Мотив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:41, реферат

Краткое описание

Мотив - побудительная причина поведения и действий человека возникающая под воздействием его потребностей и интересов; - представляющая собой образ желаемого человеком блага.
Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:
побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Побуждающая функция мотива и эффективность деятельности………………..5
Виды мотивов в психологи…………………………………………………………6
Действующие и потенциальные мотивы…………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………………..9
Список литературы…………………………………………………………………10

Вложенные файлы: 1 файл

Мотив Психология.docx

— 25.56 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ УКРАИНЫ ФЕОДОСИЙСКАЯ ФІНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КИЕВСЬКОГО УНИВЕРСИТЕТА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

кафедра общественных наук

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Психология»

На туму: «Мотив»

 

 

 

Выполнила:

студентка группи ТР-21

Бойчено К. В.

 

Научный руководитель:

к.филос.н. доцент Ульман Е. М.

 

 

Робота здана на кафедру

“____” _______ 2013 р.

 

 

 

 

 

ФЕОДОСІЯ – 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Побуждающая функция мотива и эффективность деятельности………………..5

Виды мотивов в психологи…………………………………………………………6

Действующие и потенциальные  мотивы…………………………………………..8

Заключение…………………………………………………………………………..9

Список литературы…………………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мотив - побудительная причина  поведения и действий человека возникающая под воздействием его потребностей и интересов; - представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением  потребностей. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью  данной деятельности удовлетворяется. В качестве основных функций мотивов  выделяют следующие:

побуждающую функцию, которая  характеризует энергетику мотива, иными  словами, мотив вызывает и обусловливает  активность человека, его поведение  и деятельность;

направляющую функцию, которая  отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор  и осуществление определенной линии  поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно  связана с устойчивостью мотива;

регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что  мотив предопределяет характер поведения  и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении  и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с  иерархией мотивов. Регуляция состоит  в том, какие мотивы оказываются  наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают  поведение личности.

Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.

Классификация мотивов

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации  мотивов. Классификаций мотивов  ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Одним из таких оснований  может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические  и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо  связано с установками личности.

Различают мотивы по видам  деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного  отрезка жизни), ситуативные и кратковременные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Побуждающая функция  мотива и эффективность деятельности

Закон оптимальной мотивации  Йеркса-Додсона (1908) – связывает  мотивацию и продуктивность решения  задачи. Йеркс, Додсон провели эксперимент  на мышах, цыплятах, кошках и человеке. Задача: различение яркостей двух предметов. Один из ответов произвольно оценивался как неправильный. Первый фактор –  легкость или трудность задачи. Большая  контрастность светлого и темного  пятен – легкая задача, трудная  задача - фактически один и тот же цвет – серый, но оттенки разные. В одном случае – несколько  светлее, чем другой. Второй переменный фактор - сила отрицательного подкрепления. Позитивное подкрепление – приманка – не меняется, а негативное –  ток – слабый, средний или сильный. Абсцисса – ток, ордината – число  проб для достижения необходимого уровня. В каждом случае имеется оптимум  мотивации, при котором научение наиболее быстрое. Т.е. с усилением  общей активации повышается качество исполнения действий, но до определенного  предела. Если мотивация слишком  высока, исполнение ухудшится. Какая  мотивация является оптимальной  для легкой или трудной задачи? Между этими двумя факторами  – обратная связь. Оказалось, что  в случае трудной задачи оптимум  достигается при слабой мотивации (трудность уже сама по себе мотивирует), тогда как для легких задач  требуется сильная, дополнительная мотивация. Закон: «С увеличением трудности  задания интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, должна приближаться к пороговой  величине». С усилением мотивации  повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она  слишком велика, исполнение ухудшается, появляются признаки дезорганизации и  ослабления контроля.(Повседневная жизнь: учащиеся теряются на экзамене, войска лучше маневрируют на учениях, чем  в бою). Патрик – феномен сверх-мотивации  Человек. Кабина – 4-ре двери. Надо найти  как можно быстрее выход. Искомая  дверь все время менялась, но не повторялась два раза подряд. Логического  решения не было. Но можно найти  более или менее рациональную стратегию. Если усиливали мотивацию  испытуемого (в кабине сверху сыпались гвозди или пропускался электрический ток через пол), решения становились менее рациональными, более стереотипными и неэффективными. Интенсивность стимуляции отрицательно сказывается на нашей эффективности, на адаптации к задачам, которые непрерывно ставит перед нами среда. Нарушение адаптации происходит, когда интенсивность ситуации становится слишком сильной.

Виды мотивов  в психологи

1. Мотив самоутверждения. Данный мотив тесно переплетается с чувством собственного достоинства индивида, его самолюбием и честолюбием. Личность пытается доказать социуму, что он чего-то стоит, хочет, чтобы его ценили и уважали, стремится к определенному статусу в обществе. Мотив самоутверждения представляет собой достаточно эффективный побудительный фактор, который еще с самого маленького возраста с личности пытаются активизировать воспитатели, учителя, тренеры и руководители.

2. Мотив идентификации. Данный мотив основывается на желании быть похожим на кумира, героя, определенную авторитетную личность. Мотив побуждает к развитию и работе над собой. Мотив идентификации особенно распространен среди молодежи и детей, пытающихся быть похожими на других людей в своих определенных действиях.

