Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 11:14, курсовая работа
Цель исследования – изучить взаимосвязь мышления и интеллекта.
Задачи исследования:
1 Рассмотреть понятие мышления и понятие интеллекта.
2 Проанализировать взаимосвязь понятий «мышление» и «интеллект».
Объект исследования – интеллектуальная сфера человека.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие мышления, его сущность, виды и особенности…………………5
1.1 Понятие мышления…………………………………………………………5
1.2 Типология и качества мышления………………………………………….6
1.3 Виды мышления……………………………………………………………7
1.4 Индивидуально-психологические особенности мышления……………..9
2 Интеллект: понятие, виды, сущность……………………………………….11
2.1 Понятие интеллекта………………………………………………………..11
2.2 Сущность интеллекта………………………………………………………12
2.3 Социальный интеллект…………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………..22
Глоссарий……………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………
Однако стоит отметить и наличие некого кризиса тестологического подхода к изучению интеллекта: несмотря на мощное методологическое обеспечение изучения интеллектуальных способностей, тестология не смогла породить приемлемую концепцию интеллекта. Кроме того приверженцы взглядов на интеллект как единую структуру пришли к парадоксальному выводу о множестве различных, не всегда зависимых друг от друга, способностей, а приверженцы идеи множественного интеллекта убедились в наличии общего начала всех проявлений интеллекта. При более внимательном рассмотрении оказывается, что содержание тестов зачастую подменяет понятие интеллекта либо общим уровнем образовательного и культурного развития (к тому же. оценка «правильности-неправильности» решения заданий зависит от соответствующей культуры), либо способностью к обучению, которая, впрочем, вовсе не тождественна на самом деле интеллекту). Кроме того, низкие результаты тестов связаны с тревожностью, агрессивностью, интроверсией, т.е. возможна подмена измерения интеллектуальных способностей измерением сформирован ности индивидуальных механизмов саморегуляции.
В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.).
Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру: интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход): интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход); интеллект как особая форма человеческой деятельности (ироцессуально-деятельностный подход); интеллект как продукт целенаправленного обучения; интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход); интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход); интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход); интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход).
В прошлом, как мы убедились, предлагалось довольно много определений интеллекта. Из них наиболее распространенным было определение, данное К. Ясперсом: «Интеллект — это человек в целом, рассматриваемый со стороны его способностей». Но оставалось непонятным, как же следует приступать к исследованию интеллекта, базируясь на особенностях всей психической сферы или принимая во внимание лишь способности исследуемого? Разумеется, человек, больной или здоровый во всех без исключения случаях должен изучаться всесторонне, т.е. в целом. Однако для этого необходимо знание отдельных качеств и свойств психики. Поэтому вышеприведенное, еще бытующее определение интеллекта, по существу, ничего не дает ни в теоретическом, ни в практическом положении.
Объединение в понятии интеллекта категорий, связанных с познавательным процессом, соответственно предполагает изучение каждой из этих категорий в отдельности. Кроме того, должны быть рассмотрены и некоторые иные слагаемые, из которых составляется личность человека.
Формулировка интеллекта включает в себя, прежде всего, опыт и знания человека. Обе эти категории не могут рассматриваться без учета его способностей и одаренности.
Способности - это такие индивидуальные свойства человека, которые помогают ему быстрее и легче овладеть знаниями, приобретать те или иные навыки и умения. Способности — психические явления, рассматриваемые более широко, чем интеллект. При этом подразумевается, что способности бывают всегда к какой-то определенной деятельности: познанию и применению его на практике, музыке, технике и т.д. Потому и говорят о способностях не только интеллектуальных, но и музыкальных, художественных, технических.
Если направленность и темперамент являются достаточно самостоятельными подструктурами личности, то способности, как и характер, включая в себя черты и направленности личности и характера, являются общими свойствами личности.
Интеллект, как и другие способности человека, не есть некая постоянная величина. Развитие способностей (на основании определенных биологических предпосылок-задатков) происходит в течение всей жизни, особенно интенсивно в детстве и юности. Следовательно, разовьются ли имеющиеся у человека задатки, зависит от условий его жизни, воспитания и обучения. В развитии биологических предпосылок ведущая роль принадлежит именно той деятельности, которая опирается на них. И чем раньше это будет сделано, тем эффективнее будут результаты развития. Задатки долгое время могут быть либо не развитыми, не превращенными в способности, либо не использованными во всей широте до определенного времени. Так было с русскими писателями XIX в. С.Т. Аксаковым и И.А. Гончаровым: оба проявили незаурядное литературное дарование лишь в 40-50-летнем возрасте.
