Мотивационная готовность к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что наиболее большие трудности для самих детей и взрослых связаны с нежеланием детей - учиться. Заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Поэтому, мотивационная готовность дошкольников к школе является не менее важным аспектом психологической готовности, чем, например интеллектуальная готовность.

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивационная готовность к школе.docx

— 48.82 Кб (Скачать файл)

3. Удерживает ли заданную цель (предложенный образец)?

4. Выдержано ли соответствие  постройки по размеру, цвету, форме  блоков конструкции?

5. Как часто сверяет свои действия  и их результат с эталоном?

 

По окончанию постройки задайте вопросы ребенку, насколько осознанно он выполнял задание. Проанализируйте вместе с ним достигнутые результаты конструирования. В дальнейшем можно постепенно усложнять задание по конструированию: вместо образца рисунок, план, замысел и т.п.

 

Максимально приближенным к учебной деятельности упражнением по развитию произвольности является графический диктант.

 

Ребенку дается образец геометрического узора, выполненный на листе бумаги в клетку. Он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок. Такою работу можно усложнить, предлагая под диктовку взрослого выполнять подобные узоры на листе бумаги (вправо на 1 клеточку, вверх на 2 клеточки, влево на 2 клеточки и т.п.).

 

Задание. У ребенка должно быть произвольное (управляемое) поведение. Он должен уметь подчинять свое

поведение воле, а не чувствам. Ему непросто следовать как чужой, так и своей воле. Проведите игры по развитию произвольности (управляемости) поведения.

 

а) Игра "Да и Нет не говорить"

 

Требуется подготовить несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка.

- Как тебя зовут? Сколько тебе  лет? и т.д.

Изредка задавать вопросы, требующие утверждения либо отрицания.

- "Ты девочка?" и т.п.

 

Если ребенок выигрывает, то он сможет управлять своим вниманием в школе. Для разнообразия включайте запреты на другие слова: "черное", "белое" и др.

 

б) Режим и порядок

 

Изготовьте из ватмана полоску с желобком, куда вставьте кружечек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем.

 

Прикрепите полоску на видное место на стене. Объясните ребенку: сделал дело - передвинь кружочек к следующей метке. Дошел да конца - получи приз, сюрприз, что-то приятное.

 

Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и др. Правило, последовательность действий благодаря внешним ориентирам из внешних превращается во внутреннее (умственное), в правило к самому себе.

 

В наглядной форме можно обозначить и сборы в школу, и подготовку уроков, проигрывать любую жизненную ситуацию. Так частная способность быть организованным в данный момент будет способствовать развитию произвольности (управляемости поведения).

 

в) Донесение

 

Пусть ребенок представит, что он разведчик и "пишет" зашифрованное донесение в штаб. Текст донесения диктует родитель - "связной". Ребенок должен предметы зашифровать символами - значками, которые напомнят ему о предмете. Так развивается символическая (знаковая) функция сознания.

 

Ситуация. Петя (5 лет) неорганизованный. Начатое дело до конца не доводит, берется за другое. Не умеет сосредоточиться. Мама беспокоится, как он будет учиться в школе.

 

^ Как родители могут помочь  ребенку в воспитании необходимых  качеств для учебы?

 

Решение. Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять).

 

С этой целью перед предстоящим действием задается вопрос: "Как ты будешь это делать?" Таким и подобными вопросами взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек: "Что куда убирать и в какой последовательности?", перед конструированием: "Что построить и какие материалы для этого потребуются?" Подобные вопросы взрослый должен поставить перед ребенком, когда он приступает к какой-либо деятельности.

 

Необходимо учесть, что одно дело планирование как подготовка к действию и другое дело - его реализация. Работа должна доводиться до конца! Надо помнить афоризм: "Благими намерениями вымощена дорога в ад".

 

Подведение итогов действия - очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка: как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация.

 

Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА                                        К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, к принятию новой социальной позиции – положения школьника. Позиция школьника, по сравнению с позицией дошкольника, требует от ребенка выполнения новых для него правил, связанных с иным положением в обществе. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, к родным, к самому себе.

