Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:33, реферат
Известно, что мотивация к труду начинает формироваться у человека еще до начала его профессиональной трудовой деятельности. Постепенно в процессе обучения в школе, среднем специальном (ссуз) или высшем учебном (вуз) заведении и во время социального общения развиваются трудовые качества личности, такие как трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, приобретаются первоначальные трудовые навыки. Эти качества лежат в основе мотивации к труду и в дальнейшем получают развитие под влиянием реальной рабочей среды при вступлении в сферу общественного производства.
Мотивация молодого специалиста
Добавлено: 16.11.2007 Версия для печати
Т. Мясоедова,
Российский химико-
Сегодня, когда человеческие
ресурсы становятся одним из главных
конкурентных преимуществ любого предприятия,
ведутся поиски новых форм подготовки
специалистов, обладающих не только профессиональными
знаниями, способностью использовать
эти знания на практике, но и мотивированных
к высокопроизводительному
Известно, что мотивация к труду начинает формироваться у человека еще до начала его профессиональной трудовой деятельности. Постепенно в процессе обучения в школе, среднем специальном (ссуз) или высшем учебном (вуз) заведении и во время социального общения развиваются трудовые качества личности, такие как трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, приобретаются первоначальные трудовые навыки. Эти качества лежат в основе мотивации к труду и в дальнейшем получают развитие под влиянием реальной рабочей среды при вступлении в сферу общественного производства.
Профориентация школьников
служит началом формирования чувства
идентификации работника с
В связи с этим предприятия, заинтересованные в притоке молодых специалистов, должны активно участвовать в процессе профориентации учеников старших классов, особенно тех школ, в которых преимущественно учатся дети работников предприятия. Наиболее актуальными на настоящий момент темами профконсультаций могут быть:
- профессии, востребованные на данном предприятии и на современном рынке труда;
- содержание работы конкретных специалистов;
- требования предприятия
к специалистам в области
- образование, которое необходимо получить, чтобы стать тем или иным специалистом;
- вузы и ссузы, которые, по мнению руководства предприятия, предоставляют качественное образование по актуальным для него специальностям.
Более половины школьников
получают информацию о вузах, профессиях
и специальностях от школьных учителей
и родителей, которые не всегда располагают
достоверными и исчерпывающими сведениями
о современной сфере
В настоящее время уровень государственного финансирования школ недостаточен. Поэтому целевая финансовая поддержка предприятий, направленная на оборудование современных школьных классов, на закупку оргтехники и компьютеров, будет способствовать как повышению качества школьного образования в целом, так и формированию у школьников образа надежного предприятия, заботящегося о развитии и благополучии своих сотрудников (даже потенциальных).
Формирование чувства
идентификации работника с
В зарубежной практике уже давно существуют примеры достаточно эффективного взаимодействия вуза и предприятия в процессе подготовки молодого специалиста. Например, кадровые службы некоторых крупных японских компаний начинают работу со студентами - будущими специалистами, когда те учатся в университетах на 2 - 3-м курсах. Выявляются молодые люди со способностями, которые отвечают требованиям стратегии развития фирмы. Далее их начинают приглашать на лекции специалистов и руководителей компании, посвященные истории компании, динамике изменений производства и номенклатуры продукции, прогнозам на будущее.
Студенты, наблюдаемые кадровой службой и являющиеся кандидатами для работы в компании, проходят тестирование, изучается состояние их здоровья. Потенциальных работников фирмы принимают на работу во время студенческих каникул, приглашают на различные мероприятия, такие как дни качества, годовое отчетное собрание и т. п. Все это дает студентам возможность заранее познакомиться с корпоративной культурой компании, приобрести какие-либо практические навыки, заработать деньги. В процессе всех мероприятий студентам активно прививается чувство идентификации с компанией, которая намеревается предоставить им в дальнейшем работу.
После окончания
университета и поступления на работу
за каждым молодым специалистом закрепляется
так называемый наставник из числа
руководителей среднего звена и
одновременно из числа выпускников
того же высшего учебного заведения,
что и его подопечный. Полномочия
наставника в Японии, как правило,
шире, чем у российских наставников.
