Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:26, курсовая работа
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Особенности психического развития детей 6 - 7 лет.
1.2 Составные компоненты психологической готовности
1.3 Мотивационная готовность к школе
2.Практическая часть
2.1 Описание работы
2.2 Результаты диагностического обследования
2.3 Итоги исследования
Заключение
Список литературы
Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Экспериментальные исследования, проведенные
в середине XX века (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова,
Л. С. Славина, 1951) и в конце XX века (Н. И.
Гуткина, 1993, 1996, 2000), показывают, что выраженная
внутренняя позиция школьника появляется
приблизительно в 7 лет.
2.1 Описание работы
Диагностическая работа проводилась в гдоу №49 калининского района. Целью работы было изучение структуры мотивационной готовности старших дошкольников с недоразвитие речи к школе и сравнение уровня мотивационной готовности по гендернему типу.
Гипотезой данной работы являлось, что уровень сформированности мотивационной готовности к школе у мальчиков будет ниже чем у девочек.
Были поставлены следующие задачи:
1.изучить структуру мотивов наиболее характерные для дошкольников.
2. определить уровень мотивационной готовности у детей к начальному бучению в школе.
3. определить уровень мотивационной готовности у мальчиков и девочек.
4. разработка рекомендаций
Предметом исследования бала мотивационная готовность к начальному обучению в школе, преобладающие мотивы у дошкольников.
Было обследовано 10 детей в возрасте 6л. 5м. – 7л... Из них было 5 девочек и 5 мальчиков. Семьи благополучные. Процедура исследования проводилась в отдельном кабинете, в благоприятных условиях.
В работе использовались методы: беседа, наблюдение, методы математической обработки.
И методики: 1. определение мотивов учения (разработка М.Р.Гинзбурга)
назначение – определение мотивов, наиболее характерных для шестилетних детей
2.
диагностическая беседа по
Назначение - Диагностическая беседа предназначена для выявления уровня мотивационной готовности ребёнка 6-7 лет к начальному обучению в школе.
3.
диагностика определений
назначение – определение мотивации ребенка к обучению в школе.
2.2 Результаты диагностического обследования
определение мотивов характерных для шестилетних детей.
Из приведенной выше диаграммы можно увидеть, что у девочек мотивационная готовность сформирована лучше, чем у мальчиков. Это видно по общему количеству баллов полеченных теми и другими. Девочки получили 21 балл, а мальчики 18 баллов. Это говорит о том, что девочки психологически более готовы к началу обучения.
(Оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе)
По результатам
этой диагностической методики, видно,
что результаты преобладают у
девочек. Девочки получили общий
результат 17 баллов, а мальчики 14 баллов.
У них направленность на процесс
обучения сформирована лучше, чем у мальчиков.
И это показывает, что девочкам будет проще
начать обучение в школе.
Гистограмма
(по диагностической беседе)
Результаты
этой диагностической методики слегка
отличаются от предыдущих. По этой беседе
мальчики и девочки получили практически
одинаковые результаты с разницей в 4-ре
балла в сторону девочек. Мальчики получили
53 балла, а девочки 57 баллов. По этой диагностической
методики можно сказать , что у мальчиков
и у девочек в среднем практически одинакова
сформирована мотивационная готовность
к школе.
2.3 Итоги исследования
Гистограмма
(по итогам обследования)
Как видно из результатов, представленных в диаграмме мотивационная готовность к школьному обучению у девочек находится на более высоком уровне, чем у мальчиков. Это отображается практически по всем диагностическим методикам. Этот факт объясняется тем, что какие-то качества, значимые для обучения в начальной школе, сформированы лучше, какие – то хуже, что во многом как раз и определяется тем, кто же ребенок – мальчик или девочка.
Установленные развития заключаются в несколько лучшей как интеллектуальной , так и эмоционально личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ.
Немалое значение в развитие психологической готовности имеет личностная тревожность ребенка.
В частности у мальчиков обычно средне – высокие и несколько завышенные значения личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на обучение.
А вот
у девочек наблюдается
Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую
работу с нуждающими в ней детьми
целесообразно проводить в
Список литературы
1. Кулачина И.Ю. Возрастная
2.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая
готовность к школе. М.: Знание, 1987.
3.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе. М.: Педагогика, 1991
4. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995
Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая
подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987,
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
6.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность
к школе – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2007.
Информация о работе Мотивационная готовность к школьному обучению у детей с недоразвитием речи