Мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:33, контрольная работа

Краткое описание

Процесс мышления в психологии, его виды и функции. Специфические характеристики и признаки мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

Мышление.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления является сравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений. Познавательным продуктом осуществления этих действий являются общие представления (или эмпирические понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необходимые функции в повседневной жизни людей, а также в науках, находящихся на начальных этапах своего развития.

По функциональному назначению различают критическое и творческое мышление.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Противоположны условия их реализации: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей. В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффективности («мозговой штурм») творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.

Одно из традиционных различий мышления по типам основано на анализе содержания используемых средств мышления – наглядных или вербальных.  В этой связи выделяют наглядное и вербальное мышление.

Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вербальный виды мышления являются «антагонистами»: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами [6].

 


3.                      Процессы мышления

Психология изучает процесс мышления индивида, т. е. исследует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, закономерности протекания мыслительного процесса, который приводит к познавательным результатам.

Мышление как психический процесс совершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях.

Умственные действия - это разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, это действия с образами, представлениями и понятиями. Например, действие доказательства, подведение под понятие, классификации и пр.

Умственное действие всегда осознанно, так как осознается его цель. Экспериментально установлено также, что в умственные действия обязательно включены моторные, двигательные компоненты.

Умственные действия состоят из простейших мыслительных операций. Известно конечное число таких операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация. Ведущими являются анализ и синтез. В процессе умственной деятельности мыслительные операции протекают неосознанно, хотя при желании человек может их осознавать.

Дадим определение основным мыслительным операциям.

Анализ – мыслительная операция разделения предметов и явлений на части. Например, чтобы решить любую задачу, надо сначала мысленно разделить ее на две части: что известно и что надо узнать. Изучая растение, мы мысленно выделяем в нем части: корень, ствол, листья и т.д.

Синтез – мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое. Например, когда мы говорим «яблоко», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха, вкуса и пр.

Сравнение – мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождения сходства и различий между ними. Сравнивать объекты следует по одному основанию. Например, сравним ощущение и восприятие. Различия: ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а восприятие – отражение предметов и явлений в целом; сходство: оба психические процессы отражения и действуют в момент воздействия раздражителя на органы чувств.

Обобщение – мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам. Например, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь, воображение можно объединить в группу познавательных процессов по их существенному признаку: все они служат для познания окружающего мира.

Абстракция (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и одновременном отвлечении от несущественных. Это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Например, когда мы говорим, что пианино, скрипка и флейта – музыкальные инструменты, мы отвлекаемся, абстрагируемся от того, что все они имеют разную форму и размеры (как бы забываем об этом на время).

Конкретизация – мыслительная операция, противоположная абстракции. Это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизировать понятие «психика» - значит назвать конкретный пример психики, положим, мышление, или способности, или мотивы и т.д.

В современной когнитивной психологии обычно выделяют два этапа в процессе мышления: этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирования с этой моделью, поиск решения в проблемном пространстве.

При построении модели проблемной ситуации участвуют структуры и схемы знания из долговременной памяти и используются для создания новой модели. Поиск решения в проблемном пространстве идет не по принципу выбора альтернатив, а на основе строго определенного, непрерывного прогнозирования искомого. Наиболее осмысленные варианты, позволяющие отбирать наиболее удачные способы решения, называют «эвристиками». Решение задач завершается получением ответа или формулировкой суждения.

Таким образом, мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике человека, которая включает:

- понимание – раскрытие сущности предметов и явлений, их предназначение, а также связи между ними;

- решение проблем, задач;

- целеобразование – порождение новых целей, программ поведения и деятельности;

- рефлексию – осознание субъектом своих внутренних действий [2].

Вышесказанное подтверждает важность роли мышления в жизни человека. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.


Заключение

В процессе написания работы было выявлено, что мышление – это сложный, непосредственно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового. Оно обладает рядом отличительных признаков: обобщенное отражение действительности, опосредованное познание объективной реальности, неразрывная связь с решением поставленной задачи, связь с речью. Это выделяет мышление, но в то же время оно не может существовать без других познавательных процессов.

Мышление делят по разным критериям на теоретическое и практическое, интуитивное и дискурсивное, репродуктивное и продуктивное, критическое и творческое, наглядное и вербальное. Причем у человека присутствуют все виды мышления, но отдельные из них являются преобладающими.

Также в работе были рассмотрены процессы мышления, основой которых является умственная деятельность человека, то есть действия, выполняемые в умственном плане сознания. Анализ и синтез являются ведущими мыслительными операциями. К основным этапам процесса мышления относят: этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирования с этой моделью, поиск решения в проблемном пространстве, описанные в третьей главе данной работы.

Таким образом, мышление играет довольно значимую роль в жизни, как непосредственно конкретного человека, так и общества, являясь способом достижения задач по выявлению общих закономерностей развития и существования предметов и явлений, возможностью ориентироваться в различных конкретных ситуациях.


Список литературы

1.                      Введение в психологию / Под общ. ред. проф.А. В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Ака­демия», 1996. - 496 с.

2.                      Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: учебно-методическое пособие / под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2007. -352 с.

3.                      Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил.

4.                      Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е  изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии – 688 с.

5.                      Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1976. 479 с.

6.                      http://website-seo.ru/067511021132.html

 



Информация о работе Мышление