Он помогает новичку адаптироваться
на рабочем месте, помогает разрешить
возможные конфликты, бывает у своих
подопечных дома, знает состав семьи,
круг друзей и знакомых, в курсе
планов молодого человека, знает его
увлечения, знает о нем все. Если
в кадровой службе решается вопрос
о перемещении специалиста, то в
этом случае мнение наставников является
решающим. Такое кураторство
Примеры подобного сотрудничества появились и в российской практике. Крупные промышленные компании, такие как РУСАЛ, ОАО «ГМК "Норильский никель"», ЗАО «Лукойл-Нефтехим» и др., для привлечения перспективных студентов проводят презентации компании в известных российских вузах, Дни открытых дверей в компании, Дни карьеры. Студентам предоставляют необходимый информационный материал о компании, для них организовывают производственную практику. Одновременно осуществляется финансовая поддержка образовательной деятельности вузов. Молодые специалисты в период адаптации в компании находятся в поле зрения Совета молодых специалистов, к ним прикрепляется наставник.
Вместе с тем наиболее эффективным и действенным подходом в формировании современного конкурентоспособного специалиста является не разобщенное сотрудничество «школа - предприятие», «предприятие - вуз», а объединение усилий школы, вуза, предприятия и самого учащегося на всех стадиях его подготовки (схема 1).
Схема 1
Между всеми субъектами образовательного процесса молодого специалиста должно быть налажено такое взаимодействие, которое дает возможность устанавливать отклонения от совместно выработанного стандарта квалифицированного специалиста путем корректировки содержания учебных программ и используемых образовательных технологий на любой стадии его подготовки.
Анализ современного
состояния системы школьного
и вузовского образования показывает,
что существующая система управления
образованием не в состоянии обеспечить
общественно необходимый
До сих пор существуют
серьезные концептуальные различия
в структурировании объема знаний среднего
общего и высшего профессионального
образования, заметные отличия учебных
программ в разных регионах и разных
школах. Различная квалификация учителей
среднего образования и различный
уровень материального
Глубокое изучение профильных дисциплин, методическое руководство вузов над подшефными школами, возможность непосредственных контактов с вузовскими преподавателями, с работниками предприятия-заказчика - все это способствует формированию у школьников не только профессиональных знаний, умений и навыков, но четких мировоззренческих позиций и осознанных профориентационных установок.
Предприятия, которые имеют партнерские отношения с вузами в области целевой подготовки специалистов, могут не ограничиваться работой только со студентами, поступившими в вуз из базовых (подшефных) школ предприятия. Программы целевой подготовки могут быть предложены любым студентам, проявившим к ним интерес и отвечающим требованиям работодателей.
Как уже упоминалось выше, для подготовки специалиста, преданного предприятию, обладающего высокой мотивацией к труду, необходимо постоянное участие самого предприятия в образовательном процессе. Это участие может проявляться в виде:
- формулирования тематики курсовых и дипломных проектов;
- участия с правом
решающего голоса в работе
жюри при проведении конкурсов
студенческих научно-
- учреждения премий за лучшую студенческую работу;
- организации производственной
и преддипломной практик, в
том числе с временным
- преподавания профессионально-
- участия в текущем
и итоговом контроле и оценке
приобретаемых студентами
В общем виде процесс
формирования у потенциальных работников
чувства идентификации с
Данный подход к формированию мотивации молодых специалистов успешно реализуется начиная с 2002 г. совместными усилиями Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (г. Москва), управляющей компании ЗАО «Лукойл-Нефтехим» (г. Москва), промышленных предприятий ООО «Ставролен» (г. Буденновск), ООО «Саратоворгсинтез» (г. Саратов), средней школы № 59 г. Саратова и средней школы № 8 г. Буденновска. Университет осуществляет учебно-методическое руководство подготовкой школьников старших классов, организует выездные профильные олимпиады, по результатам которых лучшие школьники могут быть зачислены в университет. Ведущие преподаватели вуза дают мастер-классы по различным темам химии и математики в этих школах, проводят консультирование школьных учителей по новым образовательным технологиям.
Схема 2
Управляющая компания
совместно со своими предприятиями
принимает участие в