Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 11:27, контрольная работа
Мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные подходы к определению понятия мотивация……………………4
2. Мотивация в структуре регуляции деятельности…………………………..6
3. Внешняя и внутренняя мотивация…………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основные подходы к
определению понятия мотивация…
2. Мотивация в структуре
регуляции деятельности……………………
3. Внешняя и внутренняя мотивация…………………………………………..8
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Мотивация представляет собой одну из наиболее сложных и, вместе с тем, заслуживающих особого внимания проблем, поскольку ее изучение непосредственно связано с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека.
Мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.
Содержательная характеристика мотивации является одной из актуальных психологических проблем. Ее решение предполагает исследование элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определение роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида.
Таким образом, в данной работе необходимо раскрыть вопрос психологической и мотивации и регуляции.
1. Основные подходы
к определению понятия
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле (рисунок 1) [1, с.14]:
Рисунок 1 – Определение мотивации
Р. Немов, рассматривая вопросы мотивации считает правильным использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо, обращается и ко второму его значению. Таким образом, согласно Р. Немову, мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [2, с.21].
Е.П. Ильин, также указывая на выделение двух вышеуказанных подходов к трактовке понятия «мотивация», считает, что и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов. Выход из создавшегося положения Ильин видит в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).
Д.А. Леонтьева, проводя анализ понятия «мотивация», указывает, что слово «мотивация» имеет тот же корень, что и слово «эмоция» - латинское слово «movere»(двигать). Мотивация – это то, что куда-то нас движет. По справедливому замечанию С.Л. Рубинштейна, «учение о мотивации выступает как конкретизация учения о детерминации». Согласно его определению, «мотивация человеческого поведения – это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром».
Из этой характеристики можно вывести ряд следствий.
Во-первых, если меня кто-то взял за шиворот и потащил, и я автоматически перебираю ногами, чтобы не упасть, речь идет, безусловно, о детерминации моего поведения, но не о его мотивации, потому что то, что обусловливает мои действия, не опосредствовано моим отражением, не субъективно.
Во-вторых, психологию мотивации интересуют причины и регуляторы поведения, а не само его протекание. Причины – это то, что вообще делает возможным те или иные действия, без чего они бы не состоялись. Регуляторы – это то, что влияет на направление и конкретные параметры уже осуществляющихся действий. Различие между регуляцией и детерминацией -это различие между теми факторами, которые просто влияют на протекание процесса, сдвигая его в ту или иную сторону, и теми факторами, которые его порождают, без которых его бы не было. Т.е. о мотивации мы говорим только в тех случаях, в которых мы имеем дело с детерминацией, то есть с порождением, с возникновением каких-то поведенческих актов.
Но детерминация человеческих действий не носит всеохватывающий характер. В неорганическом мире детерминизму противостоит одна лишь случайность; в мире действий людей, наделенных сознанием, появляется еще одна реальность - самодетерминация. Включение в любой момент нашего рефлексивного сознания перестраивает всю систему сил, воздействующих на ситуацию. Осознавая эти силы, мы лишаем их большей части власти над нами и способны выбрать любую из альтернатив, не только наиболее притягательную, или не выбрать ничего.
2. Мотивация в структуре регуляции деятельности
Наша деятельность – очень сложный процесс, который соответствует, по меньшей мере, четырем критериям, и все они оказывают на нее свое регулирующее влияние.
Первое – это объект деятельности. Если я чищу крупную картошку, я делаю одни движения рукой, если мелкую, то другие.
Второе – это внешние условия, внешние обстоятельства.
Третье – это индивидуальные особенности субъекта деятельности, то, что ему дано, к чему он может относиться как к средству, как к инструменту. Понятие «индивидуальный стиль» выражает как раз то, что разные люди по-разному строят одну и ту же деятельность, чтобы максимально использовать свои преимущества и компенсировать свои слабые стороны.
Четвертое – это то, что в психологии называют интенциональной стороной, то есть сфера стремлений, мотивов, намерений, желаний, то, что относится к направлению движений; куда мы стремимся, что мы хотим, к чему мы идем. Мотивационная регуляция — это регуляция деятельности в соответствии с четвертым критерием, то есть под углом зрения ее соответствии потребностям, целям и желаниям субъекта.
Рассмотрим структуру мотивации по А.Г. Асмолову.
Согласно А.Г. Асмолову, общую структуру мотивации человека можно представить в виде следующей схемы. Он очертил область психологии мотивации как область, включающую в себя три группы факторов, которые можно рассматривать как три уровня мотивации [1, с. 32].
Первая группа факторов – это источники деятельности, ее конечные причины: либидо, потребность в самоактуализации, смысл жизни, ценности, инстинкты и др. Факторы этого уровня – всегда обобщенные, устойчивые факторы, то, что стабильно характеризует человека и относится в равной степени как к мотивации, так и к личности.
