Мотивы и потребности. Семья как субъект педагогического взаимодействия, социокультурная среда воспитания и развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

Понятия мотива и мотивации включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Содержание

Мотивы и потребности………………………………………………….…2
Семья как субъект педагогического взаимодействия…………….……7
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 15.docx

— 35.98 Кб (Скачать файл)

Развитие характеризуется  наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму  и на различных этапах требует  особой меры. Поэтому реальным основанием периодизации развития являются внутренние изменения самого развития. В культуре существует две полярные (и множество находящихся между ними) концепций развития:

  1. Развитие как реализация, комбинирования и модификация врожденных, унаследованных задатков;
  2. Развитие как непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового не существовавшего на прежних стадиях.

Главными критериями развития выступают новообразования, характеризующие  сущность каждого возраста. При этом под возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и его деятельности, психологические, социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Существует неравномерность  процесса развития, о два его типа:

  • Медленное, постепенное накапливание изменений – литический период;
  • Резкие, бурные взломы кризисы развития.

Кризис, является необходимым  периодом развития, в ходе которого происходит разрушение старых и образование  новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего литического  периода развития. Поэтому во время  кризисного этапа на протяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные  сдвиги и смещения, изменения и  переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.

Основными чертами кризисных  этапов развития, отличаемых исследователями, являются:

  • Нечеткость границ периода;
  • Относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;
  • Негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих стадиях.

Значит, самым существенным содержанием развития в кризисе  будет возникновение новообразований, носящих переходный характер. Эти  новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и  отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

Таким образом, главным критерием  и основанием периодизации детского развития выступают новообразования, относящиеся к сфере деятельности, отношений и освоенных ребенком социальных пространств.

Уровень достигнутого развития характеризуется таким понятием как возраст – целостное динамическое образование, которое определяет роль и удельный вес каждой частной  линии, компонента развития. Личность, развиваясь, изменяется как целая  в своем внутреннем строении и  движении, изменение каждой части  личности определяется законами изменения  целого.

Развитие характеризуется  определенной динамикой – совокупностью  всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и  сцепления структурных новообразований  каждого возраста.

Для понимания особенностей развития на различных этапах и его  механизмов необходимо учитывать социальную ситуацию развития – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, естественное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего  социальной.

Социальная среда является источником возникновения всех специфических  человеческих свойств личности, развитие ребенка, которое совершается в  процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм. Их понимания  сути социальной ситуации развития и  роли социальной среды следует существование  оптимальных возрастных периодов, индивидуальных для каждого ребенка, для обучения различным видам деятельности. Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым есть частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной форм жизнедеятельности.

Понимание возрастного развития как процесса освоения новых деятельностей (игровая – учебная – общение - труд.) получила широкое распространение  в российской педагогике и психологии. Но одновременно - и это нам представляется важным – развитие есть овладение новыми пространствами – как по глубине (семья – класс – школа – двор – город - мир), так по содержанию. Освоение отношений происходит параллельно и проходит следующие этапы: ребенок – родитель; ученик – учитель; человек – человек; человек- мир.

Эти три процесса (овладение  деятельностями, пространствами и отношениями) протекают одновременно и освоение новой деятельности есть результат  и одновременно предпосылка овладения  новыми пространствами и отношениями.

Для понимания особенностей взросления ребенка в современном  обществе задача школы в обеспечении  этого процесса необходимо, прежде всего, проанализировать современную  социальную ситуацию взросления. Она  имеет системный характер, иерархическое  строение и может быть рассмотрена, по крайней мере, на трех уровнях.

  1. Общемировой, цивилизационный, характеризующий человеческое сообщество, в рамках которого формируется детство. Этот уровень отмечен глубочайшим системным кризисом, хватившим такие сферы, как экология, демография, геополитика, национальные отношения и т. п.
  2. Внутренний, свойственный именно нашей стране, проходящей очередной «Революционный» этап своего развития, о посредующей влияние «Верхнего», общемирового уровня.
  3. В результате произошли серьезные имения на ближайшем к растущему человеку – индивидуально-личностном уровне, в пространстве его непосредственного развития – семье, школе, компании сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. – М.: Изд-во Омега, 2006
  2.    Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003
  3. Титов В. А. Психология и педагогика (конспект лекций). – М., 2003
  4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: ИНФРА-М, 2009
  5. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев,2009
  6. Ильин Е.П. Мотиваци я и мотивы. СПб., 2000

 


Информация о работе Мотивы и потребности. Семья как субъект педагогического взаимодействия, социокультурная среда воспитания и развитие личности