Мотивация как фактор управления личностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.docx

— 44.69 Кб (Скачать файл)

1. Мотивация как фактор управления личностью.

При планировании и организации  работы руководитель определяет, что  конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.

Руководители воплощают  свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении  управления, можно дать такое определение:

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

   Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному.  В  одном случае – как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом  –  как совокупность мотивов. В третьем  –  как  побуждение,  вызывающее  активность организма и определяющее ее направленность.

 В данном  тексте  мы  будем рассматривать мотивацию  как  динамический  процесс  формирования  мотива, как  основания поступка имеющие свои последствия.

   Довольно  часто  психологи  в  своих  теоретических  работах  пытаются рассмотреть отдельно  внешнюю мотивацию, то есть  экстринсивную - эта мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. А так же внутреннюю, то есть интринсивную - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Но на практике человек не может не зависеть в  своих  решениях и поступках от влияния окружения. То есть на внутреннюю мотивацию  оказывают влияние внешние факторы. Говоря о внешней мотивации  необходимо  принять  во внимание, что обстоятельства, условия,  ситуации  приобретают  значение  для мотивации  только  тогда,  когда  становятся  значимыми  для  человека, для удовлетворения  потребности,  желания.  Поэтому  внешние  факторы  должны  в процессе мотивации трансформироваться во внутренние.

   Владимир Георгиевич Асеев (доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ,; специалист в области методологии и теории личности, мотивации, психологии развития, акмеологии; автор оригинальной теории модальностного и зонального строения мотивации поведения личности, концепции двухкомпонентной структуры детерминации функционирования и развития психики, включающей взаимодействие предрасполагающих и актуально действующих факторов) считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное,  положительно-отрицательное  ее  строение.  При  положительной мотивации у человека  возникает  побуждение  к  непосредственной  реализации потребности. Отрицательная мотивация, напротив,  выступает  как  самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности. Например,  нахождение  рядом с объектом своего влечения может вызвать как положительную мотивацию, так  и отрицательную (в случаи неразделенной любви).

   Мотивация,  рассматриваемая  как  процесс,  теоретически  может   быть представлена в  виде  шести  следующих одна за  другой стадии. Естественно, такое рассмотрение  процесса  носит  достаточно  условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий  и нет  обособленных  процессов  мотивации.  Однако  для  уяснения  того,   как разворачивается процесс мотивации, какова  его  логика  и  составные  части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

   Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется  в виде того, что  человек  начинает  ощущать,  что  ему  чего-то  не  хватает. Проявляется она в конкретное  время  и  начинает  “требовать”  от  человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то  шаги  для  ее  устранения. Потребности могут быть самыми различными.

   Вторая стадия – поиск путей устранения  потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать  возможности странить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает  необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

   Третья стадия – определение целей (направления)  действия.  Человек фиксирует, что и какими средствами он  должен  делать,  чего  добиться,  что получить для того, чтобы устранить потребность.

   Четвертая стадия – осуществление  действия.  На  этой  стадии  человек затрачивает  усилия  для  того,  чтобы  осуществить  действия,  которые,   в конечном счете,  должны  предоставить  ему  возможность  получения  чего-то, чтобы устранить потребность.  Так  как  процесс  работы  оказывает  обратное влияние на мотивацию, то на  этой  стадии  может  происходить  корректировка целей.

   Пятая стадия – получение  вознаграждения  за  осуществление  действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то,  что он может использовать для устранения потребности,  либо  то,  что  он  может обменять на желаемый для  него  объект.  На  данной  стадии  выясняется  то, насколько выполнение действий дало  желаемый  результат.  В  зависимости  от этого  происходит  либо  ослабление,  либо  сохранение,  либо  же   усиление мотивации к действию.

   Шестая стадия –  устранение  потребности.  В  зависимости  от  степени снятия напряжения, вызываемого  потребностью,  а  также  от  того,  вызывает устранение  потребности  ослабление  или  усиление  мотивации  деятельности, человек либо прекращает деятельность  до  возникновения  новой  потребности, либо продолжает искать возможности и  осуществлять  действия  по  устранению потребности.

   Мотивация, обусловленная внешними второсигнальными стимулами. Под внешнеорганизованной мотивацией нами будет пониматься  воздействие на процесс мотивации субъекта А со стороны  субъекта(ов)   Б.  Речь  идет  о влияние одного субъекта на мотивационный процесс другого субъекта,  а  не  о формировании мотива посторонним человеком. Нельзя извне в процессе воспитания формировать мотивы, на что  уповают многие  педагоги.  Можно  только  способствовать  этому  процессу.  Мотив  – сложное психологическое образование, которое должен построить  сам  субъект. Следовательно, извне формируются не мотивы, а мотиваторы. При внешнеорганизационной  мотивации  может  происходить  конкурентная борьба  мотиваций  двух  взаимодействующих  в  процессе  общения  субъектов. Поэтому психология воздействия на субъект А  со  стороны  субъекта  Б  может привести  как  к  согласию,  так  и  к  отказу  первого  выполнить  просьбу, требование и т.п.  Однако  это  не  значит,  что  отказ  человека  выполнить просьбу  или  приказ  не  мотивирован.  При  отказе  формируется  мотив   не действия, а поступка.

