила большое
удовольствие от написания этой работы,
описания своего характера, прохождения
тестов - почти все их результаты оказались,
на мой взгляд, правдивы и подлинно отражают
основные черты моего характера. Но больше
всего мне запомнился тест на акцентуацию
темперамента, т.е. на выявление чрезмерно
выраженных индивидуальных черт личности.
Несмотря на весь
проделанный объем работ, я не узнала о
себе и своих психических чертах ничего
нового, все это мне было известно и раньше,
зато я систематизировала всю информацию
и заново её проверила при помощи тестов
и опросников. Такая «ревизия» свойственных
мне качеств заново напомнила мне о моих
недостатках и послужила стимулом к новому
этапу борьбы с ними.
На этом
я пожалуй закончу составление своего
психологического портрета и буду продолжать
работать над собой, для того что бы быть
счастливой и успешной.