Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:07, творческая работа
Цель – изучение психологических особенностей молодости, роли учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей. Построение якоря карьеры.
Задачи:
Изучить психологическую литературу по данной теме.
Проанализировать молодость как период развития в онтогенезе.
Раскрыть психологические особенности молодости.
Введение.
§1. Молодость как период развития в онтогенезе.
§2. Роль учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей. Построение якоря карьеры.
§3. Молодёжь в социальной жизни.
Выводы.
Список используемой литературы.
Содержание.
Введение.
§1. Молодость как период развития в онтогенезе.
§2. Роль учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей. Построение якоря карьеры.
§3. Молодёжь в социальной жизни.
Выводы.
Список используемой литературы.
Введение.
XX век часто называют «веком молодых». Настойчивость в отстаивании этого тезиса обычно основывается на утверждении, что в молодежи заложены образцы и масштабы человеческого совершенства, которые в наше время бурного развития техники и информационного бума, казалось бы, неопровержимо устанавливают преимущество таких качеств молодости, как пластичность и умение быстро приспосабливаться к современным новациям. С молодежью вполне справедливо связывают непосредственное будущее нашей цивилизации и ее дальнейшие перспективы.
С другой стороны, молодежь принято ругать за то, что она олицетворяет собой непочтительность, заносчивость, самодовольное невежество, порицающее все, и что она многого не понимает и не принимает. Этот возраст принято считать, взбалмошным, бурным, беспощадным и даже развратным.
Именно в молодости люди чаще всего вступают в брак, очень большая часть которых в скором времени распадается, после чего остаётся масса взаимных обид и претензий.
Любопытно, что самими представителями молодого поколения их возраст часто воспринимается как переходный, а именно: 1) как своеобразный «аванс» жизни на будущее; 2) как право на ошибки; 3)как возраст разрешенного недомыслия; и отсюда, как следствие, заниженность у ряда представителей этого возраста требований к себе, неразвитое чувство ответственности за себя и свои поступки, а тем более — нежелание принимать ответственность за других (например, за сексуального партнера и детей).
Эти чисто эмоциональные оценки не стоило бы и упоминать, если бы в них не раскрывалась одна примечательная особенность молодости — ее противоречивость, ее переходный, «временный» характер, характер «ожидания взрослости».
Как объект научного исследования молодежь выступает довольно своеобразно. Масса психологических данных, полученных психологией о закономерностях психических процессов человека, добыта в основном на «испытуемых» из разряда молодых людей, которые легче и охотнее всего идут на эту роль. Поэтому, когда мы говорим о взрослых «стандартах» и «нормах» в психологических экспериментах, речь чаще всего идет о выборке лиц от 18—20 до 30 лет.
Объект исследования – молодость как период развития в онтогенезе.
Предмет – психологические особенности молодости.
Цель – изучение психологических особенностей молодости, роли учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей. Построение якоря карьеры.
Задачи:
Изучить психологическую литературу по данной теме.
Проанализировать молодость как период развития в онтогенезе.
Раскрыть психологические особенности молодости.
§1. Молодость как период развития в онтогенезе.
Общие положения о развитии в молодости.
Молодость охватывает период жизни от окончания юности (20—23 до примерно 30 лет), когда человек «более - менее прочно утверждается во взрослой жизни».
Молодость - это
прежде всего время создания семьи и устройства семейной
жизни, время выбранной профессии, определение
отношения к общественной жизни и своей
роли в ней.
Выбор спутника жизни и создание семьи
— одна из сторон социальной ситуации
развития в молодости. В этот период подавляющее
большинство людей заключают первые браки,
это обычно возраст наибольшей половой
активности, время, когда организм женщины
лучше всего приспособлен к рождению первого
ребенка.
Создание семьи
чрезвычайно важно для
Большое значение
имеет рождение детей. Созданная
семья приобретает новое качество.
Меняется весь строй и уклад семейной
жизни, у супругов появляются новые обязанности,
новые аспекты ответственности друг перед
другом и новая общая ответственность
за судьбу человека, которому они дали
жизнь.
Таким образом, создание семьи — это социальная
задача («задача развития») молодых; молодые годы
сензитивны для поиска и нахождения спутника
жизни.
Ведущая деятельность в период молодости —
профессиональная. В этот период происходит
овладение выбранной профессией. Уже в молодости
человек может достигнуть в своей профессии
достаточно высокого уровня мастерства
и его объективного признания. Вместе
с мастерством обретается чувство профессиональной
компетентности, чрезвычайно важное для
личностного развития в молодости, особенно
когда выбранная профессия соответствует
призванию.
В молодости обнаруживается стремление
к самовыражению (в выборе профессии, в
карьере); вырабатывается индивидуальный
жизненный стиль, обретение и реализация
индивидуальных смыслов жизни; происходит
выстраивание системы личных нравственных,
культурных, духовных ценностей.
Центральные возрастные новообразования
этого периода — это семейные отношения
и чувство профессиональной компетентности.
В период молодости происходит
включение во все виды социальной жизни
и овладение различными социальными ролями,
продолжается профессиональное самоопределение,
усложняются критерии оценки себя как
профессионала.