Определяя одаренность, имеют в виду сочетание различных способностей человека. Но одаренность — свойство не врожденное. Важнейшим свойством и вместе с тем условием, интеллектуальной деятельности является умственная работоспособность. Характерно, что большинство талантливых и гениальных людей обладали большой работоспособностью. Являясь показателем силы нервной системы, работоспособность, тем не менее, не может быть развита в течение жизни и деятельности человека.
Таким образом, способности, одаренность и умственная работоспособность обязательно должны быть рассмотрены и учтены при решении вопроса об объеме знаний и опыта. Весьма важную и существенную роль играет память. Богатые запасы памяти — важная предпосылка интеллектуального развития. Однако память опять-таки не главное в интеллекте. Ч. Дарвин, например, исключительно высокие интеллектуальные способности которого не подлежат сомнению, откровенно признавался, что обладал чрезвычайно слабой памятью.
Наши знания приобретаются в процессе обучения и практической деятельности. Большой запас знаний, так называемаяэрудиция. — важнейшее свойство интеллекта. Несмотря на это, нельзя оценить ум человека, овладевшего значительным количеством знаний, как большой и высокий, ибо и эрудиция не определяет всего интеллекта. Можно иметь диплом об окончании высшего образовательного учреждения и, тем не менее, не обладать развитым интеллектом. И наоборот, человек со сравнительно небольшим запасом знаний только лишь на основании одного этого не может считаться интеллектуально отсталым. Способность к суждению, применению имеющегося комплекса знаний и опыта может быть у него на высоком уровне, что при соответствующих условиях и проявляется в виде замечательных успехов (вспомните довольно любопытный оскароносный фильм «Миллионер из трущоб»).
Немаловажны и внимание, и волевые качества человека, способности к восприятию, особенности эмоциональной сферы. Однако так же, как и память, эти психические функции представляют собой лишь его предпосылки, которыми обусловлено развитие интеллекта (см Приложение Б). Специально следует отметить роль мышления, точность понятий, которыми оно оперирует, тонкий анализ и точный синтез, их адекватность ситуации, обстановке. Наконец, верность суждений и умозаключений обязательны для высокоразвитого интеллекта, являясь вместе с тем его необходимыми условиями и предпосылками. Таким образом, интеллект — весьма сложное психическое явление, включающее в свою структуру целый ряд вполне конкретных элементов. Кроме того, скажем: развитие интеллекта нельзя рассматривать в отрыве от социальной среды, которая обязательно принимается во внимание при квалификации его глубины и широты в течение дальнейшей жизни. Оба эти качества не могут служить критерием при оценке интеллекта — ведь нельзя, посмотрев на термометр сегодня, сказать, какая температура воздуха будет завтра.
Интеллектуальная одаренность — такое состояние индивидуально-психических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений; открытостью к любым инновациям.
Американский психолог Дж. Рензулли предлагает модель интеллектуальной одаренности (см Приложение В), которая является «местом пересечения» трех факторов: интеллектуальные способности выше среднего уровня; креативность (творческость); мотивационная включенность. Эта и другие модели свидетельствуют о том, что интеллектуальная одаренность исключает ее сведение только к высокой оценке на тестах интеллекта.
Другой ученый, Р. Стернберг, выделяет пять критериев интеллектуальной одаренности:
- превосходства (тестового);
- редкости (нетипичности);
- продуктивности;
- демонстративности (повторяемости);
- ценности (для данной культуры).
Сейчас изучено около 100 отдельных способностей человека (+ прогностическая функция).
Выделение различных видов одаренности служит важной цели — привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития. Различия между видами одаренности не могут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей.
Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь - процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.
Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия.
Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности. Тест или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу. Исследование интеллекта интересовало человечество с древних времен и постепенно от вопросов «Кто полезнее, умнее, нужнее?», выросли в отдельную отрасль психологии. Тесты интеллектуального развития занимают отдельное место в ряду методик психологического исследования. Здесь приведены лишь некоторые из них, иллюстрирующие общие методы и принципы исследования интеллекта.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
2 |
3 |
1 |
Анализ — |
это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. |
2 |
Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок), |
способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. |
3 |
Конкретизация — |
процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ни |
4 |
Наглядно-действенное мышление — |
вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов |
5 |
Наглядно-образное мышление — |
вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. |
6 |
Синтез — |
обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое |
7 |
Словесно-логическое мышление — |
вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями |
8 |
Способность — |
любое умение, возможность, сила или талант человека действовать или страдать. С. может быть врожденной или приобретенной, скрытой или активной |
9 |
Сравнение — |
это установление сходства и различия предметов и явлений. |
10 |
Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) |
дает первичные обобщения на основе опыта |
Информация о работе Мышление и интеллект: сущность и развитие