Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:41, реферат
Мотив - побудительная причина поведения и действий человека возникающая под воздействием его потребностей и интересов; - представляющая собой образ желаемого человеком блага.
Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:
побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;
Введение……………………………………………………………………………..3
Побуждающая функция мотива и эффективность деятельности………………..5
Виды мотивов в психологи…………………………………………………………6
Действующие и потенциальные мотивы…………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………………..9
Список литературы…………………………………………………………………10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ФЕОДОСИЙСКАЯ ФІНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КИЕВСЬКОГО УНИВЕРСИТЕТА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
кафедра общественных наук
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Психология»
На туму: «Мотив»
Выполнила:
студентка группи ТР-21
Бойчено К. В.
Научный руководитель:
к.филос.н. доцент Ульман Е. М.
Робота здана на кафедру
“____” _______ 2013 р.
ФЕОДОСІЯ – 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Побуждающая функция мотива
и эффективность деятельности……
Виды мотивов в психологи………………
Действующие и потенциальные мотивы…………………………………………..8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Мотив - побудительная причина поведения и действий человека возникающая под воздействием его потребностей и интересов; - представляющая собой образ желаемого человеком блага.
Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:
побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;
направляющую функцию, которая
отражает направленность энергии мотива
на определенный объект, т. е. выбор
и осуществление определенной линии
поведения, поскольку личность всегда
стремится к достижению конкретных
целей. Направляющая функция тесно
связана с устойчивостью
регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.
Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.
Классификация мотивов
Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.
Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.
Выделение личных и общественных
мотивов, эгоистических и общественно-
Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные и кратковременные.
Побуждающая функция мотива и эффективность деятельности
Закон оптимальной мотивации
Йеркса-Додсона (1908) – связывает
мотивацию и продуктивность решения
задачи. Йеркс, Додсон провели эксперимент
на мышах, цыплятах, кошках и человеке.
Задача: различение яркостей двух предметов.
Один из ответов произвольно оценивался
как неправильный. Первый фактор –
легкость или трудность задачи. Большая
контрастность светлого и темного
пятен – легкая задача, трудная
задача - фактически один и тот же
цвет – серый, но оттенки разные.
В одном случае – несколько
светлее, чем другой. Второй переменный
фактор - сила отрицательного подкрепления.
Позитивное подкрепление – приманка
– не меняется, а негативное –
ток – слабый, средний или сильный.
Абсцисса – ток, ордината – число
проб для достижения необходимого уровня.
В каждом случае имеется оптимум
мотивации, при котором научение
наиболее быстрое. Т.е. с усилением
общей активации повышается качество
исполнения действий, но до определенного
предела. Если мотивация слишком
высока, исполнение ухудшится. Какая
мотивация является оптимальной
для легкой или трудной задачи?
Между этими двумя факторами
– обратная связь. Оказалось, что
в случае трудной задачи оптимум
достигается при слабой мотивации
(трудность уже сама по себе мотивирует),
тогда как для легких задач
требуется сильная, дополнительная
мотивация. Закон: «С увеличением трудности
задания интенсивность
Виды мотивов в психологи
1. Мотив самоутверждения. Данный мотив тесно переплетается с чувством собственного достоинства индивида, его самолюбием и честолюбием. Личность пытается доказать социуму, что он чего-то стоит, хочет, чтобы его ценили и уважали, стремится к определенному статусу в обществе. Мотив самоутверждения представляет собой достаточно эффективный побудительный фактор, который еще с самого маленького возраста с личности пытаются активизировать воспитатели, учителя, тренеры и руководители.
2. Мотив идентификации. Данный мотив основывается на желании быть похожим на кумира, героя, определенную авторитетную личность. Мотив побуждает к развитию и работе над собой. Мотив идентификации особенно распространен среди молодежи и детей, пытающихся быть похожими на других людей в своих определенных действиях.