В молодости продолжается интеллектуальное
развитие, проявляется способность к усвоению
нового (открытия в науке чаще совершают молодые).
Что касается развития мышления, единой
точки зрения в психологии нет. Одни исследователи
считают, что интеллектуальное развитие
заканчивается в детском возрасте, другие
— что качественные преобразования происходят
и во взрослом периоде жизни.
В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.
Важной стороной
жизни в молодости является также установление
и развитие дружеских связей. По мнению
многих психологов, дружба в этот период,
как и любовь, выходит на новый качественный
уровень. Дружба, в отличие от простых
приятельских отношений, предполагает
ту или иную духовную близость. Чаще всего
друзей объединяют близкий возраст, социальное
положение, культурный уровень, ценности
и социальные установки. Кроме того, дружба
обычно возникает между лицами одного
пола. Дружеские отношения складываются
в совместной деятельности (в производственных
коллективах). Встречаются дружеские отношения молодых людей
с людьми старшего возраста. Они складываются,
как правило, также в совместной производственной
деятельности.
К тридцати годам человек находится на
вершине развития своих интеллектуальных
возможностей, достигает определенных
результатов в профессиональной деятельности,
устраивает семейную жизнь. Подводятся
первые итоги жизни.
Молодой человек
вступает в период кризиса молодости. Кризис 30 лет выражается
в изменении представлений о своей жизни,
иногда утрате интереса к тому, что раньше
было в ней главным, в некоторых случаях
даже в разрушении прежнего образа жизни.
Иногда происходит пересмотр собственной
личности, приводящий к переоценке ценностей.
Это означает, что жизненный замысел оказался
неверным, что может привести к перемене
профессии, уклада семейной жизни, к пересмотру
своих отношений с окружающими людьми.
При удачном выборе привязанность к определенной
деятельности, определенному укладу жизни,
ценностям и ориентациям не ограничивает,
а наоборот, развивает его личность.
Кризис 30 лет нередко называют кризисом
смысла жизни, в целом он знаменует переход
от молодости к зрелости. «Смысл — это то,
что имеется в виду человеком, который
задает вопрос, или ситуацией, которая
тоже подразумевает вопрос, требует ответа»
(В. Франкл). Смысл — это то, что связывает
цель и стоящий за ней мотив, это отношение
цели к мотиву.
В рамках теории
психологических систем (ВЯ. Клочко,
ОМ. Краснорядцева) смысл рассматривается
как необходимое условие
Проблема смысла возникает тогда, когда
цель не соответствует мотиву, кода ее
достижение не приводит к достижению предмета
потребности, т.е. когда цель была поставлена
неверно. Если речь идет о смысле жизни,
то ошибочной оказывается общая жизненная
цель, т.е. жизненный замысел. «Под смыслом
жизни имеется в виду внутренне мотивированное,
индивидуальное значение для субъекта
своих собственных действий, поступков,
взятых как целое и переживаемых как истинное
и ценностное»
Решение кризиса зависит от индивидуальных
особенностей, от особенностей ситуации
(предшествующей, настоящей).
Исследователи выделяют возможные
пути разрешения профессионального кризиса молодости:
1. Прекращение профессионального роста
— стабилизация на достаточном уровне,
ограничение профессиональных притязаний
и смещение основных мотивов в другие
сферы жизни.
2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятельности — выбор одного из наиболее успешных профессиональных направлений и повышение квалификации без выхода за его узкие границы.
3. Конструктивное решение
— профессионал находит новые
пути развития, приводящие к выходу
на качественно иной, более высокий профессиональный.
уровень.
4. Деструктивное разрешение — срыв, выражающийся
в конфликтах, смене работы, попытке начать
все сначала. (Г.С. Абрамова).
Таким образом, в молодости человек начинает утверждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. В молодости большинство людей встречают спутника жизни и создают семью, приобретается профессиональное мастерство. Молодость — это расцвет отношений любви и дружбы.
Центральными возрастными
новообразованиями этого
Возрастные
границы молодости разными
Молодость охватывает период жизни от окончания юности (20-23 года) примерно до 30 лет, когда век «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В. Толстых).
Условно определяя молодость в пределах от 20-23 лет и до 30, надо иметь в виду, «...что "молодежь" не столько возрастное понятие, пишет И.В. Бестужев Лада, сколько социальное и историческое». К этой категории в разные времена и в различных слоях общества относили людей разного возраста.
Здесь основным критерием часто служит понятие: «начинающий». «Молодой ученый», «Молодой работник», «Молодой поэт» И т. д.
Молодость для большинства молодых людей и студенческая пора.
Молодость это и самоопределение и начало профессиональной деятельности.
Молодость это и выбор спутника жизни, семейная жизнь, воспитание детей.
Психофизиологические функции достигают в этот период оптимума своего развития:
оптимум цветовой чувствительности, остроты зрения, сенсомоторные реакции и многое другое наблюдаются около 20-25 лет (Е.Ф. Рыбалко2);
средний возраст
олимпийских чемпионов среди
женщин 23,6 лет, для мужчин 25,3 года; ·
активно развиваются
в период молодости происходит общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.
Если в начале
молодости преобладают
В молодости
может сохраняться