Музыкально-психологические учения античности: Конфуций, Пифагор, Платон, Аристотель, Квинтиллиан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:14, реферат

Краткое описание

Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико - этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества.

Содержание

Введение
Платон. Гармония сфер, гармония мира
2. Пифагор и учение об эвритмии
3. Катарсис и учение о мимесисе Аристотеля
4. Идеи Квинтиллиана о воспитании через музыку
5. Конфуций. Ритуал – музыка – человеколюбие
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

рефератище.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

 

 

Только состояние полной бездеятельности и полной незаинтересованности ни в какой технике, да и вообще ни в чем материальном, только такого рода свободное состояние духа является принадлежностью свободнорожденных.     Таким образом музыка это достояние свободного духа. Свободные и мудрые должны сочинять и исполнять правильную музыку, ведущую к устроению и гармонизации бытия индивидуума в обществе.

Идеи Квинтиллиана о воспитании через музыку

Аристи́д Квинтилиа́н , греческий философ-неоплатоник, теоретик музыки, автор трехтомного трактата «О музыке». В первой книге наряду с общеизвестными сведениями об интервалах и родах мелоса Аристид даёт собственную классификацию музыки и развивает учение о 15 ладах и ладовых метаболах.  Ценность представляют редкие для античности элементы учения о мелодии и связи её со стихом (известно как Мелопея). Вторая книга Аристида исследует вопросы музыкального воспитания, главным образом в аспекте воздействия музыки на душу человека. Основные источники музыкальной этики Аристида — Платон, Аристотель и Плутарх. В третьей книге вводится пифагорейская музыкальная арифметика (в том числе кратко излагается деление монохорда), которую Аристид вписывает в контекст неоплатонической онтологии.        

 Свой разговор о  музыкальном воспитании автор  начинает с постановки пяти  важнейших вопросов:         

(1) Можем ли мы воспитывать  через музыку?      

(2) Полезно ли это?          

(3) Можно ли воспитать  всех или же только некоторых?    

(4) Воспитание возможно  с помощью только одной мелопеи  или с помощью нескольких?           

(5) Совершенно ли нет  никакой пользы от тех мелопей,  которые обычно отвергаются при  воспитании?        

 

Определяющим для взглядов Аристида на музыкальное воспитание является постоянно используемое автором, вместо привычного нам выражения «обучать музыке», сочетание «воспитывать через музыку». Речь идет именно о воспитании «через музыку» как о внутренней работе по воспитанию души посредством искусства.  Душа обладает «двойной» природой или двойным разумением. Первая ,разумная, часть души – это та ее часть, которая происходит от «божественного». Со второй ,неразумной,  связано стремление души к «земным» вещам. В соответствии с разделением души на разумную и неразумную части Аристид выводит два способа ее воспитания, характерные для каждой части. Воспитание музыкой, которое больше всего подходит для юных, предназначено для «неразумной» части души. . По мнению автора, музыка необходима при совершении физически трудных работ (в ремесле, в мореплавании и т. д.). Кроме того, музыка важна не только в делах общественных, – будь то религиозные обряды или празднества, – но и в делах государства – походах и войнах. Однако музыке место не везде.         Однако  в музыкальном воспитании не все чувства следует «переводить» в пение. Только некоторые из них, будучи «чистыми» или «разумными», менее связаны с темной стороной души, и потому благоприятствуют разумному устроению последней. Подводя итог вышесказанному, Аристид обосновывает свой тезис о том, что воспитание музыкой подходит именно для детей, наиболее подвластных чувствам. В этом – ответ Аристида на первые три поставленных им вопроса. На первые два – о возможности самого воспитания и о его полезности – он просто отвечает утвердительно. На третий (о качествах воспитуемого) не только утвердительно, но подчеркивая особую роль музыки именно в юном возрасте. При этом Аристид конечно же уверен, что музыка важна и для взрослых граждан. В соответствии с обрисованным им устройством души Аристид дает весьма недвусмысленную характеристику нравам некоторых народов. Так, по его мнению, вовсе не искушенные в музыке люди часто потворствуют диким сторонам «неразумной» части своей души. Так, например, италийских осков – жителей Опиции и Левкании  Аристид называет «бесчувственными скотами» ввиду их склонности к «вожделению».

