Мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 05:03, реферат

Краткое описание

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности. Впроцессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств - в красках, формах, движении предметов и так далее. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Содержание

Общее понятие о мышлении 3
Основные особенности процесса мышления 5
Понятие об интеллекте 7
Понятия как отражение действительности 10
Виды понятий 13
Основные виды мыслительных операций 17
Классификация и систематизация 21
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 56.43 Кб (Скачать файл)

Существенные свойства явлений люди познают в процессе своей общественной практики. Без знания этих свойств люди не могли бы овладеть вещами и законами природы, не могли бы использовать их в своей трудовой деятельности. Познавая из практики существенные свойства предметов, они обозначают их словами созданного всем обществом языка. Благодаря этому общие для всех представителей данного народа слова с самого начала связываются с понятиями об открытых людьми общих и существенных свойствах предметов.

Понятия лежат в основе знаний людей о вещах и явлениях окружающего мира, накопленных человечеством в процессе его исторического развития.

Каждое новое поколение людей, сталкиваясь с уже готовой системой понятий, выработанных предыдущими поколениями, в течение жизни усваивает ее, прежде чем развивает и продвигает ее дальше.

Усвоение понятий достигается в процессе обучения, которое может носить разные формы, но всегда содержит в себе один общий признак - передачу знаний от одних людей другим. Эта передача осуществляется преимущественно в процессе словесного общения: понятия, закрепленные в словах, становятся достоянием других людей через устную или письменную речь.

Накопленные обществом понятия каждый отдельный человек усваивает в готовом виде, в уже сложившихся словесных терминах и определениях, раскрывающих содержание данного понятия. Вместе с тем понятия, усваиваемые в процессе обучения, представляют собой не простую сумму, а систему знаний.

 

Виды  понятий

Принято делить понятия на несколько видов по характеру  отражаемых в них связей и отношений  и по признаку общности понятия.

По характеру отражаемых связей и отношений различают  конкретные и абстрактные понятия.

Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и  отношения между конкретными  предметами и явлениями объективного мира в их целостной, структурно обособленной форме.

Таковыми являются, например, понятия: дерево, озеро, книга, мяч, стадион, спортсмен, трактор и так далее. Каждому из этих понятий соответствуют реальные предметы и явления, которые могут быть выделены из совокупности других таких же предметно-целостных и структурно обособленных предметов и явлений окружающего мира.

Абстрактными называются такие понятия, в которых отражаются лишь те или иные свойства предметов, мыслимые в их отвлечении (абстрактно) от предметов, которым они принадлежат. Примерами таких понятий будут: белизна, величина, сила, справедливость, смелость и др. В этих понятиях отражаются не конкретные явления и предметы, а всегда свойства предметов. Нет  в окружающем нас мире предмета «белизна», но существует белый снег, белое  молоко, белая ткань и т. п. Точно  так же существуют различные справедливые поступки людей, но не «справедливость», как самостоятельно существующее конкретное явление.

По признаку общности различают  общие и единичные понятия.

Общими понятиями называются такие, которые охватывают собой  весь класс или группу сходных  предметов и явлений, например: здание, полюс, столица, ученый, институт физической культуры, мастер спорта, спортивное состязание и так далее.

Единичными называются понятия  об отдельных предметах или явлениях, например: Северный полюс, Ломоносов, Чита, Забайкальский государственный университет и др. Хотя эти понятия относятся к единичным предметам, они все же существенным образом отличаются от представлений. Последние отражают внешние формы предметов, тогда как единичные понятия - их сущность. Понятие о Забайкальском государственном университете не может быть сведено к конкретному представлению о внешней форме его зданий, расположения его аудиторий, спортивных площадок и так далее. Это понятие останется тем же самым даже и в том случае, если бы университет перевели в какое-нибудь другое помещение, с другими аудиториями и иными сооружениями.

 

 

Суждение

Суждение всегда представляет собой мысль о связи явлений, например: «бытие, определяет сознание», «студент сдал зачет» и так далее Подобно понятиям, суждения отражают объективные связи и отношения между предметами, но только более дифференцированно, в развернутой форме.

Суждение всегда имеет  более или менее отчетливо  выраженную словесную форму, но не в  виде отдельного слова, а в виде предложения. Каждое суждение, хотя бы и в скрытой  форме, всегда содержит в себе три  элемента:

  1. субъект (или подлежащее), то есть понятие предмета, о котором что-либо высказывается;
  2. предикат (или сказуемое), то есть понятие о том, что высказывается о данном предмете;
  3. утвердительную или отрицательную связку между этими понятиями. Например, в суждении «физическая культура является важным средством коммунистического воспитания» мы имеем:
  4. понятие «физическая культура» (субъект суждения);
  5. понятие «важное средство коммунистического воспитания» (предикат суждения);
  6. утвердительную связку - «является».

Как суждение, так и его  словесное выражение часто бывает неполным, сокращенным. Например, когда  суждение выражается во внутренней речи, в нем может отсутствовать  субъект. Наблюдая состязания в беге, мы можем подумать: «побежали». В  данном суждении наличествует лишь предикат.

В быту мы редко высказываем  суждения в развернутом виде. Однако в процессе обучения полное выражение  суждений и предложений обязательно, благодаря чему уточняются и конкретизируются мыслимые связи и отношения между  предметами, и достигается полнота и правильность понимания этих связей. Лишь после этого сокращенные формы могут служить целям адекватного отражения данных объективных связей, становясь «сигналами» полных форм и заменяя их.

