Мышление и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 10:16, реферат

Краткое описание

В этой работе мы рассмотрим один из познавательных процессов - такой как мышление. Изучение мышления началось сравнительно недавно, гораздо позже исследования восприятия, внимания и памяти. Это объясняется сложностью данного психического процесса, недоступностью его внутренней динамики для внешнего наблюдения.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 37.42 Кб (Скачать файл)

какого-либо вывода, проверять  ход рассуждения.

      Все эти  качества ума воспитываются в  процессе обучения детей в   школе,

а также путём настойчивой  работы над собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Мыслительные процессы

 

      Мыслительная  деятельность   человека   представляет   собой   решение

разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие  сущности  чего-

либо.  Мыслительная  операция  -   это   один   из   способов   мыслительной

деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

      Мыслительные  операции разнообразны. Это - анализ  и синтез,  сравнение,

абстрагирование,   конкретизация,   обобщение,   классификация.   Какие   из

логических операций применит человек, это будет  зависеть  от  задачи  и  от

характера информации, которую  он подвергает мыслительной переработке.

      Анализ - это   мысленное  разложение  целого  на  части  или  мысленное

выделение из целого его  сторон, действий, отношений.

      Синтез - обратный  анализу процесс мысли,  это  -  объединение  частей,

свойств,  действий,  отношений  в  одно  целое.  Анализ  и  синтез   -   две

взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ,  может  быть  как

практическим, так и умственным.

      Анализ  и синтез сформировались в  практической деятельности человека. В

трудовой  деятельности  люди  постоянно  взаимодействуют  с   предметами   и

явлениями. Практическое освоение их  и привело к  формированию  мыслительных

операций анализа и  синтеза.

      Сравнение  - это установление сходства и  различия предметов и  явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде  чем  сравнивать  объекты,  необходимо

выделить один или несколько  признаков  их,  по  которым  будет  произведено

сравнение.

      Сравнение  может быть односторонним, или   неполным,  и  многосторонним,

или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных  уровней

- поверхностное и более  глубокое. В  этом  случае  мысль   человека  идёт  от

внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к  скрытому,

от явления к сущности.

      Абстрагирование  -  это  процесс  мысленного  отвлечения  от  некоторых

признаков,  сторон  конкретного  с  целью  лучшего  познания  его.   Человек

мысленно  выделяет  какой-нибудь  признак  предмета  и   рассматривает   его

изолированно  от  всех  других  признаков,  временно  отвлекаясь   от   них.

Изолированное  изучение  отдельных  признаков  объекта   при   одновременном

отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность  вещей

и явлений. Благодаря  абстракции  человек  смог  оторваться  от  единичного,

конкретного и  подняться  на  самую  высокую  ступень  познания  -  научного

теоретического мышления.

      Конкретизация  -  процесс,  обратный  абстрагированию   и   неразрывно

связанный  с ним.  Конкретизация есть  возвращение мысли от   общего   и

абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

      Мыслительная  деятельность всегда направлена  на  получение  какого-либо

результата.  Человек  анализирует  предметы,  сравнивает  их,   абстрагирует

отдельные свойства  с  тем,  чтобы  выявить  общее  в  них,  чтобы  раскрыть

закономерности, управляющие  их развитием, чтобы овладеть ими.

      Обобщение,  таким  образом,  есть  выделение   в  предметах  и  явлениях

общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы  и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суждение и умозаключение

 

      Мышление  человека протекает в форме  суждений и умозаключений. Суждение

- это форма мышления, отражающая  объекты  действительности  в   их  связях  и

отношениях.   Каждое   суждение   есть   отдельная   мысль    о    чём-либо.

Последовательная  логическая  связь  нескольких  суждений,  необходимая  для

того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь,  найти

ответ на вопрос, называется  рассуждением.  Рассуждение  имеет  практический

смысл лишь тогда, когда оно  приводит к определённому выводу,  умозаключению.

Умозаключение и будет  ответом на вопрос, итогом поисков  мысли.

      Умозаключение  - это вывод из нескольких  суждений,  дающий  нам  новое

знание о  предметах  и  явлениях  объективного  мира.  Умозаключения  бывают

индуктивные, дедуктивные  и по аналогии.

      Индуктивное  умозаключение - это умозаключение  от единичного (частного)

к общему. Из суждений о  нескольких  единичных  случаях  или  о  группах  их

человек делает общий вывод.

      Рассуждение,  в котором мысль движется в  обратном направлении, называют

дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть  вывод частного  случая  из

общего положения, переход  мысли от общего к менее  общему,  к  частному  или

единичному. При дедуктивном  рассуждении мы, зная  общее  положение,  правило

или закон, делаем вывод о  частных случаях, хотя их специально и не изучали.