 

Жителей же Гарамантиды и Иберии  отличает приверженность к «ярости», за что они заслуживают прозвище «свирепых зверей». Люди, которым присуще дурновкусие, потворствуют самым различным темным сторонам своей души. Так, финикийцы и ливийцы чрезмерно изнеженны и излишествуют в украшении тел (что указывает на их приверженность к вожделеющей части темной стороны). Фракийцы и все кельты обуреваемы яростью.  Народы же, которые особенно преуспели в музыке (в основном, греки, но и некоторые другие, культурно близкие им), безусловно превосходят остальные в науках, доблести и человеколюбии. Таким образом, как заключает Аристид, если в государстве царит гармония и человеколюбие, то роль музыки в этом несомненна. «Ведь все, что случается, предводительствуется мыслью (βουλῆς), за которой следует слово, и после этого уже вершится действие. [Так и здесь] – через внутренние образы души (музыка) силой голоса и гармонии изображает и создает нравы (ἤθη), переживания (πάθη), слова. Действие же она [вершит] ритмами и движениями тела.» Из этих слов становится ясна вся логическая цепочка рассуждений автора. Мир находящийся в неупорядоченном состоянии приводит в порядок и облагораживает человек, и только правильно воспитанный человек может это сделать. Воспитание души начинается с воспитания мысли – и это главная задача.        

Конфуций. Ритуал – музыка – человеколюбие

Конфуций, как Пифагор  и Сократ, не оставил письменного  изложения своего учения. Но друзья и последователи мудреца записали его высказывания в книге "Лунь-юй" - "Суждения и беседы" Она состоит главным образом из собранных афоризмов, которые начинаются словами "Учитель сказал " Иногда в ней сообщаются факты из биографии Конфуция, иногда попадаются эпизоды, показывающие учителя в беседе с друзьями. И хотя предание приписывает Конфуцию составление чуть ли не всей священной письменности Китая, "Лунь-юй" остается почти единственным надежным свидетельством о мудреце и его учении. У Конфуция нет никакого стройного учения о музыке как таковой. Его собственной «теории» музыки, хотя по свидетельствам его окружения он знал и любил музыку, и сам неплохо владел «ценой» - музыкальным

 

инструментом типа цитры. Музыку он рассматривает в контексте  своего видения социума, государства, мира. В близких пассажах третьей  главы- 23, 24 и 25 речь идет о музыке, во всяком случае, во всех случаях используется этот термин. Но в первом случае Конфуций говорит о том, что «Музыку  необходимо знать!», во втором случае упоминается  музыкальный инструмент то – деревянный язык колокола, причем в контексте, никак не связанном с музыкой. Конфуций говорит своим ученикам «Почему вы так обеспокоены, что  нет у вас чиновничьих постов? Поднебесная уже давно лишилась пути-Дао и скоро Небо сделает  Вашего Учителя языком колокола». В  третьем случае, Конфуций рассуждает о том, что музыка древнего правителя  Шуня (музыка шао) была «красивой и нравственной», а вот музыка правителя У – «воинственного» – «красива, но не вполне нравственна». В сущности, здесь речь идет не столько о музыке, сколько о самом характере древнего правления. В других же местах «Лунь юя» встречается немало высказываний о музыке, которые не сгруппированы в одну главу.        

Квинтэссенцией  его рассуждений  о музыке можно считать следующее  высказывание: "Если человек не обладает человеколюбием, то как он может соблюдать ритуал? Если человек не обладает человеколюбием, то о какой музыке может идти речь?" Учитель так говорил Старшему наставнику из царства Лу о музыке: – Музыка – ее необходимо знать! Сначала настраивают инструменты [добиваясь слитности пяти тонов], затем приводят звуки в гармонию, делают их ясными тягучими. И так до конца произведения. Вот несколько примеров отношения учителя к музыке:     

VII, 14          

Учитель, находясь в Ци, услышал мелодию шао. После этого три месяца он не чувствовал вкуса мяса. Он сказал:      

– Никогда не представлял  себе, что музыка может вызвать во мне такое.  

 

 

 

VIII, 15          

Учитель сказал:          

– Когда главный придворный музыкант [царства Лу] Чжи начинает исполнять песню и когда заканчивается ода «Крики чаек», как ласкают слух приятные звуки!   Во время дворцовых церемоний музыкальную часть открывал сам главный придворный музыкант, а концерт, как правило, заканчивался исполнением оды «Крики чаек» («Гуань-цзюй»).