 

   1.2.  Прямые императивные формы организации мотивационного процесса.

   К  прямым   императивным   формам   воздействия   относятся   приказы, требования, принуждение. Приказ,  требование.  В  случае   приказа,   требования   особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как цель. В  связи с этим В.А.Иванников  (российский психолог, специалист в области проблем общей психологии и психофизиологии, мотивации поведения, волевой регуляции деятельности. Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО, вице-президент Общества психологов РАН. Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета и аспирантуру при МГУ. В 1970 защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Преднастройка к действиям и ее связь с вероятностным прогнозом». С 1969 г. и по настоящее время работает на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ. В 1973-1983 гг. - зам. декана по учебной работе, профессор кафедры общей психологии, профессор кафедры психологии личности. В 1989 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психологический механизм волевой регуляции» ) говорит  о  двух  родах  целей:  цель  как  конкретное наполнение мотива и цель, задаваемая другими людьми и обществом в целом.

Формирование мотива при  заданной извне цели  происходит  по  следующей

схеме:

1. Задаваемая цель (приказ, требование);

2. Осознание задаваемой  цели и ее значимости для  других;

3. Осознание значимости  цели для себя с учетом:

  а. необходимости действий в связи с выполняемой ролью, с чувством долга;

  б. последствиями в случаи согласия или отказа;

  в. собственных интересов.

4. Актуализация потребностей:

1. в самоуважении;

2. в самосохранении (в избегании наказания).

5. Учет возможностей, ситуаций;

6. Принятие решения;

7. Намерение (побуждение  к действию)

8. Действие;

9. Реальная цель.

   Приказ или требование как форма  воздействия  могут  использоваться  в случаях, когда один человек имеет  право  распоряжаться  поведением  другого (других). Требование воспринимается как проявление власти  над другим.  Это приводит к внутреннему сопротивлению выдвигаемым требованиям. Снять эту  негативную  реакцию  можно  путем  тщательной  аргументации выдвигаемого  требования.  Это  способствует  осознанному,  а   не   слепому выполнению требования. Тогда требование становиться из  внешнего  побудителя внутренним.

   Принуждение. Эта форма воздействия используется  обычно  тогда,  когда другие методы воздействия на мотивацию оказываются недейственными или  когда нет времени, чтобы их использовать. Принуждение действенно только в том случае,  если  принуждающий  имеет более высокий статус, чем принуждаемый. Положительной  стороной  принуждения  является  то,  что   оно   может способствовать снятию конфликтной  ситуации  на  данном  отрезке  времени  и выполнению субъектом необходимых действий. Кроме того, это один из  способов воспитания чувства долга. «Человек, который не умеет принудить  себя  делать то, чего  не  хочет,  никогда  не  достигнет  того,  чего  хочет»,  -  писал К.Д.Ушинский

 

1.3. Проблемы практического подхода к мотивации личности.

      Знание логики процесса мотивации не дает  существенных  преимуществ  в управлении этим процессом. Можно  указать  на  несколько  факторов,  которые усложняют и делают неясным процесс  практического  развертывания  мотивации. Важным  фактором  является  не  очевидность  мотивов.  Можно   предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют,  но  в  явном  виде  их “вычленить” невозможно.

       Следующим  важным фактором является изменчивость  мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей – при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия. Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных личностей. Разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению данного результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае один и тот же мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

 

1.4. Иерархия потребностей А. Маслоу

Исследования американского  психолога Абрахама Маслоу (A.Maslow, 1908-1970) являются основой изучения поведения  человека на работе, используются в  управлении мотивацией, управлении конфликтами  и другими областями современного менеджмента.

Согласно Маслоу (Hierarchy of Needs), «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями.

Потребности в порядке  их очередности:

физиологические потребности 
(голод, жажда, кров, тепло, сон и т.п.);

потребности безопасности 
(безопасность семьи, здоровье, трудоустройство, стабильность);

потребности принадлежности и любви 
(дружба, семья, принадлежность группе, общение);

потребности в уважении, признании 
(самооценка, отношение окружающих);

потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования 
(самовыражение, персональное развитие).

«Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то иное. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет стремиться к получению пищи.

Когда и это находят удовлетворение, возникают новые (и вновь «более возвышенные») потребности, и так далее. 

«Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве  собственного достоинства, которое  должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное  уважительное отношение окружающих…  Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства  уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в  этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной  неполноценности, слабости и беспомощности.» 

Последней и высшей стадией  в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности  в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной  степени, «мы вправе ожидать, что  у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Человек  должен стать тем, кем он может  стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит  в желании все более и более  становиться тем, кто вы есть, становиться  всем тем, что определяется вашей  способностью к становлению». Маслоу с готовностью соглашается с  тем, что эта потребность может  сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в  самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. Он пишет: «Людей, удовлетворивших указанные потребности, мы вправе назвать, «в основном, удовлетворенными людьми»; и отсюда следует, что мы можем ожидать от них наиболее полного (и здорового) творчества. Поскольку  «в основном удовлетворенные люди»  в нашем обществе являются исключением, мы плохо знакомы — и экспериментально, и клинически — с явлением самоактуализации. Его исследование — дело будущего.

Информация о работе Мотивация как фактор управления личностью