      Умозаключение  по аналогии - это умозаключение  от частного к  частному.

Сущность умозаключения  по аналогии состоит в том, что  на основании  сходства

двух предметов  в  некоторых  отношениях  делается  вывод  о  сходстве  этих

предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии  лежит  в  основе

создания многих гипотез, догадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие. Усвоение понятий

 

      Результаты  познавательной  деятельности  людей   фиксируют   в   форме

понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его  сущность.  Понятие  -  есть

отражение существенных признаков  предмета.  Чтобы  эти  признаки  раскрыть,

нужно  всесторонне  изучить  предмет,  установить  его   связи   с   другими

предметами. Понятие  о  предмете  возникает  на  основе  многих  суждений  и

умозаключений о нём.

      Понятие  как результат обобщения опыта  людей является высшим  продуктом

мозга, высшей ступенью познания мира.

      Каждое  новое  поколение   людей   усваивает   научные,   технические,

моральные, эстетические и  другие понятия, выработанные обществом  в  процессе

исторического развития.

      Усвоить  понятие - это значит осознать  его содержание,  уметь  выделять

существенные признаки, точно  знать его  границы  (объём),  его  место  среди

других  понятий  с  тем,  чтобы  не  путать  со  сходными  понятиями;  уметь

пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Понимание. Решение мыслительных  задач

 

      Мыслительная  деятельность человека проявляется   в  понимании  объектов

мышления и в решении  на этой основе разнообразных мыслительных задач.

      Понимание  - процесс проникновения мысли  в сущность чего-либо. Объектом

понимания может быть любой  предмет, явление, факт, ситуация, действие,  речь

людей, произведение литературы и искусства, научная теория и  т.д.

      Понимание   может  быть  включено  в   процесс  восприятия   объекта   и

выражаться в узнавании,  осознании  его,  оно  может  осуществляться  и  вне

восприятия.

      Понимание  является обязательным условием  решения мыслительных задач.

      Действуя, человек решает  разнообразные   задачи.  Задача  представляет

собой  ситуацию,  которая  определяет  действие  человека,  удовлетворяющего

потребность путём изменения  этой ситуации.

      Сущность  задачи состоит в  достижении  цели.  Сложные  задачи  человек

решает в несколько  этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую  потребность,  он

затем анализирует условия  задачи, составляет план действий и  действует.

      Одни задачи  человек решает непосредственно,  путём выполнения привычных

практических и умственных  действий,  другие  задачи  решает  опосредованно,

путём приобретения знаний, необходимых для анализа  условий  задачи.  Задачи

последнего типа называются мыслительными.

      Решение  мыслительных задач проходит  несколько этапов.  Первый  этап  -

осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без  вопроса  нет

задачи, нет вообще деятельности мышления.

      Второй  этап решения мыслительных задач  - это анализ условий задачи. Не

зная  условий,  нельзя  решить  ни  одной  задачи,   ни   практической,   ни

умственной.

      Третий  этап  решения  мыслительной  задачи  -  само  решение.  Процесс

решения  осуществляется  посредством   различных   умственных   действий   с

использованием   логических   операций.   Умственные    действия    образуют

определённую систему, последовательно  сменяя друг друга.

      Последним   этапом  решения  мыслительных   задач   является   проверка

правильности   решения.   Проверка   правильности   решения   дисциплинирует

мыслительную  деятельность,  позволяет  осмыслить  каждый  шаг   её,   найти

незамеченные ошибки и  исправить их.

      Умение  решать мыслительные задачи характеризует  ум человека, особенно,

если  человек  может  решать  их  самостоятельно   и   наиболее   экономными

способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Открываемые мышлением свойства окружающего  мира очень важны, так как позволяют  человеку успешно приспосабливаться  к нему. Благодаря мышлению мы можем  предвидеть те или иные факты и  события, потому что мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в казалось бы разных случаях - важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

1. Р.С. Немов, Общая психология. - М., 2001

2. М. Малашкина,  Популярная история психологии. - М.,2002

3. Хрестоматия - психологическая типология, составитель  К.В. Сельченок. - М.,2000

4. А.А.Реан, С.И. Розум, Психология и педагогика. - Спб.,2000, Р.С. Немов, Психология, т.1(в 3-х томах). - М.,1999

5. Ассоциативная  психология Г. Спенсер, Основания  психологии, Т.Циген, Физиологическая психология в 14-ти лекциях. - М.,1998

 

 

 


Информация о работе Мышление и его виды