Молодёжь в социальной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:07, творческая работа

Краткое описание

Цель – изучение психологических особенностей молодости, роли учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей. Построение якоря карьеры.
Задачи:
Изучить психологическую литературу по данной теме.
Проанализировать молодость как период развития в онтогенезе.
Раскрыть психологические особенности молодости.

Содержание

Введение.
§1. Молодость как период развития в онтогенезе.
§2. Роль учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей. Построение якоря карьеры.
§3. Молодёжь в социальной жизни.
Выводы.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение.

§1. Молодость как период развития в онтогенезе.

§2. Роль учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей. Построение якоря карьеры.

§3. Молодёжь в социальной жизни.

Выводы.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

XX век часто называют «веком молодых». Настойчивость в отстаивании этого тезиса обычно основывается на утверждении, что в молодежи заложены образцы и масштабы человеческого совершенства, которые в наше время бурного развития техники и информационного бума, казалось бы, неопровержимо устанавливают преимущество таких качеств молодости, как пластичность и умение быстро приспосабливаться к современным новациям. С молодежью вполне справедливо связывают непосредственное будущее нашей цивилизации и ее дальнейшие перспективы.

С другой стороны, молодежь принято ругать за то, что  она олицетворяет собой непочтительность, заносчивость, самодовольное невежество, порицающее все, и что она многого  не понимает и не принимает. Этот возраст  принято считать, взбалмошным, бурным, беспощадным и даже развратным.

Именно в  молодости люди чаще всего вступают в брак, очень большая часть  которых в скором времени распадается, после чего остаётся масса взаимных обид и претензий.

Любопытно, что  самими представителями молодого поколения  их возраст часто воспринимается как переходный, а именно: 1) как своеобразный «аванс» жизни на будущее; 2) как право на ошибки; 3)как возраст разрешенного недомыслия; и отсюда, как следствие, заниженность у ряда представителей этого возраста требований к себе, неразвитое чувство ответственности за себя и свои поступки, а тем более — нежелание принимать ответственность за других (например, за сексуального партнера и детей).

Эти чисто эмоциональные  оценки не стоило бы и упоминать, если бы в них не раскрывалась одна примечательная особенность молодости — ее противоречивость, ее переходный, «временный» характер, характер «ожидания взрослости».

Как объект научного исследования молодежь выступает довольно своеобразно. Масса психологических  данных, полученных психологией о закономерностях психических процессов человека, добыта в основном на «испытуемых» из разряда молодых людей, которые легче и охотнее всего идут на эту роль. Поэтому, когда мы говорим о взрослых «стандартах» и «нормах» в психологических экспериментах, речь чаще всего идет о выборке лиц от 18—20 до 30 лет.

Объект исследования – молодость как период развития в онтогенезе.

Предмет – психологические  особенности молодости.

Цель – изучение психологических особенностей молодости, роли учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей. Построение якоря карьеры.

Задачи:

Изучить психологическую  литературу по данной теме.

Проанализировать  молодость как период развития в  онтогенезе.

Раскрыть психологические  особенности молодости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Молодость как период развития в онтогенезе.

 

Общие положения  о развитии в молодости.

Молодость охватывает период жизни от окончания юности (20—23 до примерно 30 лет), когда человек  «более - менее прочно утверждается во взрослой жизни».

 

Молодость - это  прежде всего время создания семьи и устройства семейной жизни, время выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней. 
 
Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка.

 

Создание семьи  чрезвычайно важно для личностного  развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей и т.д. Неудачные браки могут затормозить личностный рост человека и его профессиональное продвижение, негативно сказаться на отношениях в дальнейшем к представителям другого пола, на целостном отношении к миру. Как отмечает И.Ю. Кулагина, после 30 лет первые браки заключаются довольно редко. Социологические исследования показывают, люди не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, этого сделать уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательны к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь .

 

Большое значение имеет рождение детей. Созданная  семья приобретает новое качество. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь. 
 
Таким образом, создание семьи — это социальная задача («задача развития») молодых; молодые годы сензитивны для поиска и нахождения спутника жизни.

 
Ведущая деятельность в период молодости — профессиональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости, особенно когда выбранная профессия соответствует призванию.

 

В молодости обнаруживается стремление к самовыражению (в выборе профессии, в карьере); вырабатывается индивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей. 
 
Центральные возрастные новообразования этого периода — это семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

 
 
В период молодости происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями, продолжается профессиональное самоопределение, усложняются критерии оценки себя как профессионала. 
 
