Мотивы забастовочных движений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:56, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении мотивов работников в забастовочных движениях
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятиям «мотив» и «мотивация» работника
2. Рассмотреть виды мотивов работников и их влияние на трудовой процесс

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Глава 1. Мотив и мотивация. Их значение в трудовом процессе….
1.1. Определения понятий «мотив» и «мотивация» работника……
1.2. Виды мотивов работников и их влияние на трудовой процесс…
Глава 2. Сущность забастовок рабочих и их мотивы……………….
2.1. Понятие «забастовка» ее виды и функции……………………..
2.2. Мотивы забастовок. Забастовочные движения в России……..
2.3. Классические приемы подавления забастовок…………………
Заключении…………………………………………………………….
Список используемых источников……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

мотивация трудовой деятельности.docx

— 44.83 Кб (Скачать файл)

3. Средство выхода из стрессовой ситуации работы, способ изменения сложившейся системы отношений.

4. Демонстрация недовольства и готовности к действиям для удовлетворения своих интересов.

5. Инновационная функция - входе забастовки вырабатываются новые формы трудового взаимодействия между работниками и работодателями; новые нормы и правила. Отсюда можно говорить о следующей функции забастовки

6.      Позитивная функция забастовки выражается в выработке новых норм и правил взаимодействия, в совершенствовании системы социально-трудовых отношений.

7.  Негативная функция забастовки - заключается в прекращении работы и появлении противоборствующих групп, в снижении выработки. Забастовка всегда связана с материальными потерями на производстве.

Таким образом, забастовка –  это первая ступень и самое распространенное средство классовой борьбы рабочих. Россия претерпела множество забастовок, и все они оставили свой отпечаток.

2.2. Мотивы забастовок. Забастовочные движения в России

Из года в год основным мотивом, вынуждающим рабочих бастовать, является низкая заработная плата, задержка заработной платы, неоправданное сокращение рабочих мест, пренебрежение работодателей условиями труда.

Рассмотрим самые известные  забастовки в России и обозначим  их причины.

В СССР забастовочная активность начала принимать значительный размах на рубеже 1980–1990-х годов. Во главе  забастовочной волны выступили  горняцкие коллективы.

Прекратив работу, оставив  необходимое количество работников для сохранения жизнедеятельности  шахт, рабочие вышли на улицы и  площади городов. Порядок поддерживался  силами бастующих, образовались забастовочные  комитеты. Многотысячные митинги  шахтеров продолжались помногу часов. Стали появляться новые рабочие лидеры, выдвигаться кандидатуры в забастовочные комитеты.

В дальнейшем забастовки шахтеров увеличивали свою мощь (табл.1)

 

 

Таблица 1

Забастовки шахтеров 1989-2008 год

год

Количество бастующих

требования

1989

около 300 горняков шахты

оплата труда в вечернее и ночное время, с установлением единого выходного дня, обеспечением шахт и шахтеров моющими средствами и питанием во время работы под землей

Рабочие предъявили администрации  около 20 требований

1991

220 тысяч шахтеров по всей стране

требуют отставки президента СССР и всего кабинета министров;

повышения зарплаты в два раза.

1993

бастовало 202 шахты

региональная самостоятельность;

референдум о доверии Советам  всех уровней;

референдум о доверии Президенту.

1996

87 % работников предприятий угольной  промышленности

протест против социально-экономической  политики властей.

1998

 

погашения долгов по зарплате,

звучали политические требования: горняки настаивали на отставке президента

2008

107 горняков

увеличения заработка с 17 тысяч  рублей до 25 тысяч, возврата социального  пакета, установления районного коэффициента 1,3.


 

Таким образом, анализирую таблицу, можно сказать, что основными  мотивами многочисленных забастовок шахтеров стали:

1. Повышение заработной  платы;

2. Смена власти;

3. Улучшение условий труда.

В ноябре 2002 года прошла крупнейшая акция протеста работников авиационной отрасли. В ней приняли участие около тысячи человек.