3. Мотив власти основывается на стремлении субъекта заполучить власть и возможность влиять на окружающих людей. Потребности во власти во все времена была одной из основных, движущих человеческими действиями, сил. Данный мотив достаточно сильный. Он позволяет индивиду преодолевать значительные трудности и прикладывать к достижению цели огромные усилия.
4. Процессуально-содержательные мотивы представляют собой побуждение к активности человека посредством содержания и процесса деятельности. Человек любит выполнять именно эту деятельность, он проявляет инициативу и свою физическую или интеллектуальную активность. Процессуально-содержательные мотивы – это то, когда человеку нравится содержание и процесс выполняемой работы.
5. Мотив саморазвития – это один из главных мотивов, который заставляет личность к работе над собой и развитию. Движение вперед и саморазвитие часто достаточно тесно связаны с внутриличностными конфликтами, но не являются насилием над самим собой.
6. Мотив достижения – стремление к достижению отличных результатов и высокого мастерства в своей деятельности. Такое стремление обычно проявляется в том, что индивид выбирает достаточно сложные задания и пытается их выполнить. Человек, который наделен высоким уровнем мотивации достижения, настойчиво работает над собой ради достижения поставленной цели.
7. Просоциальные мотивы – это мотивы, связанные с собственным осознанием общественного значения деятельности, с ответственностью перед обществом. Когда действуют такие мотивы, происходит идентификация группы с индивидом.
8. Мотив аффилиации представляет собой стремление к поддерживанию взаимоотношений с другими людьми, к общению и контакту с ними. Смысл аффилиации заключается в самоценности общения.
9. Негативная мотивация является побуждением, которое вызвано осознанием возможных неприятностей, наказаний, неудобств, которые имеют место в случае невыполнения деятельности.
Потребности и мотивы психологии напрямую зависят от окружающего человека общества. Потребности всегда выступают лишь источниками побудительной силы мотивов. Мотив и мотивация в психологии определяются выбором направленности деятельности, которая определяется актуальными потребностями, ограничениями и возможностями, которые заложены в определенной ситуации.
Классификация мотивов в психологии достаточно относительная. Существует множество вариантов, но наиболее популярная это классификация по Маслоу:
1. Вода, еда, воздух, туалет.
2. Самосохранение, здоровье.
3. Самолюбие
4. Самоидентификация
5. Самореализация
Мотивы учебной деятельности в психологии различные, они зависят от индивидуальных характеристик человека. Эта проблема представляет собой наиболее важный вопрос современной педагогики и психологии. Для определения причин поведения человека и его отношения к учебе, необходимо в первую очередь выделить ситуационные и личностные предпосылки данной формы поведения.
Действующие и потенциальные мотивы
Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.
Под влиянием некоторых факторов
потенциальные мотивы приобретают
побуждающее значение (становятся действующими
мотивами). Например, после разговора
с менеджером у подчиненного социальный
мотив (ответственность), который был
пассивным (не побуждал к деятельности),
приобретает большее
Заключение
Мотивационная составляющая личности человека пронизывает все аспекты, все уровни его бытия, оказывает решающее влияние на совершаемые им поступки, регулирует и направляет его деятельность, служит источником жизненной активности. Ввиду этого существенным является дальнейшее изучение проблематики мотивации человеческого поведения в контексте решения прикладных задач стоящих перед обществом.
Особое место в психолого-
Дошкольный возраст
Практическое исследование,
проведенное в рамках данной курсовой
работы, по изучению действенности
общественных и личных мотивов в
поведении дошкольников показало, что
преобладающее влияние
Список литературы
1. Божович
Л.И. Проблемы развития
2. Божович
Л.И. Этапы формирования
3. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Питер,2000.
4. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
5. Давыдов В. В. .Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 5 – 14.
6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. , Игумнов С.А. «Психическое развитие детей в норме и патологии». –СПб.: Питер, 2004.-480с.