В суждениях выражаются самые  различные и самые сложные  объективные связи и отношения:

  • отношения вида и рода («футбол - спортивная игра»);
  • количественные отношения («советские спортсмены завоевали 60 мировых рекордов в различных видах спорта»);
  • пространственные и временные взаимоотношения предметов («в треугольнике против большего угла лежит большая сторона», «сутки состоят из 24 часов»);
  • их состояние («ребенок здоров»);
  • характер деятельности («спортсмен бежит»);
  • причинные взаимоотношения («неправильный режим приводит к перетренировке»);
  • существенные и постоянные признаки предметов («сумма углов треугольника равняется двум прямым»)

и так далее

 

Основные виды мыслительных операций

Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда следующих мыслительных операций:

  1. Сравнение выделенных объектов. Чтобы отразить с помощью мышления какие-либо связи и отношения между предметами или явлениями объективного мира, необходимо, прежде всего, в восприятии или представлении выделить эти явления. Например, чтобы понять причину неудачного выполнения спортсменом данного физического упражнения, необходимо сосредоточить свою мысль на этом упражнении и на тех условиях, при которых оно выполнялось. Это выделение всегда связано с осознанием задачи, оно предполагает предварительную постановку вопроса, который и определяет собой выделение интересующих нас объектов.

Сравнивая явления, друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определенных отношениях, их тождество или противоположность. Например, низкий или высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

  1. Абстракция. Чтобы осуществился процесс мышления, необходимо не только различать отдельные свойства предметов, но и мыслить эти свойства отвлеченно от самих предметов. Такая мыслительная операция называется абстракцией (от лат. абстракций - отвлечение). Процесс абстрагирования есть мысленное (временное) отвлечение одного свойства вещи от других ее свойств, одного предмета от других предметов, с которыми он в действительности связан. Чтобы, анализируя предмет, мыслить отвлеченно его свойства, «надо оставить в стороне все отношения, не имеющие ничего общего с данным объектом анализа», - говорит Маркс. Так, исследуя закономерности процесса реакции спортсмена на старте, психолог - эксперименталист выделяет только один элемент этого процесса - латентный период, отвлекаясь (пока, на время) от таких побочных явлений, как влияние на спортсмена зрителей, его личное отношение к данному соревнованию и так далее Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.

Абстракция является умственной операцией, которая позволяет мыслить данное явление в его самых общих, а потому и наиболее существенных, характерных чертах. Она является источником познания истины.

  1. Обобщение. Абстракция всегда соединяется с обобщением; абстрагированные свойства предметов мы сейчас же начинаем мыслить в их обобщенном виде. Например, разбираясь в характерных особенностях удара боксера при нокауте, мы выделяем такое его свойство, как резкость; при этом мы мыслим это свойство в его обобщенной форме, пользуясь понятием резкости, сложившимся у нас на основании знакомства с этим явлением во многих других случаях (не только в боксе, но и в фехтовании; не только при ударе, но и при отбивании мяча и так далее), то есть как соединение силы с кратковременным прикосновением к поражаемому объекту. Уже одна эта умственная операция позволяет нам отразить в своем сознании сущность явления: поражающая сила удара при нокауте заключается именно в его резкости.
  2. Конкретизация. Абстракция всегда предполагает противоположную ей мыслительную операцию - конкретизацию, то есть переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности. В учебном процессе конкретизация часто выступает как приведение примера для установленного общего положения.

В соединении с абстракцией конкретизация является важным условием правильного понимания действительности, так как она не позволяет мышлению отрываться от живого созерцания явлений. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. Отсутствие конкретизации приводит к тому, что знания становятся голыми абстракциями, оторванными от жизни, а потому и бесполезными.

  1. Анализ. Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. В практической деятельности анализ приобретает форму фактического расчленения предмета на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на его элементы.

Например, думая о сложной структуре прыжка, мы мысленно выделяем в нем следующие основные части: разбег, толчок, фаза полета, приземление. Этот мысленный анализ облегчается тем, что и в действительности мы можем выделить эти моменты и совершенствовать в процессе тренировки скорость разбега, силу толчка, правильность группировки в полете и так далее

  1. Синтез. Синтезом называется обратный анализу процесс мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов.

Взаимосвязь анализа и синтеза  в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот. Взаимосвязь  анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот. Его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов.

Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.

При анализе выделяются не всякие части, а лишь те, которые имеют для данного предмета существенное значение. В таком физическом упражнении, как прыжок, можно отметить много разных элементов: движение рук, движение головы, мимику лица и так далее. Все эти элементы в той или иной степени связаны с данным упражнением, и мы их выделяем. Однако в процессе научного анализа мы опираемся не на эти, а на существенные части целого, без которого это целое не может существовать. Существенными для прыжка являются не мимика лица или движения головы и рук, а разбег и толчок.

Выделение существенных элементов при анализе сложного явления происходит не механически, а в результате понимания значения отдельных частей для целого. Прежде чем мысленно выделить существенные признаки или части, мы должны иметь хотя бы смутное общее синтетическое понятие обо всем объекте в целом, в совокупности всех его частей. Такое понятие возникает в результате предварительного, образующегося еще до детального анализа общего представления о предмете на основе практического знакомства с ним.

 

Классификация и систематизация

Классификация. Классификацией называется подведение отдельных предметов или явлений - на основании присущих им общих признаков - под более общие понятия, обозначающие определенные классы тех или иных предметов или явлений. Отнесение предмета к определенному классу уточняет наши познания об отдельных предметах, позволяет раскрыть не только особенности данного предмета, но и внутренние связи между группами, классами явлений. То, что при классификации химических элементов мы относим серу в группу металлоидов, а цинк - в класс металлов, углубляет наше понятие об этих химических элементах. Без отнесения в родственные классы на основании сходных признаков понятия о предметах были бы ограниченными, неполными.

Информация о работе Мышление