В молодости продолжается интеллектуальное развитие, проявляется способность к усвоению нового (открытия в науке чаще совершают молодые). 
 
Что касается развития мышления, единой точки зрения в психологии нет. Одни исследователи считают, что интеллектуальное развитие заканчивается в детском возрасте, другие — что качественные преобразования происходят и во взрослом периоде жизни.

 

В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.

Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость. Чаще всего друзей объединяют близкий возраст, социальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола. Дружеские отношения складываются в совместной деятельности (в производственных коллективах). Встречаются дружеские отношения молодых людей с людьми старшего возраста. Они складываются, как правило, также в совместной производственной деятельности. 
 
К тридцати годам человек находится на вершине развития своих интеллектуальных возможностей, достигает определенных результатов в профессиональной деятельности, устраивает семейную жизнь. Подводятся первые итоги жизни.

 

Молодой человек  вступает в период кризиса молодости. Кризис 30 лет выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семейной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми. При удачном выборе привязанность к определенной деятельности, определенному укладу жизни, ценностям и ориентациям не ограничивает, а наоборот, развивает его личность. 
 
Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости. «Смысл — это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требует ответа» (В. Франкл). Смысл — это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву.

 

В рамках теории психологических систем (ВЯ. Клочко, ОМ. Краснорядцева) смысл рассматривается  как необходимое условие самоорганизации  человека. 
 
Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, кода ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказывается общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел. «Под смыслом жизни имеется в виду внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное»  
Решение кризиса зависит от индивидуальных особенностей, от особенностей ситуации (предшествующей, настоящей).

Исследователи выделяют возможные пути разрешения профессионального кризиса молодости: 
 
1. Прекращение профессионального роста — стабилизация на достаточном уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.

2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятельности — выбор одного из наиболее успешных профессиональных направлений и повышение квалификации без выхода за его узкие границы.

3. Конструктивное решение  — профессионал находит новые  пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный. уровень. 
 
4. Деструктивное разрешение — срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала. (Г.С. Абрамова).

Таким образом, в молодости человек начинает утверждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. В молодости большинство людей встречают спутника жизни и создают семью, приобретается профессиональное мастерство. Молодость — это расцвет отношений любви и дружбы.

 Центральными возрастными  новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессиональную компетентность, когда человек уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

Возрастные  границы молодости разными авторами определяются в разных промежутках развития. Так, В. Квин: 18-40 лет; Г. Крайг молодость включает в раннюю взрослость (20-40 лет).

 

Молодость охватывает период жизни от окончания юности (20-23 года) примерно до 30 лет, когда век «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В. Толстых).

Условно определяя молодость в пределах от 20-23 лет и до 30, надо иметь в виду, «...что "молодежь" не столько возрастное понятие, пишет И.В. Бестужев Лада, сколько социальное и историческое». К этой категории в разные времена и в различных слоях общества относили людей разного возраста.

Здесь основным критерием  часто служит понятие: «начинающий». «Молодой ученый», «Молодой работник», «Молодой поэт» И т. д.

Молодость для большинства  молодых людей и студенческая пора.

Молодость это  и самоопределение и начало профессиональной деятельности.

Молодость это  и выбор спутника жизни, семейная жизнь, воспитание детей.

Психофизиологические  функции достигают в этот период оптимума своего развития:

оптимум цветовой чувствительности, остроты зрения, сенсомоторные реакции и многое другое наблюдаются около 20-25 лет (Е.Ф. Рыбалко2);

средний возраст  олимпийских чемпионов среди  женщин 23,6 лет, для мужчин 25,3 года; ·  активно развиваются интеллектуальные и вербальные функции (Б.Г. Ананьев);

в период молодости  происходит общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.

Если в начале молодости преобладают юношеские  черты, то к 30 годам они замещаются характеристика ми взрослости.

В молодости  может сохраняться гетерохронность  развития, согласно которой различные  стороны личности развиваются независимо. Если Л.С. Выготский 4отмечал, что в отрочестве происходит несовпадение во времени трех сторон его развития: интеллектуального, полового и социального, то Б.Г. Ананьев указывает на несовпадение во времени наступления зрелости чело века как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность). В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но тем не менее в зависимости от жизненной позиции, стиля жизни, развитие будет преобладать в каком-то направлении.

Информация о работе Молодёжь в социальной жизни