Мотивационная готовность к школьному обучению у детей с недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Особенности психического развития детей 6 - 7 лет.
1.2 Составные компоненты психологической готовности

1.3 Мотивационная готовность к школе

2.Практическая часть

2.1 Описание работы

2.2 Результаты диагностического обследования

2.3 Итоги исследования

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

   Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

   Экспериментальные исследования, проведенные в середине XX века (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, 1951) и в конце XX века (Н. И. Гуткина, 1993, 1996, 2000), показывают, что выраженная внутренняя позиция школьника появляется приблизительно в 7 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.1 Описание работы

 Диагностическая работа проводилась в гдоу №49 калининского района. Целью работы было изучение структуры мотивационной готовности старших дошкольников с недоразвитие речи  к школе и сравнение уровня мотивационной готовности по гендернему типу.

 Гипотезой данной работы являлось, что уровень сформированности мотивационной готовности к школе у мальчиков будет ниже чем у девочек.

 Были поставлены следующие задачи:

    1.изучить структуру мотивов наиболее характерные для дошкольников.

    2. определить уровень  мотивационной готовности у детей к начальному бучению в школе.

    3. определить уровень  мотивационной готовности у мальчиков и девочек.

    4. разработка рекомендаций

    Предметом исследования бала мотивационная готовность к начальному обучению в школе, преобладающие  мотивы у дошкольников.

    Было  обследовано  10 детей в возрасте 6л. 5м. – 7л... Из них было 5 девочек и 5 мальчиков. Семьи благополучные. Процедура исследования проводилась в отдельном кабинете, в благоприятных условиях.

    В работе использовались методы: беседа, наблюдение, методы математической обработки.

    И методики: 1. определение мотивов  учения (разработка М.Р.Гинзбурга)

  назначение – определение мотивов, наиболее характерных для шестилетних детей

    2. диагностическая беседа по выявлению  уровня мотивационной готовности  ребенка 6-7 лет к начальному  обучению. (модифицированный вариант  Нежновой)

    Назначение - Диагностическая беседа предназначена для выявления уровня мотивационной готовности ребёнка 6-7 лет к начальному обучению в школе.

    3. диагностика определений школьной  мотивации: Оценка направленности  ребенка на процесс обучения  в школе. 

  назначение – определение мотивации ребенка к обучению в школе.

2.2 Результаты диагностического обследования

определение мотивов характерных  для шестилетних  детей.

 
 

Из приведенной  выше диаграммы можно увидеть, что у девочек мотивационная готовность  сформирована лучше, чем у мальчиков. Это видно по общему количеству баллов полеченных теми и  другими. Девочки получили 21 балл, а мальчики 18 баллов.  Это говорит о том, что девочки психологически более готовы к началу обучения.

  (Оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе)

 

По результатам  этой диагностической методики, видно, что результаты преобладают у  девочек. Девочки получили общий  результат 17 баллов, а мальчики 14 баллов. У них направленность на процесс  обучения сформирована лучше, чем у мальчиков. И это показывает, что девочкам будет проще начать обучение в школе.  
 
 
 
 
 

Гистограмма (по диагностической беседе) 
 

 
 
 

Результаты  этой диагностической методики слегка отличаются от предыдущих. По этой беседе мальчики и девочки получили практически одинаковые результаты с разницей в 4-ре балла в сторону девочек. Мальчики получили 53 балла, а девочки 57 баллов. По этой диагностической методики можно сказать , что у мальчиков и у девочек в среднем практически одинакова сформирована мотивационная готовность к школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Итоги исследования

Гистограмма  (по итогам обследования) 

 

Как видно  из результатов, представленных в диаграмме  мотивационная готовность к школьному обучению у девочек  находится на более высоком уровне, чем у мальчиков.  Это отображается практически по всем диагностическим методикам. Этот факт объясняется тем, что какие-то качества, значимые для обучения в начальной школе, сформированы лучше, какие – то хуже, что во многом как раз и определяется тем, кто же ребенок – мальчик или девочка.

Установленные развития  заключаются в несколько  лучшей  как интеллектуальной , так  и эмоционально личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ.

Немалое значение в развитие психологической  готовности имеет личностная тревожность  ребенка.

В частности  у мальчиков обычно средне – высокие  и несколько завышенные значения личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на обучение.

А вот  у девочек наблюдается диаметрально противоположенная картина. У девочек  у которых повышены значения личностной тревожности могут сформироваться боязнь школы.  

Заключение 

      Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

      Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

      Развивающую работу с нуждающими в ней детьми целесообразно проводить в группах  развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему - то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Кулачина И.Ю. Возрастная психология  Москва. 1991 г.

    2.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая

   готовность к школе. М.: Знание, 1987.

   3.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в

   школе. М.: Педагогика, 1991

  4. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995

   Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение  со взрослыми и психологическая

   подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987,

   5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение      мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2007. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мотивационная готовность к школьному обучению у детей с недоразвитием речи