3. Мотив власти основывается на стремлении субъекта заполучить власть и возможность влиять на окружающих людей. Потребности во власти во все времена была одной из основных, движущих человеческими действиями, сил. Данный мотив достаточно сильный. Он позволяет индивиду преодолевать значительные трудности и прикладывать к достижению цели огромные усилия.

4. Процессуально-содержательные мотивы представляют собой побуждение к активности человека посредством содержания и процесса деятельности. Человек любит выполнять именно эту деятельность, он проявляет инициативу и свою физическую или интеллектуальную активность. Процессуально-содержательные мотивы – это то, когда человеку нравится содержание и процесс выполняемой работы.

5. Мотив саморазвития – это один из главных мотивов, который заставляет личность к работе над собой и развитию. Движение вперед и саморазвитие часто достаточно тесно связаны с внутриличностными конфликтами, но не являются насилием над самим собой.

6. Мотив достижения – стремление к достижению отличных результатов и высокого мастерства в своей деятельности. Такое стремление обычно проявляется в том, что индивид выбирает достаточно сложные задания и пытается их выполнить. Человек, который наделен высоким уровнем мотивации достижения, настойчиво работает над собой ради достижения поставленной цели.

7. Просоциальные мотивы – это мотивы, связанные с собственным осознанием общественного значения деятельности, с ответственностью перед обществом. Когда действуют такие мотивы, происходит идентификация группы с индивидом.

8. Мотив аффилиации представляет собой стремление к поддерживанию взаимоотношений с другими людьми, к общению и контакту с ними. Смысл аффилиации заключается в самоценности общения.

9. Негативная мотивация является побуждением, которое вызвано осознанием возможных неприятностей, наказаний, неудобств, которые имеют место в случае невыполнения деятельности.

Потребности и мотивы психологии напрямую зависят от окружающего  человека общества. Потребности всегда выступают лишь источниками побудительной  силы мотивов. Мотив и мотивация  в психологии определяются выбором  направленности деятельности, которая  определяется актуальными потребностями, ограничениями и возможностями, которые заложены в определенной ситуации.

 

 

Классификация мотивов в  психологии достаточно относительная. Существует множество вариантов, но наиболее популярная это классификация по Маслоу:

1. Вода, еда, воздух, туалет.

2. Самосохранение, здоровье.

3. Самолюбие

4. Самоидентификация

5. Самореализация

Мотивы учебной деятельности в психологии различные, они зависят  от индивидуальных характеристик человека. Эта проблема представляет собой  наиболее важный вопрос современной  педагогики и психологии. Для определения  причин поведения человека и его  отношения к учебе, необходимо в  первую очередь выделить ситуационные и личностные предпосылки данной формы поведения.

Действующие и  потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются  и обладают существенным мотивационным  влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся  внизу мотивационной иерархии, незначительно  влияющие на активность человека и  часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они  не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при  определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают  побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора  с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был  пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее  значение и становится действующим.

 

 

 

Заключение

Мотивационная составляющая личности человека пронизывает все  аспекты, все уровни его бытия, оказывает  решающее влияние на совершаемые  им поступки, регулирует и направляет его деятельность, служит источником жизненной активности. Ввиду этого  существенным является дальнейшее изучение проблематики мотивации человеческого  поведения в контексте решения  прикладных задач стоящих перед  обществом.

Особое место в психолого-педагогической науке занимает изучение проблемы мотивации  поведения дошкольников в связи  со значимостью изменений, которые  происходят в этом возрасте.

Дошкольный возраст характеризуется  интенсивным развитием мотивационной  сферы ребенка. Актуализируются  познавательные мотивы, лежащие в  основе формирования будущей учебной  деятельности, появляются новые мотивы, которые по своему характеру можно  определить как общественные, оказывающие  сильное влияние на все поведение  ребенка. Однако появление и развитие таких мотивов зависит от воспитательного  влияния взрослых.

Практическое исследование, проведенное в рамках данной курсовой работы, по изучению действенности  общественных и личных мотивов в  поведении дошкольников показало, что  преобладающее влияние общественных либо личных мотивов определяется возрастом  ребенка, а также характером совершаемого выбора: дошкольникам сложнее руководствоваться  общественными мотивами в своем  поведении, особенно когда выбор  касается того, что им более ценно, вызывает неподдельный интерес.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.       Божович  Л.И. Проблемы развития мотивационной  сферы ребёнка //Изучение мотивации  поведения детей и подростков. -М.: «Просвещение», 1972.

2.       Божович  Л.И. Этапы формирования личности  в онтогенезе//Вопросы психологии,1978.№4.С.28-35. Большой психологический словарь/Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков,  В.П. Зинченко.-Спб.: Прайм-Еврознак,2007.-672с.

3.       Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник  для вузов ¾ СПб: Питер,2000.

4.       Выготский  Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).

5.       Давыдов  В. В. .Учебная деятельность: состояние  и проблемы исследования // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 5 – 14.

6.       Коломинский  Я.Л., Панько Е.А. , Игумнов С.А. «Психическое  развитие детей в норме и  патологии». –СПб.: Питер, 2004.-480с.


Информация о работе Мотив