 

Отношение к школе определяется по желанию или нежеланию ребенка выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

 

Отношение к учителю и учебной деятельности определяется по восприятию ребёнком различных ситуаций урока, в которых исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по теме, предварительно подняв руку.

 

Отношения со сверстниками будут складываться успешно, если у ребенка развиты такие качества личности, как коммуникабельность, умение уступать в ситуациях, требующих этого. Для ребенка важно уметь действовать совместно с другими детьми, быть членом детского общества.

 

Отношение к родным и близким. В силу того, что учение становится основным видом деятельности ребенка, родные должны относиться к будущему школьнику и его учению как к важной содержательной, более значимой, чем игра дошкольника, деятельности. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика.

 

Отношение к самому себе, своим способностям, своей деятельности и её результатам. Адекватная оценка ребенком себя обеспечивает ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Завышенная же самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя, приводящую к тому, что «школа плохая», «учитель злой» и т.п.

 

Готовя ребенка к школе, его следует учить:

 

правилам общения;

умению вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

умению управлять своим поведением без агрессивности;

умению быстро осваиваться в новой обстановке.

Чтобы проверить готовность ребенка к обучению в школе, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры можно увидеть:

 

следует ли ребенок правилам игры;

как устанавливает контакты;

считается ли с другими как с партнерами;

умеет ли управлять своим поведением;

требует ли уступки от партнеров;

бросает ли игру при неудаче.

Один из наиболее важных моментов в социально-личностном развитии ребенка – кризис 7 лет. Выделяют семь признаков кризиса 7 лет, в основе которых потребность ребенка в социальном признании:

 

Негативизм –нежелание что-либо делать только по тому, что это предложил взрослый.

 

Упрямство – настаивание на своем не потому, что очень хочется, а потому, что он этого  потребовал.

 

Строптивость – поведение ребенка направлено против норм поведения, установленных для него взрослым.

 

Своеволие – стремление к самостоятельности, желание делать самому.

 

Протест-бунт – поведение в форме протеста (война против окружающего мира).

 

Обесценивание – проявляется к взрослым и вещам, которые раньше любил.

 

Деспотизм – стремление проявить власть над окружающими.

Как справиться с кризисом 7 лет?

 

Нужно помнить о том, что кризисы – это явление временное, и они проходят.

Причина острого протекания кризиса в несоответствии родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка. Поэтому следует подумать над обоснованностью запретов и возможностью предоставления ребенку большей свободы и самостоятельности.

Быть более внимательными к мнениям, суждениям ребенка; стараться понять его.

Тон приказа или назидания в этом возрасте малоэффективен, поэтому старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

Наиболее эффективный способ воспитательных воздействий – положительная оценка ребенка как личности. В общении взрослого с ребенком существует ряд правил, которые необходимо соблюдать:

 

Демонстрация доброжелательного, понимающего отношения («Я знаю, ты очень старался» и т.п.)

 

Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или на нарушения норм поведения делаются «здесь и сейчас»  с учетом прежних заслуг ребенка («Но сейчас ты поступил неправильно, толкнув Машу»)

 

Своевременный анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя первая, но она сделала это не нарочно»)

 

Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

 

Показ уверенности в том, что у него все получится («Я уверена, что ты больше не будешь толкать девочек»)

 

Никогда не упускайте случая сказать ребенку о том, что вы его любите.

Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то ребенок не может сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит понять, какое поведение одобряется, а какое – нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, выходом из которой становится полная бездеятельность. К этому же результату приводит и однообразие реакций взрослых на действия ребенка.

 

Как ребенок будет относиться к своим ошибкам, зависит от отношения к ним родителей. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то и малыш делает вывод о своей состоятельности в осваиваемой им деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается родителями как катастрофа, то и он примиряется со своей никчемностью. Очень важно быть предельно внимательными к деятельности ребенка и искать повод для похвалы и одобрения даже в незначительном.

 


Информация о работе Мотивационная готовность к школе