XI, 1            

Учитель сказал:           

– Есть люди, что сначала  изучают Правила и музыку и  лишь затем становятся чиновниками – это может изменить даже простолюдина люди, не имеющего рангов и жалований. Есть люди, кто сначала стремится стать чиновником, и лишь затем изучать Правила и музыку – это дети из благородных семейцинов и дафу. Если бы мне понадобились способные, то я выбрал бы из тех, кто начинает с изучения Правил и музыки.

XVII, 11

Учитель сказал:           

– Вот говорят: «Правила, да Правила». Неужели под этим имеются  в виду лишь подношения даров из яшмы и парчи?! Вот говорят: «Музыка, да музыка. Неужели под этим имеются  в виду лишь удары в колокола и  барабаны?

XVIII, 9

Главный музыкант Чжи отправился в Ци, распорядитель музыки при завтраке Гань бежал в Чу, распорядитель музыки при обеде Ляо бежал в Цай, распорядитель музыки при ужине Цюэ бежал в Цинь, барабанщик Фан Шу удалился на берег Хуанхэ. Музыкант У, играющий на ручном барабане, переправился на другой берег реки Хань, помощник главного музыканта Ян и Сян, что играл на каменном гонге, бежали за море.     

 

Во время церемоний  и при приеме пищи во дворце правителя  исполнялась строго определенная музыка. Это было лишь прерогативой правителя. Однако три крупнейших клана в  царстве Лу также ввели у себя в домах эти обычаи, чем нарушили ритуал – звук музыки, устанавливающий  космическую упорядоченность в  мире, предназначался лишь для правителя. Музыканты, возмущенные этим, разбежались в другие пределы.   

Большое значение придавал Конфуций музыке. Он видел в ней завершение социальной системы. Музыка должна была, по его замыслу, служить духовной пищей народу, воспитывать и облагораживать нравы. Во всем порядок: ритул, государство, мироустройство и музыка. Она могла разрушить ритуал, а следственно и порядок в обществе, так же как измененный ритуал мог изгнать музыку. Она является неотделимой составляющей бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В античном мире бытие человека признавалось «правильным» при условии гармоничных взаимоотношений с самим собой, обществом, и космическим мироустройством. Он был необходим как полноценный член общества для обеспечения выживаемости культуры в которой развивался. По мнению античных философов музыка была одним из главных регуляторов социального – политического устройства, межличностных отношений, и лучшим лекарством от всякого рода болезней. Многие из положений разработанных ими нашли свое развитие и применение на практике в последующие века и дошли до наших дней. Все более широкое применение находит музыкотерапия. Исследуется воздействие ладов, ритма, а также частот и вибраций на организм человека, с целью лечения как физических , так и душевных недугов. Все больше о себе заявляет искусство эвритмии. Оно находит свое применение в той же музыкотерапии, в различного рода направлениях современного арт искусства, пластике танца. Многие исследователи небезосновательно возлагают долю ответственности за развал Советского Союза на музыку чуждого мира, музыку с чужим культурным кодом. Музыку через которую люди учились любить ту культуру к которой не так еще давно относились враждебно. Впереди человечество ждет еще много исследований и открытий в области музыкальной психологии, но имена первооткрывателей в этой сфере останутся в истории навсегда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Петрушин В.И Музыкальная психология     
  2. Бочкарев Л.Л.  Психология музыкальной деятельности 
  3. Лосев  А.Ф  Античная музыкальная эстетика
  4. Конфуций. Лунь юй
  5. Лямкина Н.В ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция 2012 том 6
  6. Щетников А.И.Развитие учения о музыкальной гармонии от Пифагора до Архита
  7. Вирановский Г.Н Музыкально – теоретическая система древнего Китая
  8. Немировский А. И.  Книга для чтения по истории древнего мира
  9. Ливанова Т.Л  История западноевропейской музыки до 1789 (Средние века): учебник
  10. Готсдинер А.М.  Музыкальная психология

Информация о работе Музыкально-психологические учения античности: Конфуций, Пифагор, Платон, Аристотель, Квинтиллиан