Вторая группа факторов – это факторы, обеспечивающие выбор направленности деятельности в конкретной ситуации. Имеется в виду не тот сознательный выбор, который мы делаем, взвешивая и оценивая все альтернативы. Чаще всего этот выбор делается без участия сознания, автоматически принимается одно, а не другое направление деятельности в конкретной ситуации. Здесь уже речь идет о факторах собственно мотивационных (мотивы).
Третья группа факторов, третий уровень мотивационных процессов – это те факторы, которые обеспечивают собственно регуляцию, направленность деятельности на реализацию мотива. Когда направление деятельности определилось, мы должны ещё проанализировать, что помогает деятельности не отклониться от своего пути. Сам мотив – это половина дела, это стартовая точка; мотив порождает свои вторичные регуляторы, которые помогают деятельности не отклониться от курса и позволяют довести деятельность до конца. Сюда относятся цели, установки, эмоциональные процессы, то есть то, что сопровождает течение деятельности, все то, что входит в ёмкое понятие регуляции.
Таким образом, психология мотивации занимает пространство между психологией личности и психологией регуляции деятельности. Первый уровень – источники мотивации – общая область с психология личности, второй уровень – то, что происходит здесь и сейчас, конкретный выбор направленности деятельности, - это специфическая тема психологии мотивации, а третий уровень – что ведет деятельность на пути к достижению желаемого, когда этот выбор произошел, - это уже психология деятельности.
3. Внешняя и внутренняя мотивация
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В связи с этим большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации: 1) внешней мотивации и 2) внутренней мотивации. Таким образом, в первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации [3, с.14].
А.И. Бушин анализируя данный вопрос, считает, что главным признаком мотивированного поведения человека является наличие намерения – интенции к выполнению деятельности. В зависимости от наличия или отсутствия интенции и от восприятия ее источника личность может находиться в одном из трех основных мотивационных состояний:
1) состояние внутренней мотивированности – определяется потребностями в самодетерминации и компетентности, являющимися одними из ведущих психологических потребностей Я человека. В этом состоянии человек ощущает, что он является истинной причиной осуществляемого преднамеренного поведения (имеет внутренний локус причинности) и воспринимает себя как эффективного агента при взаимодействии с окружением (чувство компетентности).
2) состояние внешней мотивации – оно детерминировано силами внешними по отношению к Я и направленными на инициацию и (или) регуляцию поведения человека. В этом состоянии человек воспринимает причины своего преднамеренного поведения как внешние, навязанные извне, а себя как пешку, которой манипулируют. В этом состоянии человек может воспринимать себя компетентным и эффективным, но это чувство не будет приводить к внутренней мотивации.
3) состояние амотивации – оно характеризуется отсутствием интенции – намерения к осуществлению поведения – и сопровождается чувством некомпетентности и неэффективности при взаимодействии с окружением.
Е.П. Ильин, рассматривая вопрос о внешнеорганизованной мотивации, утверждает, что здесь речь идет об условном, а не о действительном формировании мотива посторонним человеком. Таким образом, согласно Е.П. Ильину, нельзя извне в процессе воспитания формировать мотивы, а можно только способствовать этому процессу. Мотив – сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. В процессе же воспитания и социализации личности формируется тот строительный материал, который будет в дальнейшем использоваться для мотивации того или иного действия или поступка. Этим материалом являются такие личностные образования, как интересы и склонности, нравственные принципы, установки и самооценка, формирование которых является задачей педагогики.
Внешние воздействия, влияния могут иметь вид просьбы, требования, совета, внушения, намека и т. д. и принимать характер информирования, инструктирования, стимулирования и запрета.
Рассмотрим виды мотивационных образований
А.В. Петровский подразделяет все мотивационный образования (мотивы) на две группы: осознанные и неосознанные побуждения к деятельности. Эти побуждения к деятельности в совокупности составляютмотивацию поведения личности. Ведущая роль в мотивации поведения принадлежит осознанным побуждениям [4,с. 17].
1. Осознанные побуждения к деятельности:
Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Удовлетворение их способствует восполнению пробелов в знаниях, лучшей ориентировке, пониманию, ознакомлению с фактами, которые приобрели значимость. Субъективно – для самого человека – интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его.
Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.
Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Стремления – это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.
2. Неосознанные побуждения к деятельности:
Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Влечение – это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Субъективно для человека, испытывающего состояние влечения, далеко еще не ясно, что влечет его в объекте, каковы цели его деятельности, побуждаемые этим влечением. И хотя это психическое состояние достаточно часто встречается, оно, как правило, является преходящим – потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознается, превращаясь в стремление (в форме желания, намерения, мечты и т.д.).
Е.П. Ильин указывает, что в зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности (понимаемости) причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижения цели, запланированного результата), мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия. К таким мотивационным образованиям он относит:
Информация о работе Мотивация в структуре регуляции деятельности