Они требовали повышения  зарплаты на 100%. На тот момент оклад  у диспетчера был выше средней  зарплаты по стране и равнялся 8 тысячам  рублей. Минтранс не мог пойти на такие уступки, и стороны сошлись  на 30-процентном увеличении ежемесячного дохода.

2007 год. «Форд»

С 23 ноября по 17 декабря на заводе «Форд» во Всеволожске проходила  одна из первых российских забастовок, организованная по западному образцу. Она началась не стихийно — была заранее спланирована. По окончании  был составлен график переговоров  профсоюзных лидеров с руководством.

В акции протеста приняли  участие 1,5 тысячи человек из 2,2 тысячи. Из-за остановки конвейера завод  не выпустил 271 автомобиль и понес  убыток на 5 млн. долларов. Рабочие добились увеличения зарплаты на 16–21%.

Число забастовок в первом квартале 2012 года стало наибольшим за последние пять лет. Об этом сообщается в исследовании Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), который ведет соответствующую статистику с 2008 года. В январе-марте 2012-го в России состоялась 61 забастовка.

 В январе-марте 2008 года в стране было зафиксировано 11 забастовок и стачек, за аналогичный период 2009-го - 27, в январе-феврале 2010 года - 22, в 2011 году - 53 протестных мероприятия в трудовых коллективах. Кроме того, в стране выросло число стоп-акций (частичная или полная остановка работы) - с пяти в первом квартале 2008 года до 23-х в начале 2012-го.

 В ЦСТП прогнозируют  рост числа забастовок в России  до 40-45 в месяц. В целом по  итогам 2011 года центр насчитал  в России 262 трудовых конфликта, за 2010-й - 205, за 2009-й - 272, а за 2008 год - всего 93 стачки и забастовки. При подсчете числа трудовых конфликтов ЦСТП использует открытые источники, в том числе и интернет.

 В то же время,  официальная статистика с начала 2012 года зафиксировала всего две  забастовки, число их участников  составило 208 человек. По данным  Росстата, за аналогичный период  прошлого года забастовок и  стачек в России не происходило. 

 Как отмечает "Коммерсантъ"4, главными причинами стачек и забастовок в России являются низкая заработная плата работников, а также реорганизация или закрытие ряда предприятий. При этом в 2010 году главной причиной протестных акций среди трудовых коллективов были задержки или невыплаты заработной платы.

Таким образом, можно сказать, что забастовки в России стали  нормой, только так работники могут  донести свои требования, только так  их могут услышать руководители.

Забастовки влекут за собой  серьезные последствия, не раз в  таких мероприятиях погибали люди, поэтому нужно принимать всяческие методы по устранению забастовок.

2.3. Классические приемы подавления забастовок

Существует ряд психологических  приемов, позволяющих подавить забастовку. В основе - знания о психологических  свойствах и механизмах протекания забастовок, этими приемами можно  как сдержать развитие забастовки, так и вовсе прекратить ее.

1. «Вавилонская башня» - основан на свойствах организованности и управляемости забастовки. Забастовка – это всегда организованное действие трудового коллектива. Причем, решение бастовать для большинства участников – это серьезный акт доверия к лидерам забастовки. Бастующие соучаствуют со своими коллегами и с лидерами. Только все вместе, выступая как единое целое, бастующие способны повлиять на работодателя. Именно в такой организованности, основанной на доверии – сила забастовки. Классическим приемом разрушения организованности людей и вселения недоверия к лидерам может стать возбуждение разных тем забастовки, разных требований, разделение бастующих по группам. Бастующих необходимо противопоставить друг другу, а не работодателю.

2. «Переключение внимания».  Перевести гнев на другой объект  – «найти врага и выпустить  пар» - это так же один из  приемов взаимодействия с бастующими. В отличие от многих массовидных явлений – забастовка очень конкретна в своих требованиях. С бастующими не только можно, но и нужно обсуждать, что они хотят. Однако часто забастовка способна приобрести слишком эмоциональный характер, когда кипящие эмоции, переживания, страсти и чувства закроют возможность переговоров с участниками забастовки. В таком случае рекомендуется переключить внимание бастующих на другой объект, на другого, внешнего врага. Выпустив пар, коллектив рабочих снова будет способен на переговоры. Правда использование такого способа требует профессионализма и осторожности, т.к. чреват крайне негативными последствиями.

3. «Полная замена состава  работающих». Данный прием не относится в полной мере к психологическим, он скорее организационный.

4. «Убеждение» - механизм  психологического воздействия на  участников забастовки. В забастовке, как и в любом массовидном явлении, задействованы эмоции. Однако бастующих объединяют общие мотивы, требования, вопросы. Вступать в диалог с участниками забастовки не имея подготовленных средств убеждения не рекомендуется. 

5. «Психологическая блокада  забастовки». Забастовка может  быть психологически заблокирована  как на ранних стадиях, так  и в своей активной фазе. Такая  блокада возможна при использовании  двух чувств: апатии и целеустремленности: 1) апатия – когда бастующие перестают видеть смысл своих действий. 2) целеустремленность – забастовка так же может быть прекращена в случаях, когда бастующим разъяснили, как добиться желанной цели и что можно сделать, дали выход из ситуации. Провоцируя эти чувства, работодатель блокирует психологические возможности дальнейшего развития забастовки. Участники, испытывающие апатию или стремящиеся к иной цели, естественным образом отходят от забастовки. 

Преимущества приемов  подавления: быстрое прекращение  забастовки. Недостатки и ограничения  метода подавления: несмотря на возможные  жертвы в ходе подавления забастовки, сам конфликт остается нерешенным. Как показывает исторический опыт, после подавления забастовка возникает  снова и снова, и так продолжается до тех пор, пока не будет разрешен первоначальный конфликт. Каждый раз  забастовки используют все более  жесткие способы проявления, а  количество участников увеличивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что на любом  предприятии в любой стране может  возникнуть ситуация, когда рабочие понимают, что их никто не слышит и не хочет слышать.

 В ответ на бездействия  работодателей, рабочие объединяются  в  одно целое и начинают  «бороться». Бороться за то, чтобы им платили заработную плату вовремя, за то, чтобы рабочий день соответствовал норме, бороться за свое рабочее место.

Россия пережила множество  забастовок, все они оставили свой след, они приводили страну на новый уровень развития, а иногда и наводили полный беспорядок в социально-экономическом, политическом развитии государства.

В конце марта 2012года исследовательский  холдинг "Ромир" опубликовал исследование, согласно которому индекс экономической напряженности и боязни трудовых конфликтов в России вырос до 40 процентов. До такого значения показатель не поднимался с начала 1990-х годов.

 Опрос, на основании  которого были сделаны выводы, "Ромир" проводил в декабре 2011 года. Среди 56 стран, которые участвовали в исследовании, Россия заняла по уровню экономической напряженности 19-е место. Средний по миру показатель составил 42 процента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1. Богданов Ю. Н. , Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества.- 2001.- № 11.

2. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда // Инструменты, методики, практика.   М:  Альпина Бизнес Букс, 2007

     3. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие для вузов Н.Новгород: НИМБ, 2003

     4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2003 г.

5. Лукаш Ю.А. Мотивация  и эффективное управление персоналом. М: Изд-во Финпресс, 2007

6. Яковлева Т.Г. Мотивация  персонала. Построение эффективной  системы оплаты труда. СПб Питер, 2009

7. http://www.inspp.ru/index.

    http://www.kommersant.ru/

    http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

1 Богданов Ю. Н. , Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества.- 2001.- № 11. - С. 14-19

2 Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие для вузов Н.Новгород: НИМБ, 2003

3 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2003 г.

4 http://www.kommersant.ru/

 


Информация о работе Мотивы забастовочных движений